Материалы для решения задач
Множители и приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц и их наименования
Приставка | Приставка | ||||
Наименование | Обозначение | Множитель | Наименование | Обозначение | Множитель |
экса | Э | 1018 | деци | д | 10-1 |
пэта | П | 1015 | санти | с | 10-2 |
тера | Т | 1012 | милли | м | 10-3 |
гига | Г | 109 | микро | мк | 10-6 |
мега | М | 106 | нано | н | 10-9 |
кило | к | 103 | пико | п | 10-12 |
гекто | г | 102 | фемто | ф | 10-15 |
дека | да | 101 | атто | а | 10-18 |
Греческий алфавит
Обозначения букв | Названия букв | Обозначения букв | Названия букв |
A,a | альфа | N,n | ню (ни) |
B,b | бета | X,x | кси |
G,g | гамма | O,o | омикрон |
,d | дельта | P,p | пи |
E,e | эпсилон | R,r | Ро |
Z,z | дзета | S,s | сигма |
H,h | эта | T,t | тау |
Q,q | тета | ,u | ипсилон |
I,i | йота | F,j | фи |
K,k | каппа | C,c | хи |
L,l | лямбда | Y,y | пси |
M,m | ми (мю) | W,w | омега |
Коэффициенты сезонности для слоя сезонных измерений в многослойной земле
Климатическая зона по табл. | Условная толщина слоя изменений, м | Состояний (увлажненность) земли во время измерений ее сопротивления | ||
повышенной влажности | нормальной влажности | малой влажности | ||
I | 2,2 | 7,0 | 4,0 | 2,7 |
II | 2,0 | 5,0 | 2,7 | 1,9 |
III | 1,8 | 4,0 | 2,0 | 1,5 |
IV | 1,6 | 2,5 | 1,4 | 1,1 |
Характеристика СДЯВ и вспомогательные коэффициенты для определения зон заражения
Наименование СДЯВ | Плотность СДЯВ, т/м3 | Значения вспомогательных конструкций | ||||||||
К1 | К2 | К3 | К7 | |||||||
газ | жидкость | для +40° С | для +20° С | для 0° С | для –20° С | для –40° С | ||||
Аммиак: | ||||||||||
хранение под давлением | 0,0008 | 0,681 | 0,18 | 0,025 | 0,04 | 0 0,9 | 0,3 | 0,6 | 1 | 1,4 |
изотермическое хранение | – | 0,681 | 0,01 | 0,025 | 0,04 | 0 0,9 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Водород фтористый | – | 0,989 | 0,028 | 0,15 | 0,1 | 0,2 | 0,5 | |||
Водород хлористый | 0,0016 | 1,191 | 0,28 | 0,037 | 0,30 | 0,64 | 0,6 | 0,8 | 1 | 1,2 |
Водород цианистый | – | 0,687 | – | 0,026 | 3,0 | – | – | 0,4 | 1,3 | |
Нитрилаприловая кислота | – | 0,806 | 0,007 | 0,80 | 0,04 | 0,1 | 0,4 | 2,4 | ||
Окислы азота | – | 1,491 | – | 0,040 | 0,40 | – | – | 0,4 | ||
Сернистый ангидрид | 0,0029 | 1,462 | 0,11 | 0,049 | 0,333 | 0 0,2 | 0 0,5 | 0,3 | 1 | 1,7 |
Сероводород | 0,0015 | 0,964 | 0,27 | 0,042 | 0,036 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,2 |
Сероуглерод | – | 1,263 | – | 0,021 | 0,013 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 2,1 | |
Фосген | 0,0035 | 1,432 | 0,05 | 0,061 | 1,0 | 0 0,1 | 0 0,3 | 0 0,7 | 1 | 2,7 |
Хлор | 0,0032 | 1,553 | 0,18 | 0,052 | 1,0 | 0 0,9 | 0,3 | 0,6 | 1 | 1,4 |
