Значение живых организмов
Главный вопрос урока:есть ли среди живых организмов вредные виды?
? Для каждой группы запишите по 3-5 названий организмов.
Живые организмы, которые доставляют человеку неприятности | Являются сорняками: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Являются вредителями растений: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Портят запасы продуктов: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Разрушают древесину: ……………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………….. Вызывают ожоги и отравления: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Являются кровососами человека и животных: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Вызывают болезни: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Переносят возбудителей заболеваний: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Доставляют прочие неприятности(в скобках укажите, какие именно): …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. |
Живые организмы, которые приносят человеку пользу | Используются в пищу: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Производят или помогают производить продукты питания: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Обеспечивают одеждой: ……………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………. Обеспечивают обувью: ……………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………….. Используются как транспортное средство: ……………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………….. Являются лекарственными: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Используются в качестве красителей: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Помогают бороться с вредителями лесного и сельского хозяйства: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Создают хорошее настроение, радуют своей красотой: …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. Доставляют другую пользу(в скобках укажите, какую именно): …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………………….. |
Ответ на главный вопрос урока:……………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Среды жизни планеты Земля
Признаки для сравнения | Водная | Почвенная | Наземно-воздушная | Организменная |
Преимущества данной среды обитания по сравнению с другими | ||||
Недостатки данной среды по сравнению с другими | ||||
Примеры организмов, обитающих в этой среде | ||||
Примеры приспособлений к жизни в данной среде |
Экологические факторы среды
Экологическими фактораминазывают ………………………………………………………
Факторы среды
…………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. | …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. | …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. …………………………………. |
Приспособления организмов к жизни в природе
Практическая работа
Цель:научиться выявлять приспособления растений и животных к различным экологическим факторам.
Ход работы:
§ Внимательно прочитайте информационные листы.
§ Рассмотрите гербарии, коллекции, иллюстрации.
§ На основе полученной информации заполните таблицы.
Часть первая: изучаем приспособления растений к недостатку влаги.
Названия растений | Приспособления к недостатку влаги |
Часть вторая: изучаем приспособления растений к опылению насекомыми.
Названия растений | Приспособления к опылению насекомыми |
Часть третья: изучаем приспособления животных к холодной зиме.
Названия животных | Приспособления к перенесению низких температур |
Часть четвертая: изучаем защитные приспособления организмов.
Названия организмов | Приспособления к защите от врагов |
? Почему у разных организмов имеются разные приспособления?
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………….
Природные сообщества