Тема: вич-инфекция. клинические проявления в стоматологии
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:в течение последних лет ВИЧ-инфекция привлекает к себе внимание в связи с неуклонной тенденцией к пандемическому распространению, прогрессирующему течению заболевания, приводящему к летальному исходу. Клиника ВИЧ-инфекции весьма полиморфна; с ее проявлениями может встретиться врач любой специальности, в том числе стоматолог. Это обусловливает актуальность изучения клинических особенностей, современных методов диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ: после самостоятельного изучения темы студент должен знать: этиологию ВИЧ-инфекции, пути передачи, механизм поражения иммунной системы, особенности клинических проявлений в стоматологии, диагностику, принципы лечения и профилактики.
Уметь практически: на основании данных клиники заподозрить ВИЧ-инфекцию, назначить необходимый объем лабораторных исследований и организационных мероприятий при выявлении больного или вирусоносителя.
III. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: к практическому занятию студент должен повторить:
· Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М.: Практическая медицина, 2010. – 581 с.: ил. Глава 15.4. Вирусы иммунодефицита человека. С. 411-417.
· Биология: учебник: в 2 т. / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 2. – 560 с.: ил. Радел V, глава 14.7. Защита и поддержание целостности организма, постоянства его внутренней среды, оптимальных условий для процессов жизнедеятельности. Эволюция иммунной системы. С. 238-244.
· Анатомия человека: учебник: в 2 т. / С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин; под ред. Л.Л. Колесникова. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011. – Т. 1. – 704 с.: ил. Раздел: Лимфоидные (иммунные) образования. С. 435-449. Т. 2. – 608 с.: ил. Раздел: Анатомия полости рта и зубов. С. 180-223.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
1. Этиология ВИЧ-инфекции
- история открытия возбудителя;
- структура и морфология ВИЧ
- происхождение и эволюция возбудителей;
- взаимодействие с чувствительными клетками.
2. Пути передачи возбудителя и группы риска.
3. Патогенез
- локализация возбудителя в организме;
- иммунологические нарушения при ВИЧ-инфекции;
- факторы, способствующие иммуносупрессии при СПИДе;
- последствия иммуносупрессивного действия ВИЧ;
- иммунитет при СПИДе.
4. Клиника
- клинические проявления ВИЧ-инфекции в стоматологии;
- клинические стадии развития ВИЧ-инфекции;
- ВИЧ-инфекция у беременных;
- особенности ВИЧ-инфекции у детей.
5. Диагностика
- клинические критерии диагностики ВИЧ-инфекции;
- лабораторная диагностика ВИЧ.
6. Принципы лечения.
7. Профилактика.
8. Пути создания вакцины против ВИЧ.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. – 320 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. с. 148-164.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология: Учебник. / Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидоpович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2010. – 752 с.: ил. (Учеб. лит. для студ. медвузов). Глава 12. Раздел 12.3. ВИЧ-инфекция. с. 481-536.
3. Лекция.
Дополнительная:
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
1 Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с. : ил.
2 Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
3 Учебное пособие по ВИЧ-инфекции для студентов и слушателей ФПО [Электронный ресурс] / С.М.Юдина [и др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-т", каф. клин. иммунологии и аллергологии.-Курск,2008.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4 Юдина, С.М. ВИЧ-инфекция: учебно-метод. пособие для студентов и врачей / С.М.Юдина, О.Н. Поповцева, Т.А.Звягинцева; ГОУ ВПО, КГМУ.-Курск: КГМУ,2004.-32 с. Имеется электронный ресурс.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Назовите особенности строения ретровирусов и пути их трансмиссии.
2. В чем заключается отличие ВИЧ от других ретровирусов?
3. Какова устойчивость ВИЧ к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих веществ, ультрафиолетовых лучей и ионизирующей радиации?
4. С каким клеточным рецептором взаимодействует вирусный белок GP 120?
5. Чувствительны ли к ВИЧ CD8-лимфоциты?
6. Какова роль Т-хелперов в иммунном ответе?
7. Какие клетки иммунной системы являются мишенью ВИЧ, почему?
8. Каков механизм поражения иммунной системы при ВИЧ-инфекции?
