Объекты и субъекты социальной работы
В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы – это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отд категорий гражлан, бехдомность, сиротство и др
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
• Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
• Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
• Сфера здравоохранения - система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
• Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура
• Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
• Культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
• Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
• Пенитенциарная система – это исправительно-трудовые учреждения.
• Социально-этническая среда.
• Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.'Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах
9. Методы и формы социальной работы на различных организационных уровнях.
В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. В отечественных подходах выделяются следующие уровни социальной работы: микро-, мезо-, макро-, и метауровни.
Так, на микроуровне осуществляется социальная работа с индивидом по конкретному случаю (case work), социальная работа с семьей или семейная терапия. Этот уровень социальной работы рассматривается в большей степени как практическая психосоциальная деятельность, которая представлена, прежде всего, в индивидуальной работе с клиентом. Социальная работа на этом уровне нацелена на решение следующих профессиональных задач:
· оказания помощи отдельному человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации или использования других видов социальных услуг;
· актуализации потенциала самопомощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
· активизации потенциала собственных сил и возможностей человека;
· проведении профилактической работы по предупреждению возникновения негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность личности или группы.
Таким образом, на микроуровне социальная работа строится на основе запросов клиентов, и в этом случае парадигма помощи достаточно широка: от индивидуального консультирования до социального патронажа.
На мезоуровне реализуется общинный метод социальной работы (community organization/clevelopment) или территориальная (коммунальная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Социальная работа разворачивается на базе профильных социальных служб, специализированных на социальное обслуживание проблемных групп населения. Практическая работа с социально уязвимыми группами населения направлена на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к новым непривычным условиям жизнедеятельности. Данный уровень предполагает совмещение социальной работы с социальной политикой, направленной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба.
Следовательно на мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся, причем, парадигма помощи здесь достаточно широка. В частности, группы нуждающихся могут быть определены государством. В этом случае стратегия помощи наименее защищенным категориям граждан будет определяться государственной социальной политикой. Приоритеты социальной поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями, чья деятельность может быть связана не только с раздачей гуманитарной помощи, но и с организацией важнейших сфер жизни клиентов.
В зарубежном опыте специалисты коммунальной социальной работы оказывают помощь общественным организациям, органам самоуправления в организации и совершенствовании социальных услуг, проведении культурных и оздоровительных мероприятий.
На макроуровне осуществляется социальная работа на уровне общества в целом, в этом случае она выступает как социальная политика, которая может быть направлена на решение следующий социальных проблем:
· обеспечение должного уровня благосостояния;
· минимизации бедности и безработицы,
· профилактика преступности и наркомании и т. д.
Перед специалистами макроуровня социальной работы стоят задачи целенаправленного влияния на формирование и реализации социальной политики на всех уровнях (от муниципального до федерального) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализации социальных программ обеспечивается взаимодействием государственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан). Таким образом, на макроуровне социальная работа связана с социальным администрированием, где решаются вопросы законодательного характера, организации инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важнейшими формами деятельности и существования процесса помощи являются социально-политические акции, организация функционирования социальных служб, предназначенных для регулирования общественных отношений в ситуациях социальной напряженности.
Метауровень социальной работы представлен с позиции науковедения, где обобщаются теоретические положения социальной работы.
Индивидуальная работа с клиентом включает в себя общение с клиентом тет-а-тет, с глазу на глаз, если его социальные проблемы требуют вмешательства со стороны. Такая работа связана с помощью клиенту в урегулировании его отношений с ближайшим окружением или в ликвидации социального или экономического давления на него, которое задерживает или ограничивает его развитие как личности.
Эта работа включает: помощь престарелому человеку в поисках финансовой поддержки, положенной ему, включая решение вопросов пенсионного обеспечения, помощь сироте в его попытках установить свои права как личности или найти приемных родителей, которые хотели бы его усыновить. В других случаях эта работа может включать помощь бездомному, обеспечение финансовой поддержки попавшему в беду человеку, консультирование в тюрьмах тем, кому предстоит освобождение под честное слово, и т. п. Индивидуальная работа проводится в самых различных социальных учреждениях, таких как больницы, клиники для психически неполноценных, центры семейной консультации, агентства по усыновлению детей, центры по уходу в дневное время, департаменты социального благо состояния, клиники по выхаживанию детей, детские ясли, родильные дома, школы, центры по присмотру за одинокими и престарелыми, учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей, умственно отсталых или людей с физическими и психическими недостатками.
