Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период
В процессе обучения вуз предоставляет 3 вида отдыха, различных по длительности:
· Кратковременные перерывы между занятиями.
· Еженедельный день отдыха.
· Каникулярный отдых зимой и летом.
Основная задача восстановить нарушения процессов в коре головного мозга и увеличить связанную с этим умственную работоспособность.
При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, которые отличаются большой стойкостью по сравнению физической деятельностью человека. Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности. При этом важны самостоятельные занятия физическими упражнениями, в ходе их в коре больших полушарий возникает «доминанта движений», которая оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние человека. Активный отдых повышает работоспособность, когда организм получает адекватную нагрузку аэробной направленности при (ЧСС 120-140 уд/мин). Поскольку соревновательная деятельность ведет к угнетению умственной деятельности в период сессии. Таким образом, направленность занятий в период сессии основной массы студентов носить должна профилактический характер.
Использование «малых форм» физической культуры
В режиме учебного труда студентов
К малым формам занятий в режиме учебного дня студентов можно отнести:
· утренняя гимнастика,
· физкультурная пауза.
У студентов, регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой паре в 2.7 раза выше, повышается психоэмоциональное состояние, настроение, улучшается самочувствие. Физкультурная пауза в вузе проводится в виде упражнений, которые направлены активизировать работу систем организма между учебными парами.
Работоспособность студентов в условиях
Оздоровительно спортивного лагеря
Здоровый образ жизни студентов подразумевает систематическое использование средств физической культуры и спорта в учебном году. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно спортивные лагеря (зимние и летние). Для того, чтобы рекреационный период восстановления дал положительный эффект, нужно учитывать ряд организационно-методических условий:
· разработать программу по поводу средств и методов рекреативно-оздоровительного характера;
· использование оздоровительно-гигиенических факторов и средств физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма;
· постепенность выполнения нагрузки;
· профессионально-прикладная направленность выполняемых физических упражнений;
· адаптационные процессы.
4.11 Особенности проведению учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов
Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться при проведении учебных занятий по физическому воспитанию. По семестрам обучения целесообразно применять с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости на пульсе 120-180 уд/мин, во второй половине каждого семестра на развитие силы, общей и силовой выносливости ЧСС 120-150 уд/мин.
Первая часть семестра совпадает с высоким функциональным состоянием организма человека, вторая с его относительным снижением. При планировании и организации учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня в период врабатывания (утренние часы – нулевая или первая учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки с ЧСС 110-130 уд/мин при моторной плотности 50-65%. При двух разовых занятиях в неделю на протяжении одного семестра более эффективна зона с режимом ЧСС 130-160 уд/мин. Спортсменам, занимающимся видами спорта, довольно сложно сочетать учебу с большим спортом. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в пределах:
· Понедельник – 100%
· Вторник – 70-75%
· Среда – 130-140%
· Четверг – отдых
· Пятница – 130-140%
· Суббота – 100-110%
Наиболее распространенной формой организации занятий со студентами специального учебного отделения являются два занятия в неделю до 90 мин. Однако последние исследования дают основание для внесения изменений в этот режим. Эффективность занятий дают три режима:
I вариант – 2 занятия по 90 мин.;
II вариант – 4 занятия по 45 мин.;
III вариант – 6 занятий по 30 мин..
При этом учитывают однородную характеристику заболеваний студентов.
Итак, средства физической культуры направлены на улучшение функционального состояния организма студентов, длительное сохранение работоспособности, способности к быстрому восстановлению, хорошей успеваемости.
Литература: 1. Физическая культура студента. Проф. Ильинич В.И., 1999.
2. Физическая культура и жизнь. Ильинич В.И. 2001 и 2007.
3. Физическая культура. Евсеев Ю.И. 2002.