Практическая работа на занятии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ
Белгород - 2008
Белгородский государственный университет
медицинский факультет
кафедра анатомии и гистологии человека
Должиков А.А., Михайлик Т.А., Заболотная С.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЦИТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ
Белгород - 2008
Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов по цитологии, эмбриологии и общей гистологии / А.А. Должиков, Т.А. Михайлик, С.В. Заболотная. – Белгород, БелГУ, 2008. - 48 с.
Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов лечебного, и педиатрического факультетов, а также для практических занятий и самостоятельной работы студентов стоматологического факультета по непрофильной части курса. Структура и содержание пособия соответствуют типовой и рабочей программам по гистологии, цитологии и эмбриологии, полностью отражают объем требований при изучении дисциплины.
Рецензенты:
Иванов А.А. – зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Курского государственного медицинского университета, к.м.н., доцент.
Чурносов М.И. – зав. кафедрой медико-биологических дисциплин медицинского факультета Белгородского государственного университета, д.м.н., профессор.
© Коллектив авторов
© БелГУ
ВВЕДЕНИЕ.
Гистология - наука, изучающая микроскопические структуры на клеточном и тканевом уровнях, а также рассматривающая их развитие и структурные основы функций. Поэтому основное значение на практических занятиях имеет микроскопическое изучение препаратов, которое носит характер учебно-исследовательской работы и требует хорошей предварительной теоретической подготовки.
Данное пособие включает рекомендации по изучению теоретического материала, практической работе с микропрепаратами, а также задания для самостоятельной работы по цитологии, эмбриологии и общей гистологии. Рекомендации составлены в соответствии с действующей Программой изучения гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинских ВУЗах (М.,2002).
Структура пособия предусматривает непрерывность в изучении отдельных разделов предмета: цитологии, общей и частной эмбриологии, общей и частной гистологии. Теоретическая часть частных вопросов базируется на ранее изученных общих сведениях, а для практической работы используется единый комплект препаратов, изучение которых с разных точек зрения происходит с постепенным углублением знаний.
Для контроля теоретической подготовки в каждой теме имеется перечень вопросов, а для контроля правильности выполнения рисунков приводятся ссылки на иллюстрации в учебнике и атласах.
Протоколирование работы на практических занятиях, а также самостоятельно выполненных заданий производится в виде рисунков в отведенном в рекомендациях свободном месте.
В конце каждой темы приводится список дополнительной литературы для углубленного изучения материала.
Основные ссылки ориентированы на практикум «Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии /Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского - М.:Медицина,1999», который является одним из обязательных учебных пособий. При подготовке к занятиям необходимо особенно обращать внимание на раздел практикума «Необходимый исходный уровень знаний», а также ссылки на другие разделы в методических рекомендациях к каждой теме.
При выполнении практической работы следует помнить следующие основные правила обращения со световым микроскопом:
1) освещение устанавливается только с объективом малого увеличения; следует обязательно проверить центровку положения объектива; конденсор должен быть поднят до упора;
2) при помещении препарата на предметный столик покровное стекло должно быть сверху;
3) при фокусировке следует помнить, что расстояние между нижней линзой объектива и препаратом при малом увеличении (х8) - около 10 мм, при большом (х40) - менее 1 мм;
4) при переводе с малого увеличения – на большое следует:
-расположить исследуемый участок препарата в центре поля зрения,
-перевести револьвер с объективом 40 и отцентрировать его положение,
-наблюдая сбоку, приблизить объектив почти до полного касания с покровным стеклом препарата, делая это с помощью макровинта,
-наблюдая в окуляр, медленно с помощью макровинта приподнимать тубус до получения четкого изображения,
-дальнейшее изучение объекта производить, пользуясь микровинтом,вращая его на 0.5-1 оборот.
5) по окончании работы приподнять тубус микроскопа и перевести его на малое увеличение.
Для изучения дисциплины необходима следующая основная литература. Для получения более детальных знаний рекомендуется дополнительная литература, список которой приведен ниже, а также в конце рекомендаций к каждому ханятию.
Основная литература:
1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. – М.: МИА, 2002.
2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология.-СПб.:SOTIS,1998.
3. Гистология /Под ред. Ю.И.Афанасьева.-М.: Медицина, 1989.
4. Гистология: Учебник, 6-е издание./Под ред. Ю.И.Афанасьева и Н.А. Юриной. – М.:Медицина, 1999.
5. Гистология (введение в патологию)/Под ред.Э.Г.Улумбекова и Ю.А.Челышева.-М.:ГЭОТАР,1997.
6. Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-ГЭОТАР-МЕД, 2001.- 672 с.
7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского.-М.:Медицина,1999.
8. Лекционный материал.
Дополнительная литература:
1. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии: Учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов; Под ред. Р.П. Самусева. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2004. – 400с.
2. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас/ Под ред. О.В.Волковой и Ю.К.Елецкого.-М.:Медицина,1996.
3. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 231 с.
4. Крстич Р.В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. – СПб.: СОТИС, 2001. – 536 с.
5. Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии /Вольфганг Кюнель; пер. с англ. Е Погосян. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 533 с.
6. Терминологический словарь по цитологии, гистологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, К.К. Рогажинская, Р.П. Самусев и др.; под ред. Ю.И. Афанасьева и С.Л. Кузнецова. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2002. – 224 с.
7. Тестовые задания для проверки знаний студентов по курсу цитологии, эмбриологии и гистологии /Под ред. С.Л. Кузнецова. – М.: ГЭОТАР, 2000.
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ,
рекомендуемые для самостоятельной работы:
1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина.- М.ЗАО «Диаморф».
2. Гистология человека в мультимедиа/Р.К. Данилов и соавт. – СПБ, ВмедА.
3. Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/А.В. Павлов. – ЯГМА.
4. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/М.: ММА им. И.М. Сеченова. – 2003.
5. Световая микроскопия. Атлас-справочник/ М.Я. Корн. – ЗАО «Диаморф».
6. Гистология внутренних органов человека с элементами патологии/ А.А. Должиков. – БелГУ, 2005
7. Должиков А.А. Гистология на CD и в Internet – Белгород, БелГУ, 2006.
Internet – ресурсы
1. Региональный ресурсный центр БелГУ: Гистология (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.17.
2. Региональный ресурсный центр БелГУ: Морфология плаценты человека (А.А. Должиков) – http://rrc.bsu.edu.ru/download.php?view.18.
3. Сайт Ярославской государственной медицинской академии «Гистология в интернет» http://hist.yma.ac.ru.
4. Сайт морфологов www.alexmorph.narod.ru.
Используя указанные электронные ресурсы, Вы сможете найти электронные варианты изображений всех микроструктур, что должно облегчить самостоятельную работу на практических занятиях и при подготовке к ним.
ТЕМА: ОСНОВЫ ТЕХНИКИ
ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Данная тема предназначена для самостоятельного изучения. Основы гистологической техники, сведения об основных методах и применении морфологического исследования в достаточном для последующего понимания микроскопических и субмикроскопических картин объеме приведены в учебниках и пособиях:
1.Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/ Под ред. Ю.И.Афанасьева, А.Н.Яцковского. - М.:Медицина,1999. - С.7 – 21.*
2.Быков В.Л. Цитология и общая гистология. - СПб.:SOTIS,1998. - С.12 – 30.
3.Гистология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева.-ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 5 - 13.
Примечание: * в последующем для краткости при ссылке на данный практикум употребляется «практикум».
ТЕМА: ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ КЛЕТОК И
НЕКЛЕТОЧНЫХ СТРУКТУР.
1.Цель занятия и план изучения темы.
После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен знать:
1.Общий план строения клетки, классификацию ее структур.
2.Связь формы и структуры клетки с выполняемой функцией.
3.Физико-химическую характеристику цитоплазмы.
4.Строение элементарной клеточной мембраны, ее компонентов.
5.Строение ядра и его роль в жизнедеятельности клетки.
6.Органеллы общего значения, их роль в жизнедеятельности клетки.
7.Органеллы специального значения, их роль в клетке.
Вопросы для контроля.
1.Дайте определение понятию “клетка”.
2.Перечислите основные функциональные свойства живой клетки.
3.Назовите основные составные части клетки.
4.Перечислите основные формы клеток у человека.
5.Дайте структурную характеристику клеточных мембран согласно жидкостно-мозаичной модели строения мембраны.
6.Назовите основные функции цитолеммы.
7.Перечислите виды клеточных контактов, дайте их краткую характеристику.
8.Назовите составные части цитоплазмы. Расшифруйте понятия о морфоплазме и гиалоплазме.
9.Укажите основные химические компоненты матрикса цитоплазмы.
10.Дайте определение понятию “органелла”.
11.Назовите группы органелы.
12.Перечислите мембранные органеллы.
13.Назовите немембранные органеллы.
14.Укажите виды эндоплазматической сети, их строение и функциональное значение.
15.Охарактеризуйте строение и функции комплекса Гольджи.
16.Назовите компоненты лизосом и пероксисом, их функциональное значение.
17.Перечислите структурные компоненты и функции митохондрий.
18.Опишите структуру рибосомы.
19.Опишите строение центриолей.
20.Опишите структуры цитоскелета и укажите их значение.
21.Назовите органеллы специального значения.
22.Перечислите составные части ядра.
23.Охарактеризуйте “гетерохроматин” и “эухроматин”.
24.Опишите строение и функции ядрышка.
25.Перечислите составные части кариолеммы.
26.Перечислите неклеточные структуры тканей, укажите особенности их строения и происхождения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ.