Влияние климатических особенностей Крайнего Севера в формировании безбарьерной архитектурной среды г.Якутска
Адаптация организма человека к условиям Крайнего Севера является частью адаптации проблемы адаптации человека к различным природным факторам.
Холод - один из главных экологических факторов Крайнего Севера, к которому приходится адаптироваться организму человека
Вечномерзлый грунт – разрушение или деформация тектонических плит.
Рассказать про строительство домов в якутии и в вечномерзлых грунтах
Билет 22
Влияние перепадов температур на человека и определение комфортности жизни в городских условиях
Человек – это дитя природы и является ее неотъемлемой частью!
Как влияют перепады атмосферного давления на самочувствие человека?
Для того, чтобы человеку было комфортно, атмосферное давление должно быть равно 750 мм. рт. столба.
Если атмосферное давление отклоняется, хоть на 10 мм, в ту или иную сторону, человек чувствует себя не комфортно и это может сказаться на его состоянии здоровья.
При снижении атмосферного давления, повышается влажность воздуха, возможны осадки и повышение температуры воздуха.
Первыми, снижение атмосферного давления чувствуют на себе люди с пониженным артериальным давлением (гипотоники), «сердечники», а также люди имеющие заболевания органов дыхания.
Чаще всего появляется общая слабость, затрудненный вдох, чувство нехватки воздуха, возникает одышка.
Понижение атмосферного давления, особенно остро и болезненно ощущают люди, имеющие высокое внутричерепное давление. У них обостряются приступы мигрени. В пищеварительном тракте, тоже не все в порядке – появляется дискомфорт в кишечнике, за счет повышенного газообразования.
Низкой влажностью воздуха, считается 30 – 40%, а это значит, что воздух становится сухой и может действовать раздражающе на слизистую оболочку носа.
При сухом воздухе страдают аллергики и астматики.
Вспышки на солнце, затмения и прочие геофизические и космические факторы, влияют на состояние здоровья человека.
Вы наверное замечали, что в течение последних 15 – 25 лет, вместе с прогнозом погоды, говорят о магнитных бурях и предупреждают о возможных обострениях болезней, у тех или иных категорий людей?
На магнитные бури, реагирует каждый из нас, но не каждый это замечает, а тем более связывает с магнитной бурей.
По статистике, именно в дни магнитных бурь, происходит наибольшее количество вызовов скорой помощи по поводу гипертонических кризов, инфарктов и инсультов.
В эти дни увеличивается количество не только госпитализаций в кардиологические и неврологические отделения, но и растет количество смертей по поводу инфарктов и инсультов.
Создание наиболее благоприятной и комфортной среды обитания всегда было и остается самой важной и значимой задачей для человечества. С ростом урбанизации на относительно небольших городских пространствах усиливаются негативные последствия обострения взаимоотношений между обществом и природной средой.
Повышение комфортности проживания населения крупных городов играет
огромное значение в настоящее время, поскольку темпы глобализации не замедляются, а с каждым годом набирают обороты. Глобальные города в наибольшей степени оказываются подвержены современным вызовам глобализационных процессов, поэтому усилиямировых правительств должны быть направлены на улучшение «микро» - и «макрофлоры» современных мегаполисов.
В связи с вышеизложенным, целью настоящей работы является выявление
механизмов повышения комфортности проживания населения крупных городов в условиях глобализации.
Билет 23
Законодательство разных стран по безбарьерной среде в том числе и РС (Якутия)
Термин безбарьерная среда в большинстве случаев употребляется при упоминании о людях с ограниченными физическими возможностями использующих инвалидные коляски. Безбарьерная среда подразумевает наличие пандусов и тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения.
Но инвалиды-колясочники - это только часть населения, которому наличие безбарьерной среды позволит свободно передвигаться по городу и посещать магазины, учреждения, заведения и другие объекты. Ведь к маломобильным группам населения, кроме лиц с ограниченными физическими возможностями, согласно законодательству, также относятся: временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины и т.п. К этой же категории относятся люди преклонного возраста и дети, мобильность и координация движения которых ограничены вследствие возрастных особенностей. Для всех их наличие безбарьерной среды является фактором, существенно влияющим на качество жизни.
На данное время существует указ по республике Саха Якутия
УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 966
О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы»
В целях обеспечения интеграции инвалидов с обществом, повышения уровня жизни инвалидов, а также повышения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы".
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Демографические показатели
Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2012 года в республике проживает 56 057 инвалидов (5,5% всего населения республики), в том числе 6 168 детей-инвалидов.
Устойчивая положительная тенденция медико-демографических показателей в республике, увеличение показателя рождаемости с 14,4 на 1 000 населения в 2006 году до 16,9 в 2010 году, стабилизация показателя общей смертности на низком уровне - 9,9 на 1 000 человек, рост ожидаемой продолжительности жизни с 65,6 лет в 2006 году (мужчины – 59,8 лет, женщины – 71,9 лет) до 67,1 год в 2010 году (мужчины – 61,5 лет, женщины – 72,9 лет) ведут к увеличению суммарной численности лиц с хроническими заболеваниями, численности инвалидов и иных маломобильных групп населения. Значительная доля инвалидов (58%) имеет 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности, доля детей-инвалидов составляет 11,8%
Цель и стратегические направления
Целью государственной программы является - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия).
В рамках государственной программы определены следующие стратегические направления:
нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение доступности и качества реабилитационных и образовательных услуг для инвалидов;
информационно-методические и просветительские мероприятия для населения.
Стратегическое направление "Нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" включает комплекс мероприятий, направленных на создание нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия).
Стратегическое направление "Повышение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" включает мероприятия по организации комплекса мероприятий по формированию доступной среды в Республике Саха (Якутия).
Стратегическое направление "Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов" включает мероприятия по повышению качества реабилитационных услуг для инвалидов в Республике Саха (Якутия).
Стратегическое направление "Информационно-методические и общественно-просветительские мероприятия для населения" включает мероприятия по проведению информационно-методических и общественно-просветительских мероприятий для населения.
Во всем мире наблюдается увеличение числа лиц с ограниченными возможностями и людей пожилого возраста. Это связано с травматизмом, катастрофами, уровнем здравоохранения, старением населения, демографическими проблемами. Возникновение инвалидности означает ограничение жизнедеятельности, что часто приводит к конфликту с окружающей городской средой, не приспособленной к потребностям маломобильных групп населения (МГН)
Таким образом, отсутствие безбарьерной среды только усиливает действие отрицательных факторов, связанных с демографической ситуацией и инвалид ностью. Вовлечение и социальная адаптация людей с ограниченными возмож ностями в российскую систему занятости наряду с совершенствованием мер поддержки этих слоев населения со стороны государства способно не только улучшить материальное положение и самосознание инвалидов, но и внести важный вклад в решение проблем дефицитности рабочей силы.
В связи с этим требуется разработка мер по созданию в городах доступной для инвалидов среды обитания, с привлечением на местах представителей строительных организаций, ЖКХ, архитекторов и представителей организаций инвалидов, органов муниципального управления15. В этих целях следует орга низовать открытые для гражданского общества органы контроля за системой определения инвалидности, поскольку в настоящее время среди инвалидов очень высок уровень неудовлетворенности работой служб медико-социальной экспертизы. Следует применять комплексный подход к решению проблем дос тупной среды для маломобильных групп населения: во всех градостроительных и социальных конкурсах необходимо закладывать условия доступности, отда вая приоритеты тем проектам, которые создают комфортные условия для всех людей.
Рост производственного травматизма в большинстве стран связан с развитием тяжёлой промышленности. В целом по странам СНГ в 2006 г. от несчастных случаев на производстве (включая погибших) пострадали свыше 98,6 тыс. че ловек. Наиболее высокий уровень производственного травматизма (число по страдавших на 10 тысяч работающих) отмечен на предприятиях России (29 че ловек), Украины (17), Беларуси (10), Армении, Казахстана и Молдовы (по 9 че ловек)9.
Производственная травма — травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда. Все работодатели обязаны предпринимать меры по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (пп. 4 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее - Закон N 125-ФЗ). При определенных обстоятельствах и на определенные цели страхователю может быть разрешено часть расходов на финансирование мер по предупреждению производственного травматизма возместить за счет взносов на травматизм, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ[1].
Рост бытового травматизма связан с урбанизацией и агрессивной окру жающей средой. Так, например, в период с 2000 по 2004 гг. мышечно скелетные травмы были причиной подачи около 55% исковых заявлений, рас сматриваемых советом по вопросам выплаты компенсации работникам провин ции Манитоба (Канада)10. Такие травмы часто происходят вследствие непра вильного или неадекватного дизайна рабочего места или процессов, протекаю щих в его пределах. Основными причинами травм являются падения на ступе
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы — приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причём у лиц 18-25 лет они возникают в 5-6 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Билет27
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
Как понятно, доступная среда жизнедеятельности является главным условием интеграции инвалидов в общество. Необходимость сотворения безбарьерной среды диктуют международные эталоны и национальные законодательства, а обеспечение доступности является одним из более дискуссионных вопросов современности в контексте прав человека. На сегодня статистика инвалидности указывает повышение с каждым прожитым годом числа людей с ограниченными способностями (по данным на 1 января 2011 г. в Рф проживает 13,074 млн инвалидов). 13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение о разработке Конвенции по правам инвалидов, которая занесла бесценный вклад в жизнь и судьбу всех инвалидов. Основными ее принципами являются: • почтение присущего человеку плюсы, его личной самостоятельности, включая свободу делать собственный свой выбор; • недискриминация; • полное и действенное вовлечение и включение в общество; • почтение особенностей инвалидов; • равенство способностей; • доступность; • равенство парней и дам; • почтение развивающихся возможностей детей-инвалидов и почтение права детей-инвалидов сохранять свою особенность . Принципиально также отметить, что Конвенция ООН исходит из принципов не мед, а социально направленной модели, целью которой является продвижение идеи интеграции, т. е. введения инвалидов в ежедневную жизнь общества как полноправных его членов. Схема главных концептуальных моделей инвалидности Необходимо подчеркнуть, что данная модель содержит в себе создание безбарьерной среды, также поддержание мер, содействующих трудоустройству в обыденные организации, обучение общества общению с инвалидами.
Ворачиваясь к статистике, хотелось бы отметить, что, по прогнозам Глобальной организации здравоохранения, численность людей, имеющих инвалидность, к 2050 г. возрастет до 1,2 миллиардов. Эти характеристики вправду создают воспоминание [1]. Но не следует забывать, что инвалид таковой же член общества, как и все другие, со своими актуальными интересами и потребностями. Одной из главных потребностей, которая позволяет инвалидам ощущать себя всеполноценными членами общества, без барьеров и запретов, является туризм. Доступный туризм для инвалидов (дальше — паратуризм) появился в СССР еще сначала 1970-х гг. в рамках Всесоюзных инвалидных организаций. В конце 1980-х гг. было сотворено Всесоюзное общество инвалидов, которое с распадом Русского Союза реорганизовалось во Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) [3]. За двадцатилетний опыт работы ВОИ стало наикрупнейшей организацией, направляющей всю свою деятельность на защиту прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам настоящего роли во всех сферах публичной и экономической жизни страны. Очередной организацией, конкретно занимающейся вопросами, связанными с публичной жизнью инвалидов, является Альянс инвалидов Рф [4]. Это общественная организация, деятельность которой ориентирована на развитие системы, позволяющей людям с ограниченными способностями раскрыть собственный потенциал и всеполноценно воплотить себя в современном обществе, также получить равные условия для жизни. Также можно указать последующие организации, предоставляющие защиту прав и интересов инвалидов, в том числе в вопросах доступности туризма: «Независимая жизнь»; Государственный центр туризма для инвалидов «Инватур»; Туристская компания «Либерти» (1-ая в Санкт-Петербурге туристская компания для инвалидов, с 2004 г. проводит исследования доступности городских объектов, также организует спец туры для инвалидов с учетом потребностей) и т. д. В текущее время инвалид не может ощущать себя комфортабельно, потому что существует огромное количество ограничений в его передвижении, будь-то авиа, наземный, аква либо другие виды транспорта. По этой причине очень изредка можно повстречать инвалидов на улице, они предпочитают находиться дома, изолированные от общества, что является собственного рода дискриминацией. И над этой неувязкой сейчас думают не только лишь сами лица с ограниченными способностями, да и правительство. В мире, в том числе в ближайшее время в Рф, новые объекты строятся с учетом потребностей инвалидов в согласовании с федеральными законами (на веб-сайте www.barierovnet.org представлена