Хлорпикрин | – | 1,658 | 0,002 | 30,0 | 0,03 | 0,1 | 0,3 | |||
Хлорциан | 0,0021 | 1,220 | 0,04 | 0,048 | 0,80 | 0 | 0 | 0 0,6 | 1 | 3,9 |
Продолжение прил. 1
Окончание табл. 1
Наименование СДЯВ | Плотность СДЯВ, т/м3 | Значения вспомогательных конструкций | ||||||||
К1 | К2 | К3 | К7 | |||||||
газ | жидкость | для +40° С | для +20° С | для 0° С | для –20° С | для –40° С | ||||
Фосфор трихлорстый | – | 1,570 | 0,010 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 2,3 | ||
Этиленмин | – | 0,838 | 0,009 | 0,125 | 0,05 | 0,1 | 0,4 | 2,2 | ||
Метиламин | 0,0014 | 0,699 | 0,13 | 0,34 | 0,5 | 0 0,3 | 0 0,7 | 0,5 | 1 | 2,5 |
Метилаприлат | – | 0,953 | 0,005 | 0.025 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 3,1 | ||
Соляная кислота (неконцентрированная) | – | 1,198 | 0,021 | 0,30 | 0,1 | 0,3 | 1,6 |
Примечания: 1. Плотность газообразных СДЯВ в графе 3 приведена при атмосферном давлении. При давлении в емкости, отличном от атмосферного, плотности газообразных СДЯВ определяются путем умножения данных графы 3 на значение давления, кгс/см2.
2. В графах 7ј 11 в числителе значение для первичного, в знаменателе – для вторичного облака.
Продолжение прил. 1
Таблица 2Определение степени вертикальной устойчивостивоздуха по прогнозу погоды
Скорость ветра, м/с | Ночь | Утро | День | Вечер | ||||
Ясно, переменная облачность | Сплошная облачность | Ясно, переменная облачность | Сплошная облачность | Ясно, переменная облачность | Сплошная облачность | Ясно, переменная облачность | Сплошная облачность | |
< 2 | инв. | изот. | из.(ин.) | изот. | конв. (из.) | изот. | инв. | изот. |
2ј 3,9 | инв. | изот. | из.(ин.) | изот. | конв. (из.) | изот. | инв. | изот. |
і 4 | инв. | изот. | из.(ин.) | изот. | конв. (из.) | изот. | инв. | изот. |
Примечания: 1. Обозначения “инв.” – инверсия, “изот.” – изотермия, “конв.” –конвекция (обозначения в скобках – при снежном покрове).
2. Под термином “утро” принимается период времени в течение двух часов после восхода солнца, под термином “вечер” – в течение двух часов после захода солнца. Период от восхода до захода солнца, за вычетом двух утренних часов – день; а период захода солнца до восхода, за вычетом двух вечерних часов – ночь.
3. В расчетах скорость ветра и степень вертикальной устойчивости воздуха принимаются на момент аварии.
Таблица 3 Значение коэффициента К4 в зависимости от скорости ветра
Скорость ветра, м/с | |||||||||||
К4 | 1,33 | 1,67 | 2,0 | 2,34 | 2,67 | 3,0 | 3,34 | 3,67 | 4,0 | 5,68 |
Таблица 4 Значение коэффициента К6 в зависимости от времени, прошедшего после начала аварии
Время, прошедшее после начала аварии, ч | ||||
К6 | 1,74 | 2,41 | 3,03 |
Примечание. При времени после начала аварии N > 4 ч значения коэффициента К6 = N0,6.