Групповая работа предназначена для интеллектуального, эмоционального и социального совершенствования личности при помощи групповой деятельности. Групповая работа отличается от индивидуальной тем, что, в отличие от опыта взаимодействия один на один, в группе социальное развитие личности происходит наиболее интенсивно. Естественно, организуя групповую работу, нельзя составлять группу из клиентов с неоднородными потребностями. Более того, желательно отбирать для групповой работы клиентов с похожими нуждами, жизненным опытом и целями. В задачи групповой работы входит дальнейшая социализация личности и обмен информацией между участниками группы, изменение своего социального поведения для улучшения взаимоотношений с окружающими.
Организация социальной работы по месту жительства – это процесс стимулирования и помощи социальным работникам муниципального округа в оценке положения дел, в планировании и координации усилий по обеспечению здоровья, благосостояния и отдыха населения. Трудно определить характер и объем реальной деятельности организатора социальной работы по месту жительства без ознакомления с нуждами жителей и выяснения ресурсов их удовлетворения в данном округе. Поэтому эта деятельность включает исследование конкретных потребностей людей, согласование действий социальных работников в соответствии с этими потребностями, поддержку и поощрение участия в этой деятельности, а также осуществление роли катализатора в стимулировании и поддерживании уровня дополнительных усилий со стороны муниципального округа.
В России такая деятельность начиналась обычно по инициативе организаций инвалидов или пенсионеров, групп по интересам и увлечениям. В прошлые годы пионерские и комсомольские организации отвечали за проявление инициативы в осуществлении многих замечательных программ работы по месту жительства.
10. Социальная работа как область научного знания.
Как наука социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сферы и специфической социальной деятельности. Последнюю можно интерпретировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.
Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей, с одной стороны, с естественными науками (с медициной, в частности), с другой — с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками.
Как наука социальная работа находится еще в стадии становления. В то же время она характеризуется всеми признаками научной дисциплины. В последние годы в нашей стране открыты соответствующие кафедры в десятках вузов, функционирует Академия проблем социальной работы Международной академии информатизации, с 1995 г. издаются «Российский (ныне Отечественный) журнал социальной работы» и ряд других изданий, вышли в свет десятки учебных пособий и учебников.
Особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Социальная работа как наука органически соединяет в себе теоретическую и прикладную (эмпирическую) систему знаний. При этом последняя в ней преобладает, что отличает социальную работу от многих других научных дисциплин.
Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы, методы.
Закономерности социальной работы можно интерпретировать как существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, которые проявляются при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы и обусловливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений.
К ним можно отнести:
• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;
• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества. Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы. Это общефилософские принципы (детерминизма, отражения, развития); общие принципы социальных (общественных) наук (историзма, социальной обусловленности, социальной значимости); специфические принципы социальной работы.
Последние можно классифицировать следующим образом. Содержательные принципы социальной работы: гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизация общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.
Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.
Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, солидарность, субсидарность (вспоможение).
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы и как вида деятельности, и как науки, и как учебного процесса. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Содержание методов социальной работы во многом обусловлено спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. В то же время, эти методы зависят также от профессии социального работника, его специализации в той или иной области, от структуры и содержания деятельности социальных и других служб.
Методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», о чем речь пойдет ниже. Социальная работа как учебный процесс. С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалист по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников стал учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы. В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы (на уровне бакалавра, специалиста и магистра) данный учебный курс (он состоял из семи разделов) и содержательно, и структурно изменился. В цикле общепрофессиональных дисциплин он представлен несколькими предметами. Среди них: введение в профессию; история социальной работы; теория социальной работы; профессионально-этические основы социальной работы; технология социальной работы; методика исследований в социальной работе и др.
Кроме того, в программу подготовки социальных работников входит и цикл специальных дисциплин, который содержит как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.