9. Как объяснить поликлональную неспецифическую активацию В-лимфоцитов у больных ВИЧ-инфекцией?
10. 0бъясните причину нарушения функций моноцитов/макрофагов, снижения активности ЕК при ВИЧ-инфекции.
11. Назовите нарушения в иммунном статусе больных ВИЧ-инфекцией с учетом стадии заболевания.
12. Охарактеризуйте стадии ВИЧ-инфекции.
13. Чем объяснить лимфоаденопатию при ВИЧ-инфекции?
14. Какие формы течения ВИЧ-инфекции выделяют? Охарактеризуйте каждую из них в отдельности.
15. Перечислите клинические критерии диагностики СПИДа (критерии ВОЗ).
16. Каковы особенности клиники ВИЧ-инфекции у детей?
17. Каковы особенности поражения при ВИЧ-инфекции нервной системы?
18. Укажите возможные поражения слизистой оболочки полости рта, позволяющие заподозрить ВИЧ-инфекцию.
19. Перечислите методы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
20. Какова динамика обнаружения антител к ВИЧ в различные периоды болезни?
21. В чем особенности протеинограммы при ВИЧ-инфекции и чем они обусловлены?
22. Какие иммунологические показатели имеют прогностическое значение при СПИДе?
23. Назовите принципы лечения ВИЧ-инфекции.
24. Каковы перспективы создания вакцины против ВИЧ?
25. Почему вероятность заражения женщины от ВИЧ-инфицированного мужчины выше, чем у мужчины от ВИЧ-инфицированной женщины?
26. Укажите особенности поражения слизистых оболочек при диссеминированной форме гистоплазмоза при ВИЧ.
27. Охарактеризуйте клиническую картину "волосистой" лейкоплакии.
28. Назовите особенности клинических проявлений и варианты течения кандидозного стоматита при ВИЧ-инфекции.
29. Какова клиническая картина В-клеточной лимфомы?
VII.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
1. Составьте схему поражения иммунной системы при ВИЧ-инфекции.
2. Составьте текст беседы с больными на тему: "Профилактика ВИЧ-инфекции".
3. Решите задачу.
На прием к стоматологу обратился больной 28 лет с жалобами на боль, жжение во рту. Эти симптомы беспокоят больного в течение 2 месяцев.
В анамнезе: рецидивирующие ОРВИ, осложненные дважды пневмонией, герпетическая инфекция – рецидивирующий herpes zoster, пиодермия.
Объективно: больной пониженного питания, астенического телосложения. Пальпируются увеличенные до 1,5 см подчелюстные и переднешейные лимфатические узлы. Слизистая полости рта ярко гиперемирована с множественными эрозиями. На нижней губе везикулезные элементы в стадии разрешения.
1. Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз
2. Ваша дальнейшая тактика
ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ ИММУНОТРОПНЫХ ПРЕПАРАТОВ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Одной из первоочередных задач практической медицины является разработка современных принципов и подходов к целенаправленной коррекции нарушений иммунитета. Показания к иммунокоррекции крайне разнообразны: первичные и вторичные иммунодефициты, инфекции, аутоиммунные заболевания, злокачественные опухоли, острые критические состояния, связанные со стрессовым воздействием, травмой, интоксикацией.
Эффективность иммунокоррекции при различных иммунопатологических состояниях зависит от знания и умения врача проводить своевременную и адекватную иммунотерапию.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. После самостоятельного изучения темы
студент должен знать: классификацию видов иммунотерапии, показания и противопоказания к назначению различных видов иммунотерапии, механизм действия иммунофармакологических препаратов.
уметь практически: на основании клинических и лабораторных данных обосновать назначение иммунотерапии (иммунофармакологические средства, сорбционные методы, заместительную ИТ), осуществлять контроль ее эффективности.
Ш. БАЗИСНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.
К практическому занятию студент должен повторить:
· Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. - 750 с. : ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов). Глава 10. Классификация патологических процессов с участием иммунной системы. С. 436-443. Глава 11. Первичные (врожденные) иммунодефициты. С.443-478. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. С.478-481. Глава 14. Аллергические болезни. С.443-478.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
1. Определение иммунотерапии, виды, основные принципы.
2. Показания к иммунотерапии.