Таблица 5Глубины зон возможного заражения СДЯВ, км
Скорость ветра, м/с | Количество СДЯВ, т | |||||||||||||||
0,1 | 0,5 | |||||||||||||||
1,25 | 3,16 | 4,75 | 9,18 | 12,53 | 19,20 | 29,56 | 38,13 | 52,67 | 65,23 | 81,91 | ||||||
0,84 | 2,84 | 5,35 | 7,20 | 10,85 | 16,44 | 21,02 | 28,73 | 35,35 | 44,09 | 87,79 | ||||||
0,68 | 1,53 | 2,17 | 3,99 | 5,34 | 7,96 | 11,94 | 15,18 | 20,59 | 25,21 | 31,30 | 61,47 | 84,50 | ||||
0,59 | 1,33 | 1,88 | 3,25 | 4,36 | 6,46 | 9,62 | 12,18 | 16,43 | 20,05 | 24,80 | 48,18 | 65,92 | 81,17 | |||
0,53 | 1,19 | 1,68 | 2,91 | 3,75 | 5,53 | 8,19 | 10,33 | 13,88 | 16,89 | 20,82 | 40,11 | 54,67 | 67,15 | 83,60 | ||
0,48 | 1,09 | 1,53 | 2,66 | 3,43 | 4,88 | 7,20 | 9,06 | 12,14 | 14,79 | 18,13 | 34,67 | 47,09 | 56,72 | 71,70 | ||
0,45 | 1,00 | 1,42 | 2,46 | 3,17 | 4,49 | 6,48 | 8,14 | 10,87 | 13,17 | 16,17 | 30,73 | 41,63 | 50,93 | 63,16 | 96,30 | |
0,42 | 0,94 | 1,33 | 2,30 | 2,97 | 4,20 | 5,92 | 7,42 | 9,90 | 11,98 | 14,68 | 27,75 | 37,49 | 45,79 | 56,70 | 86,20 | |
0,40 | 0,88 | 1,25 | 2,17 | 2,80 | 3,96 | 5,60 | 6,86 | 9,12 | 11,03 | 13,50 | 25,39 | 34,24 | 41,76 | 51,60 | 78,30 | |
0,38 | 0,84 | 1,19 | 2,06 | 2,66 | 3,76 | 5,31 | 6,48 | 8,50 | 10,23 | 12,54 | 23,49 | 31,61 | 38,50 | 47,53 | 71,90 | |
0,36 | 0,80 | 1,13 | 1,96 | 2,53 | 3,58 | 5,06 | 6,20 | 8,01 | 9,61 | 11,74 | 21,91 | 29,44 | 35,81 | 44,15 | 66,62 | |
0,34 | 0,76 | 1,08 | 1,88 | 2,42 | 3,43 | 4,85 | 5,94 | 7,67 | 9,07 | 11,06 | 20,58 | 27,61 | 33,55 | 41,30 | 62,20 | |
0,33 | 0,74 | 1,04 | 1,80 | 2,37 | 3,29 | 4,66 | 5,70 | 7,37 | 8,72 | 10,48 | 19,45 | 26,04 | 31,62 | 38,90 | 58,44 | |
0,32 | 0,71 | 1,00 | 1,74 | 2,24 | 3,17 | 4,49 | 5,50 | 7,10 | 8,40 | 10,04 | 18,46 | 24,69 | 29,95 | 36,81 | 55,20 | |
0,31 | 0,69 | 0,97 | 1,68 | 2,10 | 3,07 | 4,34 | 5,31 | 6,86 | 8,11 | 9,70 | 17,60 | 23,50 | 28,48 | 34,98 | 52,37 |
Примечания: 1. При скорости ветра более15 м/с размеры зон заражения принимать как при скорости ветра 15 м/с.
2. При скорости ветра менее 1 м/с размеры зон заражения принимать как при скорости ветра 1 м/с.
Таблица 6 Возможные потери рабочих, служащих и населения от СДЯВ в зоне заражения, %
Условия нахождения людей | Без противогазов | Обеспеченность людей противогазами | ||||||||
На открытой местности | 90ј 100 | |||||||||
В простейших укрытиях, зданиях |
Примечание. Ориентировочная структура потерь людей в зоне заражения составит: легкой степени –25 %, средней и тяжелой степени (с выходом из строя не менее чем на 2ј 3 недели и нуждающихся в стационарном лечении) – 40 %, со смертельным исходом –35 %.