Подготовка социальных работников включает несколько компонентов: федеральный (обязательный для всех вузов), региональный (вузовский) и дисциплины по выбору студентов. Социальная работа как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой своего объекта. В узком смысле социальная работа — это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В более широком смысле социальная работа может быть определена как вид деятельности направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. В целом социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой — удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (и прежде всего социально уязвимых) слоев населения.
11. Теория социальной работы в системе социальных наук.
Социология изучает общество, поведение и убеждения специфических групп — семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, овладевать интерперсональными навыками и технологиями. Например, основной навык специалиста социальной сферы — это умение общаться, которое предполагает умение так разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник намечает далее план действий для решения проблемы. Знание социологии, особенно прикладной, полезно для социальной работы, но не подменяет ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.
Кроме социологии социальные работники используют данные других дисциплин, например психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи изучают индивидов и пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на психику и поведение человека, а также психологию коллективов.
Для выяснения различий между социальной работой и психологией целесообразно использовать определение первой как профессии, связанной с отношениями между людьми и их окружением. Из этого определения следует, что социальные работники должны использовать знания и социологии, и психологии, чтобы оценить проблемы клиентов и осуществить планы необходимого вмешательства.
При этом социальные работники не могут сосредоточиться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении, как социологи. Они изучают различные аспекты того и другого круга проблем, способствуют выработке конструктивного их решения. Смежной для социальной работы является и психиатрия, которая сосредоточивается на изучении патологий внутреннего мира человека.
Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире — человеке и природе, — обусловливает ее экологическую сущность. Она позволяет определить модели отношений между человеком и природой. Для этого необходимо знание не только уже упомянутых социологии и психологии, но и биологии. Последняя помогает понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на поведение и восприятие.
Следующая область, связанная с социальной работой, — это вопросы урбанизации. Если специалист, знающий особенности функционирования города и роль городского окружения, включается в процесс разрешения проблем клиента, средоточием изменений является не индивид, а широкая система.
Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины, а также реабилитационного консультирования.
Среди смежных дисциплин, знание которых необходимо для социального работника, следует назвать и правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.
Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.
Мы назвали главные блоки смежных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированного социального работника. Следует иметь в виду и принципиальную важность для социальной работы единства теории и практики.
Научные знания, как известно, могут быть условно разделены в зависимости от ориентации в решении задач на фундаментальные и прикладные. Если фундаментальные науки преимущественно ориентированы на решение гносеологических задач, то прикладные — на социальную деятельность. С этих позиций социальная работа, как уже подчеркивалось, относится к группе прикладных наук.
Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержанию эмпирического материала для различных наблюдений, исследований конкретных социальных процессов и явлений, фактов общественной жизни является практика. Она позволяет аккумулировать опыт социальной работы, осмысливать его и делать теоретические обобщения.
Таким образом, социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного (области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное обеспечение решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник). Практическая деятельность социального работника весьма многогранна. На низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) она включает в себя регуляцию межличностных и групповых отношений, организацию социального обслуживания населения, коррекцию девиантного поведения, предупреждение и локализацию конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактику и т.д. На уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, не упуская из поля деятельности организацию названных выше направлений, занят также проблемами занятости и миграции, социоинженерным проектированием, крупными инновационными мероприятиями в сфере производства и управления.
По своей природе социальная работа, имманентной характеристикой которой является интегративность, не может опираться на одну какую-то теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы проходят «насквозь» все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы. В частности, если теория помогает понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то она является адекватной для данной формы практики социальной работы (СНОСКА: Гуслякова Л. Г. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы// Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул — Москва, 1993. С. 116-119).
Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в защите его социальных прав и гарантий. В то же время эти направления состоят из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются через разные формы и средства в зависимости от социальной ситуации. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не может быть эффективной.
Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категорий, от особенностей ее методов, от исследованности проблем, составляющих ее основное содержание.
В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов выявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и для более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно комплексно использовать весь арсенал инструментария научного познания, а именно: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом.
Итак, становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием научной теории социальной работы идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое их познание.
12. Направления исследований в социальной работе.
13. Основные понятия и категории теории социальной работы.