картографическая схема месторасположения доступных для посещения инвалидами мест на местности Русской Федерации). С 2011 г. в Рф начинается реализация массовой программки «Доступная среда для инвалидов». На сегодня в Москве около 70 % объектов городской инфраструктуры уже доступны и адаптированы для посещения лицами с ограниченными способностями. В качестве приятного примера динамики развития без-барьерной среды имеет смысл выделить сферу искусства с ее новаторскими мыслями развития доступности для посещения инвалидами (Музей астронавтики, Муниципальный Эрмитаж, Оперный театр Г. Вишневской). В Сочи к 2012 г. все олимпийские объекты будут введены в строй в согласовании с основными эталонами доступности сооружений для спорта и отдыха, также усовершенствована система обеспечения доступности городской инфраструктуры для лиц с ограниченными способностями средством ее усовершенствования. Какие же меры нужны для того, чтоб доступная среда была «открыта» для главных ее «потребителей»? Разглядим привлекательность программки «Доступная среда» (см. рис. 2) [6]. С экономической точки зрения, безбарьерная среда имеет ряд денежных и конкурентных преимуществ. К денежным преимуществам относятся: • повышение общего объема продаж, повышение объема продаж дополнительных услуг; • высочайшая толика повтора заказов (инвалиды отдыхают подольше, чем здоровые люди); • повышение клиентской базы за счет инвалидов. Основное же конкурентноспособное преимущество — дифференциация от соперников. Что может послужить стимулом для вербования энтузиазма к программке «Доступная среда для инвалидов»? Один из ярчайших примеров — европейская премия «Доступные города», учрежденная за помощь туристам с ограниченными способностями. Она призвана способствовать доступности для людей с ограниченными способностями в 4 областях: • доступность публичных помещений; • доступность транспортных услуг; • доступность сферы инфы; • доступность сервиса. Четыре финалиста евро конкурса были приглашены на церемонию награждения, которая свершилась в Брюсселе 3 декабря 2010 г. в Интернациональный денек инвалидов. Кроме популярных наград, которые вправду могут послужить участникам проекта хорошим стимулом к развитию и продвижению безбарьерной среды, есть и другие примеры удачной реализации проекта по усовершенствованию системы доступности городской инфраструктуры как на региональном, так и на страновом уровнях. Так, примером успешного финансирования средств, как муниципальных, так и личных инвесторов, может послужить действующий с 2004 г. проект Миллениум-парка в Чикаго. 1) Повышение общего объема продаж: • 10,6 млн инвалидов в Англии « 17 % населения; • 6 млн опекунов « 10 % населения; • часто путешествуют 2,5 млн людей с ограниченными способностями; • 58 % людей с ограниченными способностями желают отдыхать с семьей. 2) Повышение общего объема продаж дополнительных услуг: • дополнительные расходы больше на 20 %. 3) Лояльность клиентов. Высочайшая толика повтора заказов. 4) Решающие причины выбора: • «доступность и уровень мед помощи»; • «прошлый опыт»; • «репутация и неплохой сервис». 5) Обожают отдыхать в маленький сезон, чтоб избежать: • переполненных мест; • больших цен больших сезонов. 6) Отдыхают подольше, чем здоровые люди. 7) Повышение клиентской базы за счет инвалидов, также: • опекунов; • членов семьи; • старых клиентов; семей с детскими колясками.
28.
Способы адаптации жизнедеятельности к потребностям инвалидов и мгн.
Повышение качества архитектурной среды достигается при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей.
По степени значимости эти критерии имеют следующий порядок приоритетов: 1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).
Критерий доступности содержит требования:
• беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
• достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;
• возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию. Основными требованиями критерия безопасности являются:
• возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
• возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
• отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
• предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
• пожарная безопасность.
Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее. Требования критерия информативности включают в себя:
• использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
• своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
• точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
• возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток;
• возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию. Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать: • расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
• углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
• ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;
• соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
• исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).