Приложение 2
Таблица 1 Предельные расстояния при различных значениях избыточного
давления от взрыва горючевоздушной смеси при массе дизельного топлива 1000 т
Избыточное давление D Рф, кгс/см2 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |||
Расстояние от центра взрыва ГВС R, м |
Таблица 2Избыточное давление D Рф, кгс/см2, во фронте ударной волны, вызывающее разрушение зданий и основных сооружений железной дороги
Здания, сооружения и устройства | Разрушения | ||
слабое | среднее | сильное | |
Железнодорожный путь | 1ј 1,5 | 1,5ј 3 | 3ј 5 |
Мосты с металлическими пролетными строениями длиной: | |||
до 45 м | 0,5ј 1 | 1ј 2 | 2ј 2,5 |
100 м и более | 0,4ј 0,6 | 0,6..1 | 1ј 1,5 |
Мосты железобетонные с пролетным строением длиной 20..25 м | 0,5ј 1 | 1ј 2 | 2ј 3 |
Мосты деревянные | 0,2ј 0,5 | 0,5ј 0,8 | 0,8ј 1 |
Здания с металлическим каркасом | 0,1ј 0,3 | 0,3ј 0,4 | 0,4ј 0,6 |
Здания кирпичные: | |||
малоэтажные | 0,1ј 0,15 | 0,15ј 0,25 | 0,25ј 0,35 |
многоэтажные | 0,08ј 0,1 | 0,1ј 0,2 | 0,2ј 0,3 |
Здания деревянные | 0,06ј 0,08 | 0,08ј 0,12 | 0,12ј 0,2 |
Подстанции (трансформаторные, тяговые) | 0,1ј 0,3 | 0,3ј 0,6 | 0,6ј 0,7 |
Водонапорные башни | 0,1ј 0,3 | 0,3ј 0,6 | 0,6ј 0,7 |
Воздушные линии связи, контактная сеть | 0,2ј 0,5 | 0,5ј 0,7 | 0,7ј 1,2 |
Подземные кабельные линии | 2ј 3 | 3ј 6 | 6ј 10 |
Подземные линии водопровода, канализации, газопровода | 4ј 6 | 6ј 10 | 10..20 |
Окончание табл. 2
Здания, сооружения и устройства | Разрушения | ||
слабое | среднее | сильное | |
Станочное оборудование депо и мастерских, подъемно-транспортное оборудование | 0,1ј 0,2 | 0,2ј 0,6 | 0,6ј 0,7 |
Кузнечно-прессовое оборудование | 0,5..1 | 1ј 1,5 | 1,5ј 2 |
Вагоны, платформы, цистерны | 0,2ј 0,4 | 0,4ј 0,6 | 0,6ј 0,9 |
Локомотивы | 0,5ј 0,7 | 0,7ј 1 | 1ј 1,5 |
Автомобили: | |||
грузовые | 0,2ј 0,4 | 0,4ј 0,5 | 0,5ј 0,6 |
легковые | 0,1ј 0,2 | 0,2ј 0,45 | 0,45ј 0,65 |
Примечания: 1. Полное разрушение сооружений наступает при избыточных давлениях, превышающих верхнюю границу D Рф для сильных разрушений.
2. Данные приведены для подвижного состава, расположенного боковой стороной к центру взрыва, при расположении к центру взрыва торцевой его стороной подвижной состав выдерживает избыточное давление в 1,5ј 2 раза больше.
3. За предел устойчивости сооружений принимается нижняя граница D Рф для средних разрушений.
