Влияние избранного вида или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
Продолжительные и систематические занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие и функциональную подготовленность и состояние психики человека. Каждый студент может выбрать вид спорта в элективном курсе учебной дисциплины «физическая культура». Чтобы не ошибиться в своем выборе, он должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта на человека.
Основные виды спорта разделены на следующие группы:
- преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);
- развивающие силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, лекгоатлетические метания и прыжки);
- способствующие воспитанию ловкости и гибкости (спортивная гимнастика, акробатика);
- комплексного воздействия на человека (единоборства, спортивные игры, многоборье).
Модельные характеристики спортсмена высокого класса
Современная наука исследует проблему человека в большом спорте. Изучаются различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. Установлены модельные характеристики к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки с ориентацией на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные тесты педагогического, психологического, медико-биологического контроля. Продолжение в общей сложности всех этапов составляет около 10 лет.
Модели, используемые в спорте, делятся на две группы.
Первая:
- модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности;
- модели, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена;
- возможности отдельных функциональных систем, обеспечить достижение высокого уровня спортивного мастерства;
вторая:
- модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства и подготовленность в многолетнем плане, тренировочного года, микроцикла;
- модели крупных структурных образований тренировочного процесса (этап многолетней подготовки, макроциклов, периодов);
- модели тренировочных этапов, мезо- микроциклов;
- модели тренировочных занятий и их частей;
- модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
В студенческом спорте участвуют не только спортсмены, стремящиеся к достижению спортивных результатов международного класса. У каждого студента своя мотивация к тому или иному виду спорта. Сопоставить двух спортсменов, занимающихся в одной группе, можно объяснить почему разный прирост результатов.
Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.
Существуют следующие разделы планирования:
- перспективное;
- годичное;
- текущее и оперативное планирование.
8.4.1 Перспективное планирование многолетней подготовки
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составить групповые перспективные планы на 2-3 года. Для спортсменов высокого класса от 4 до 8 лет. В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели, опираясь на них можно было бы правильно составить годичные циклы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена включает следующие разделы:
· краткая характеристика спортсмена;
· цель подготовки, главные задачи по годам;
· структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;
· основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла;
· главные соревнования и основные старты, планируемые в каждом году;
· контрольные спортивно-технические показатели по годам;
· общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;
· общие и специальные параметры тренировочной нагрузки;
· система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризация;
· график тренировочных сборов и места занятий.
8.4.2 Годичное планирование
Годичный план подготовки состоит из следующих разделов:
· краткая характеристика занимающихся;
· основные задачи и средства подготовки;
· их распределение по отводимому времени;
· примерное распространение нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований;
· тренировочные занятия и отдых;
· педагогический и врачебный контроль.
8.4.3 Текущее и оперативное планирование
Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, соревновательных стартов, методов восстановления). С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных занятий с конкретными задачами, с другой – проводиться постоянный текущий контроль за работоспособностью спортсмена путем различных тестов, выявлять эффективность после каждого блока тренировочных занятий.
Оперативное планирование – определяет степень физической, технической, тактической подготовленности спортсмена. Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки.