Основные группы биологических, социально-гигиенических и физических факторов, воздействующих на индивидуальное и общественное здоровье
Здоровье формируется под влиянием факторов:
- эндогенных (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки),
- природно-климатических (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, лесов)
- социально-экономических (уровень экономического развития общества, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание).
При этом вес различных факторов в общей структуре индивидуального образа жизни может быть неравноценен (рис.1).
Рис. 1. Удельный вес факторов, влияющих на здоровье
Огромное значение имеет самосохранительное поведение человека – отношение людей к своему здоровью и здоровью своих близких.
Формируя уровень индивидуального здоровья, эти же факторы определяют уровень общественного здоровья, причем самосохранительное поведение населения имеет приоритетное значение в сохранении здоровья общественной группы (нации). Самосохранительное поведение предполагает следование принципам здорового образа жизни.
Факторы риска, опасные для здоровья
Под фактором риска понимают модель поведения или другие состояния, связанные с повышенной вероятностью развития определенной болезни, ухудшением здоровья. Профилактика факторов риска - основа программ укрепления здоровья
В настоящее время в России, Европе и большинстве стран мира преобладает смертность, связанная с неинфекционными болезнями.
При этом, большая часть причин всех смертей как в Европе, так и в РФ связана с достаточно небольшим числом заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее - хронические неинфекционные заболевания), к которым относятся:
- болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания;
- злокачественные новообразования;
- сахарный диабет;
- хронические болезни легких.
Указанные болезни обуславливают более 75 % всей смертностинаселения нашей страны.
Основными факторами риска развития указанных заболеваний, к которым относятся:
- повышенный уровень артериального давления;
- повышенный уровень холестерина в крови;
- повышенный уровень глюкозы в крови;
- курение табака;
- пагубное потребление алкоголя;
- нерациональное питание;
- низкая физическая активность;
- избыточная масса тела или ожирение.
Качество жизни: основные компоненты, методы оценки
Качество жизни - восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами.
Определяется качество жизни физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими (уровнем комфорта, работой, собственным материальным и социальным положением, уровнем работоспособности).
Необходимо заметить, что понятие «качество жизни» непосредственно связано с самооценкой уровня собственного здоровья. В современной медицине используется широко термин «качество жизни, связанное со здоровьем». В настоящее время ВОЗ разработаны следующие критерии оценки качества жизни, обусловленного здоровьем:
- физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);
- психологические (эмоции, уровень когнитивных функций, самооценка);
- уровень независимости (повседневная активность, работоспособность);
- общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность);
- окружающая среда (безопасность, экология, обеспеченность, доступность и качество медицинской помощи, информации, возможность обучения, быт).
В мировой практике существуют как общие, универсальные опросники, так и узкоспециализированные, для самооценки качества жизни при конкретных заболеваниях. В России наиболее часто из зарубежных русифицированных опросников для оценки качества жизни пациентов используется «MOS SF-36».
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия общественное здоровье.
2. Перечислите показатели общественного здоровья.
3. Как соотносятся между собой здоровье отдельного человека и показатели общественного здоровья.
4. С какой целью выделят несколько групп состояния здоровья?
5. Охарактеризуйте критерии, лежащие в основе выделения групп состояния здоровья.
6. Какие лица относятся к первой группе состояния здоровья? Приведите примеры.
7. Какие лица относятся ко второй группе состояния здоровья? Приведите примеры.
8. Какие лица относятся к третьей группе состояния здоровья? Приведите примеры.
9. На основании каких критериев проводят комплексную оценку здоровья детского населения?
10. Охарактеризуйте принципы распределения детского населения по группам здоровья.
11. Перечислите группы факторов, влияющих на формирование здоровья
12. Дайте оценку значимости факторов, влияющих на здоровье (удельный вес).
13. Охарактеризуйте понятие «качество жизни».
14. Каким образом может быть определено качество жизни пациента?