Таблица 3Расстояние от центра взрыва до точек с заданным избыточным давлением во фронте ударной волны, км, при взрыве 1000 т ВВ
Избыточное давление, кгс/см2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 2,0 |
Расстояние, км | 1,12 | 0,69 | 0,54 | 0,44 | 0,4 | 0,36 | 0,32 | 0,28 | 0,2 |
Предельные расстояния при различных значениях избыточногодавления от взрыва горючевоздушной смеси при массе
дизельного топлива 1000 т
Избыточное давление Рф, кгс/см2 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |||
Расстояние от центра взрыва ГВС R, м |
Таблица 2
Избыточное давление Рф, кгс/см2, во фронте ударной волны, вызывающее разрушение зданий и основных сооружений железной дороги
Здания, сооружения и устройства | Разрушения | ||
слабое | среднее | сильное | |
Железнодорожный путь | 1¼ 1,5 | 1,5¼ 3 | 3¼ 5 |
Мосты с металлическими пролетными строениями длиной: | |||
до 45 м | 0,5¼ 1 | 1¼ 2 | 2¼ 2,5 |
100 м и более | 0,4¼ 0,6 | 0,6..1 | 1¼ 1,5 |
Мосты железобетонные с пролетным строением длиной 20..25 м | 0,5¼ 1 | 1¼ 2 | 2¼ 3 |
Мосты деревянные | 0,2¼ 0,5 | 0,5¼ 0,8 | 0,8¼ 1 |
Здания с металлическим каркасом | 0,1¼ 0,3 | 0,3¼ 0,4 | 0,4¼ 0,6 |
Здания кирпичные: | |||
малоэтажные | 0,1¼ 0,15 | 0,15¼ 0,25 | 0,25¼ 0,35 |
многоэтажные | 0,08¼ 0,1 | 0,1¼ 0,2 | 0,2¼ 0,3 |
Здания деревянные | 0,06¼ 0,08 | 0,08¼ 0,12 | 0,12¼ 0,2 |
Подстанции (трансформаторные, тяговые) | 0,1¼ 0,3 | 0,3¼ 0,6 | 0,6¼ 0,7 |
Водонапорные башни | 0,1¼ 0,3 | 0,3¼ 0,6 | 0,6¼ 0,7 |
Воздушные линии связи, контактная сеть | 0,2¼ 0,5 | 0,5¼ 0,7 | 0,7¼ 1,2 |
Подземные кабельные линии | 2¼ 3 | 3¼ 6 | 6¼ 10 |
Подземные линии водопровода, канализации, газопровода | 4¼ 6 | 6¼ 10 | 10..20 |
Окончание табл. 2
Здания, сооружения и устройства | Разрушения | ||
слабое | среднее | сильное | |
Станочное оборудование депо и мастерских, подъемно-транспортное оборудование | 0,1¼ 0,2 | 0,2¼ 0,6 | 0,6¼ 0,7 |
Кузнечно-прессовое оборудование | 0,5..1 | 1¼ 1,5 | 1,5¼ 2 |
Вагоны, платформы, цистерны | 0,2¼ 0,4 | 0,4¼ 0,6 | 0,6¼ 0,9 |
Локомотивы | 0,5¼ 0,7 | 0,7¼ 1 | 1¼ 1,5 |
Автомобили: | |||
грузовые | 0,2¼ 0,4 | 0,4¼ 0,5 | 0,5¼ 0,6 |
легковые | 0,1¼ 0,2 | 0,2¼ 0,45 | 0,45¼ 0,65 |
Примечания: 1. Полное разрушение сооружений наступает при избыточных давлениях, превышающих верхнюю границу Рф для сильных разрушений.
2. Данные приведены для подвижного состава, расположенного боковой стороной к центру взрыва, при расположении к центру взрыва торцевой его стороной подвижной состав выдерживает избыточное давление в 1,5 2 раза больше.
3. За предел устойчивости сооружений принимается нижняя граница Рф для средних разрушений.
Таблица 3
Расстояние от центра взрыва до точек с заданным избыточным давлением во фронте ударной волны, км, при взрыве 1000 т ВВ
Избыточное давление, кгс/см2 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 2,0 |
Расстояние, км | 1,12 | 0,69 | 0,54 | 0,44 | 0,4 | 0,36 | 0,32 | 0,28 | 0,2 |
Значения коэффициентов ослабления
Масса ограждающих конструкций, кгс/м2 | Кратности ослабления на радиоактивно зараженной местности | ||
стеной Кст (первичное излучение) | перекрытием Кпер (первичное излучение) | перекрытием подвала Кп (вторичное излучение) | |
5,5 | 3,4 4,5 8,5 | 10000 10000 |
Примечание. Для промежуточных значений массы 1 м2 ограждающих конструкций Кст., Кпер., Кп следует принимать по интерполяции.
Таблица 2
Значения коэффициента V1
Высота помещения, м | Коэффициент v1 в зависимости от ширины помещения (здания), м | |||||
0,06 0,04 0,02 0,01 | 0,16 0,09 0,03 0.02 | 0,24 0,19 0,09 0,05 | 0,33 0,27 0,16 0.06 | 0,38 0,32 0,2 0,09 | 0,6 0,47 0,34 0,15 |
Примечания: 1. Для промежуточных значений ширины и высоты помещений коэффициент V1 принимается интерполяцией.
2. Для заглубленных в грунт или обсыпанных сооружений высоту помещений следует принимать до верха обсыпки.
Таблица 3
Значения коэффициента Км
Место расположения укрытия | Коэффициент Км при ширине зараженного участка, примыкающего к зданию, м | |||||||
На первом или подвальном этаже На высоте второго этажа | 0,45 0,2 | 0,55 0,25 | 0,65 0,35 | 0,75 0,4 | 0,8 0,45 | 0,85 0,5 | 0,9 0,55 | 0,98 0,6 |
Приложение 4
Таблица 1
Сравнительная характеристика параметров при воздействии ЧС
Избыточное давление, кПа | Свыше 50 | 30 50 | 20 30 | 10 20 | менее 10 |
Землетрясение, баллы | 11 12 | 9 10 | 7 8 | 5 6 | 4 5 |
Ураган (баллы) при скорости ветра, м/с | 70 | 16 17 50 70 | 14 15 30 50 | 12 13 25 30 | 9 11 25 |
Степень разрушения зданий | Полные | Сильные | Средние | Слабые | Легкие |
Таблица 2
Высота сплошного завала, м, в зависимости от плотности застройки и этажности зданий
Плотность застройки, % | Этажность | |||||||
0,3 | 0,6 | 1,3 | 1,5 | 1,7 | 1,9 | 2,1 | ||
0,4 | 0,7 | 1,2 | 1,6 | 1,9 | 2,3 | 2,4 | 2,6 | |
0,5 | 0,9 | 1,5 | 1,9 | 2,2 | 2,8 | 2,9 | 3,1 | |
0,6 | 1,2 | 2,5 | 3,7 | 3,8 | 4,2 | |||
0,8 | 1,5 | 2,5 | 3,1 | 3,8 | 4,6 | 4,8 | 5,2 | |
0,9 | 1,7 | 3,8 | 4,5 | 5,6 | 5,8 | 6,2 |
Приложение 5
Таблица 1
Значения коэффициента а для определения доз радиации, получаемых при пребывании людей на зараженной местности
Начало облучения после взрыва, ч | Продолжительность пребывания на зараженной местности, ч | |||||||||
0,5 | ||||||||||
0,5 | 1,5 | 0,85 | 0,62 | 0,55 | 0,48 | 0,43 | 0,4 | 0,35 | 0,31 | 0,3 |
2,5 | 1,5 | 0,82 | 0,72 | 0,61 | 0,55 | 0,5 | 0,41 | 0,4 | ||
5,2 | 1,7 | 1,3 | 1,2 | 0,92 | 0,82 | 0,7 | 0,58 | 0,5 | ||
4,5 | 2,6 | 1,3 | 1,5 | 1,3 | 1,2 | 0,9 | 0,7 | 0,6 | ||
3,3 | 2,3 | 1,5 | 1,3 | 1,2 | 0,8 | 0,65 | ||||
7,5 | 3,6 | 2,4 | 1,8 | 1,5 | 1,3 | 0,9 | 0,72 | |||
3,5 | 2,8 | 2,1 | 1,7 | 1,5 | 0,8 | |||||
4,2 | 3,2 | 2,5 | 1,2 | 0,85 | ||||||
6,7 | 4,8 | 3,8 | 2,8 | 2,2 | 1,7 | 1,3 | 0,9 | |||
7,7 | 5,5 | 4,2 | 3,1 | 2,4 | 1,8 | 1,4 | 0,98 | |||
8,7 | 6,2 | 3,5 | 2,7 | 1,5 | 1,0 | |||||
7,2 | 5,8 | 3,2 | 2,5 | 1,6 | 1,2 | |||||
6,8 | 3,7 | 2,2 | 1,5 | |||||||
6,8 | 1,7 | |||||||||
2,3 | ||||||||||
5,8 | 3,0 | |||||||||
8,4 | 4,2 |
Таблица 2
Коэффициенты пересчета уровня радиации, измеренного в различное время после взрыва, на уровень радиации на 1 ч после взрыва
Время после взрыва, ч | Время после взрыва, ч | Время после взрыва, ч | |||
0,5 | 0,43 | 3,0 | 3,74 | 12,0 | 19,72 |
1,0 | 1,00 | 4,0 | 5,28 | 24,0 | 45,31 |
1,5 | 1,63 | 5,0 | 6,90 | 48,0 | 104,10 |
2,0 | 2,30 | 6,0 | 8,59 | 72,0 | 169,30 |
2,5 | 3,00 | 7,0 | 10,33 | 96,0 | 239,20 |
Таблица 3Остаточные дозы облучения
Время после облучения, недели | ||||||||||||||
Остаточное облучение, % |
Окончание прил. 5
Таблица 4 Средние значения коэффициентов ослабления дозы радиации Косл защитными средствами
Укрытия и защитные средства | Косл |
Автомобили, автобусы, трамваи | |
Крытые грузовые вагоны | 1,7 |
Пассажирские вагоны | 2,3 |
Локомотивы: электровозы магистральные | 3,5 |
тепловозы магистральные | 3,0 |
тепловозы маневровые | 2,5 |
Бульдозеры | |
Убежища | 1000 и более |
Перекрытые щели | 40–50 |
Здания производственные одноэтажные | |
Здания производственные и административные 3-этажные | |