3. Критерии выбора иммунотерапии:
а) клинические и лабораторные показания к назначению иммуностимуляции;
б) клинические и лабораторные критерии к назначению иммуносупрессии.
4. Особенности видов иммунотерапии:
а) иммуностимуляция (иммунокоррекция, иммуномодуляция);
б) иммуносупрессия;
в) заместительная иммунотерапия;
г) АСИТ;
д) вакцинация, иммунизация.
5. Классификация иммунотропных препаратов.
6. Новые подходы к иммунотерапии: генотерапия, трансплантация, цитокинотерапия.
7. Характеристика отдельных иммунотропных средств (иммуноглобулины, лечебные сыворотки, иммуномодуляторы, препараты цитокинов).
8. Моноклональные антитела в клинической практике.
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература
1. Хаитов, Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. ВУЗов. Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006, 2009, 2011.-311 с.: ил. Гриф УМО. CD-ROM прилагается. Глава 12. Вторичные иммунодефициты. С.156-164.
2. Хаитов, Р.М. Иммунология. Норма и патология : учеб. для студентов мед. ВУЗов и ун-тов/ Р.М.Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г.Сидоpович.-3-е изд., перераб. и доп.- М. : Медицина, 2010. - 750 с. : ил. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов и ун-тов). Глава 15. Иммунотропная терапия. С.614-634.
Дополнительная литература
1. Аллергология и иммунология: национальное руководство: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильина .-М. :ГЭОТАР-Медиа,2009.-649 с.:ил.+1 электрон. опт. диск (CD-ROM) -(Нац. проект "Здоровье"; Нац. рук.).
2. Дранник, Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология / Г.Н.Дранник.-М.:МИА,2003.-603 с.: ил.
3. Земсков, А.М. Клиническая иммунология: учеб. пособие для студентов мед. вузов / А.М.Земсков, В.М.Земсков, А.В.Караулов; под ред. А.М.Земскова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 319 с.
4. Колхир В.П. Доказательная аллергология-иммунология. - М.: Практическая медицина, 2010. – 528с.
Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru:
1. Иммунология : практикум : учеб. пособие / [Ковальчук Л. В. и др.]; под ред. Л. В. Ковальчука, Г. А. Игнатьевой, Л. В. Ганковской. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 176 с. : ил.
2. Иммунология : учебник / А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. : ил.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Перечислите основные принципы иммунотерапии.
2. Назовите определение иммунотерапии.
3. Назовите показания к иммунотерапии.
4. Назовите показания к назначению иммуностимуляции:
а) клинические
б) лабораторные.
5. Перечислите показания к назначению иммуносупрессии
а) клинические
б) лабораторные.
6. Назовите виды иммуносупрессии и классы иммуносупрессоров.
7. Каков механизм иммуносупрессивного действия антилимфоцитарной и
8. антитимоцитарной сыворотки?
9. Перечислите осложнения иммунотерапии.
10. Глюкокортикостероиды: механизм действия, показания, побочные эффекты.
11. Назовите классификацию иммуномодуляторов.
12. Назовите и охарактеризуйте принципы применения иммунотропных средств (иммунопрофилактика, системная иммунотерапия, местная иммунотерапия).
13. Иммуноглобулинотерапия, показания, виды препаратов, схемы применения.
14. Перечислите виды экстракорпоральной иммунокоррекции, показания к её назначению.
15. Перечислите гормональные препараты тимуса. Каков механизм их действия? Схемы применения.
16. 0бъясните иммуномодулирующий эффект Т-активина.
17. Перечислите заболевания, при которых рекомендуется назначать препараты тимуса.
18. Препараты цитокинов. Локальная цитокинотерапия в стоматологии.
19. Интерфероны, их виды, механизм влияния на иммунную систему, показания к применению?
20. Что собой представляют моноклональные антитела?
21. Назовите препараты моноклональных антител и их применение в клинической практике.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
1. В стоматологической практике широко используют Имудон. Обоснуйте показания к его применению и механизм терапевтического действия, схему назначения.
2. Внимательно изучите таблицу «Моноклональные антитела, используемые в клинической практике». Выпишите препараты, которые показаны к применению в стоматологической практике и при каких заболеваниях.