Уровень комфортности архитектурной среды в проекте оценивается как с физической, так и с психологической позиций. Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:
• создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд;
• обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;
• сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.
Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным). Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.
29.
Доступность среды как мировая гуманитарная проблема
Со времени своего основания Организация объединенных наций (ООН) стремится к улучшению положения инвалидов. Эта заинтересованность в улучшении благосостояния и соблюдении прав инвалидов исходит из главных принципов Организации, основанных на правах человека, неотъемлемых свободах и равенстве всех людей. Согласно Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам по правам человека и другим договорам в этой области, инвалиды равны в своих гражданских, политических, социальных и культурных правах со всеми остальными людьми.
Существуют документы ООН, посвященные правам человека, среди которых следует особенно отметить Универсальную декларацию прав человека ООН, принятую в 1948 г. В этом документе признавалось, что все люди имеют равные права вне зависимости от существующих между ними различий. Среди недавних документов «Стандартные правила ООН по уравниванию возможностей для людей с ограниченными возможностями»[1]. Они представляют собой попытку привлечь внимание к условиям, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью во всем мире, и задать рамки дальнейшего развития инициатив по поддержке и оказанию услуг, которые бы внесли вклад в улучшение состояния таких людей. Правила ООН, разработка которых осуществлялась в течение ряда лет, а принятие состоялось в 1991 г., не носят обязательного характера, не предусматривается и отдельный орган, призванный контролировать соблюдение правил или применять наказания к тем, кто их не соблюдает. Тем не менее, существует надежда на то, что эти правила действительно являются отражением твердого морального и политического решения улучшить жизненные условия для людей с инвалидностью.
Билет 30
Как организована городская среда для инвалидов в разных странах.
Для российских инвалидов Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», который был принят двенадцать лет назад, был настоящим прорывом, прогрессивным шагом, дающим им право на реальные государственные гарантии. Однако во многих странах мира законодательство, защищающее права инвалидов, существует не одно десятилетие. Предлагаемый нами обзор особенностей национального законодательства некоторых стран мира интересен тем, что отражает определенный исторический опыт формирования правовых и организационных аспектов реабилитации инвалидов, учитывающий условиях политико-экономического развития, активности социальных процессов, менталитета того или иного государства.
В государствах с развитой правовой системой инвалиды отстаивают свои интересы в судах. В России известны единичные случаи предъявления исковых требований инвалидов о нарушение их прав. В противном случае суды оказались бы завалены исками по их поводу дискриминации. Известен случай, когда девушку, инвалида-колясочницу не пустили в клуб отмечать свой день рождения, а инвалида по зрению – в самолет. Тысячи инвалидов не могут в силу недоступности окружающей среды воспользоваться гарантированными им Конституцией правами. Эти явления можно рассматривать как преступления, предусмотрены статьями УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Иски можно подавать в суды на сами суды за их недоступность. В Северной Америке, как нам сообщили канадские коллеги, чиновники и бизнесмены серьезно относятся к обязанностям по соблюдению доступности. В противном случае им грозят судебные разбирательства и крупные штрафы. Вместо того чтобы платить штрафы, из повышения доступности можно извлекать выгоду, стимулируя потребительский спрос.
В КАНАДЕ
Законы запрещают дискриминацию инвалидов и поощряют развитие защиты от дискриминации при предоставлении инвалидам товаров и услуг, жилья, работы и т. д. В этих законах отражены вопросы создания информационной службы реабилитации инвалидов, службы по профессиональной подготовке, коррективно-медицинской службы, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Вопросами организации социальной защиты и реабилитации инвалидов в Канаде занимается Министерство здравоохранения и социального развития. В стране действуют службы экспертизы трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовки и трудоустройства инвалидов. Существует множество федеральных, провинциальных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов. Система образования в Канаде законодательно предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях от школы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы.
Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют инвалиды.
В ГЕРМАНИИ
В Германии в Конституцию внесены слова: «Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности». Она предоставляет всем гражданам «право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь». Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также прочие учреждения и организации общественной власти использовать все возможности для введения инвалидов всех групп «насколько это возможно, в
нормальную жизнь». В гражданском праве предусмотрен запрет на причинение ущерба инвалидам при отношениях между частными лицами. Однако в Конституции Германии нет требования отдавать предпочтение или оказывать содействие инвалидам для установления одинаковых условий жизни или предоставления одинаковых шансов. Эти вопросы отнесены к компетенции «простого» законодателя, которому надлежит решать их «в рамках своих возможностей и с учетом принципа социального государства».