Стрелочные посты каменные | |
Одноэтажные деревянные дома | 2–3 |
Подвалы одноэтажных деревянных домов | |
Двухэтажные дома деревянные | |
Подвалы двухэтажных деревянных домов | |
Жилые одноэтажные каменные дома | |
Подвалы одноэтажных каменных домов | |
Подвалы двухэтажных каменных домов | |
Двухэтажные каменные дома | 15–20 |
Многоэтажные дома |
Таблица 5 Доля дозы радиации за время облучения, в процентах от дозы, накапливаемой в течение суток с момента радиоактивного заражения
Время заражения после взрыва, tзар.ч | Продолжительность облучения, ч | ||||||||||||||||
0,5 | |||||||||||||||||
Основная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | Используется при изучении разделов | Курс |
Безопасность жизнедеятельности: учебник | под ред. Л. А. Михайлова | УМО. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 460 | 1-5 |
Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год и место издания | Используется при изучении разделов | Курс |
Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие | Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец | 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 298 с. | 1-17 | ||
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров | С. В. Белов | - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2011. | 1-17 | ||
Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник | Ю. В. Буралев | 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 288 с. | 1-17 | ||
Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: учебное пособие | Е. А. Клочкова | М: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. – 456 с. | 1-17 | ||
Безопасность технологических процессов и производств: учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта | К. Б. Кузнецов | Федеральное агенство железнодорожного транспорта. - М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2008. - 203 с. | 1-17 | ||
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие | Маринченко А. В. | МО РФ. – 3-е изд., доп. и перераб.- М.: Дашков и К, 2009. – 359 с. | 1-17 | ||
Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учебное пособие для вузов | Б.С. Мастрюков | УМО. - М.: Академия, 2011. - 368 с. | 1-17 | ||
Безопасность жизнедеятельности: учебник | В. Ю. Микрюков | МО РФ. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – 557 с. | 1-17 | ||
Управление безопасностью жизнедеятельности: учебное пособие | Ю. Г. Семехин | Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – 219 с. | 1-17 | ||
Экология и безопасность жизнедеятельности: учебное пособие | Е. И. Почекаева; под ред. Ю.В. Новикова | Международная Академия науки и транспорта. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 557 с. | 1-17 | ||
Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник | Б. С. Мастрюков | МО РФ. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. –334 с. | 1-17 | ||
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие | Т. А. Хван, А. В. Евсеев | МО РФ. – 7-е изд. - Ростов на/Д.: Феникс, 2008.- 415 с. | 1-17 | ||
Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1. Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте: учебник | К. Б. Кузнецов [и др.]; под ред. К. Б. Кузнецова. - | М.: Маршрут.- 2005. - 575 с. | 1-5 |