Существует свод норм и правил, целью которых является интеграция в жизнь общества инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность. В нем подчеркнуто, что понятийное выделение инвалидности не должно способствовать идеологической или социальной дискриминации инвалидов, оно лишь призвано подчеркнуть индивидуальность их проблем и шансов. В Германии существует специальное законодательство «О труде лиц с пониженной физической способностью». Для них организовано квотирование рабочих мест, предусмотрены особые льготы при трудоустройстве.
Согласно закону «О содействии в трудоустройстве» инвалид получает такую же помощь, что и физически здоровый человек, однако если переподготовка требуется именно из-за инвалидности, она будет входить в комплекс мероприятий по профессиональной реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях и в значительно большем объеме.
В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии
предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов.
Существует «Кодекс социального права», являющийся, по сути, руководящим положением при определении политики и помощи инвалидам в Германии. Основными принципами «Кодекса социального права» являются: оказание всех видов необходимой помощи любому инвалиду или лицу, которому угрожает инвалидность, независимо от причины; интеграция инвалидов в общество; вмешательство на самой ранней стадии, когда должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов последствий инвалидности; принцип оказания индивидуальной помощи, ориентированной на потребности конкретного инвалида.
Существуют законы «О выравнивании услуг по реабилитации», «О социальной помощи», нормы которых направлены на реабилитацию инвалидов с применением механизмов страхования. Согласно этим законам, финансирование процесса интеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным финансированием. Здесь действует принцип «реабилитация до назначения пенсии».
Вопросами социальной защиты инвалидов ведает Министерство труда и социальных дел, а также Федеральный институт страхования. Они осуществляют контроль за выполнением законов и обеспечением финансовых средств на их реализацию. Вопросы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации решаются комплексно, в возможно ранние сроки, с последовательным переходом от одних мероприятий к другим, рекомендуемым на более позднем этапе. Четко определены показания для проведения реабилитации инвалидов в определенных учреждениях и клиниках. В процессе реабилитации выражено
стремление к тому, чтобы инвалид как можно раньше стал самостоятельным.
Законодательно определены меры поощрения профессиональной реабилитации инвалидов. Работающим инвалидам предусмотрена выплата специальной компенсации транспортных расходов на дорогу до работы и обратно.
Однако в соответствии с законодательством социальная защита инвалидов в Германии распространяется лишь на лиц, у которых степень утраты трудоспособности составляет не менее 50 процентов. На основании отдельных причин к ним могут быть приравнены лица со степенью инвалидности 30-50 процентов, которые без такого приравнивания не могут рассчитывать на получение пособия и сохранение рабочего места. Инвалиды с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности получают компенсацию ущерба и имеют много льгот (снижение налогов, защита от увольнений и другие).
В АВСТРАЛИИ
В Австралии Акт о дискриминации инвалидов предполагает, что федеральное правительство, правительства штатов и местных органов власти разрабатывают особые меры в защиту инвалидов. В Австралии законодательство уделяет особое внимание инвалидам со сложными функциональными нарушениями. Предусмотрена реализация мер для возвращения их к обычной, повседневной жизни. Всем инвалидам, проходящим реабилитацию, положено предоставление протезов и
других видов вспомогательных средств. При необходимости инвалидам оборудуются дома, где они могут работать на предоставляемых машинах и станках.
В АМЕРИКЕ
В Конституции США инвалиды особо не упоминаются. Тем не менее, там сказано: «ни один штат не может отказать ни одному индивидууму в равной защите законов». Права инвалидов установлены в других документах, как специализированных, так и общих. К первым можно отнести: Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации. Американский Акт об инвалидах предусматривает, что предприниматели не могут прибегать к дискриминации квалифицированных работников
лишь по причине их инвалидности.
В США существует Национальный совет по инвалидам, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом. В обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики, законов и программ в плане их влияния на лиц с инвалидностью.