Наказание должно быть эффективным
Итак, вопрос о свалках, или о так называемом несанкционированном выбросе мусора. Ужасающие картины в лесах, где по обочинам любой мало-мальски пригодной для проезда дороги возвышаются горы мусора, вокруг садоводств, а также поблизости от некоторых промышленных предприятий, то есть, вполне привычная часть российского пейзажа. Кто в этом виноват? Ну, наверно всё-таки те, кто выбрасывает мусор не на свалку. К сожалению, нечистоплотность является частью человеческой природы, то есть любовь к чистоте, у части населения, не пересиливает нежелание добраться с мусором до помойки, я даже не говорю о том, чтобы забрать мусор с собой после пикника в лесу или в парке. Руководители предприятий и мусоросборщики просто экономят на оплате мусора на свалках. Вторая часть населения, которая представляет собой несомненное большинство, сама так никогда не делает, любит чистоту больше, но всё-таки не настолько, чтобы прилагать серьёзные усилия для борьбы с нарушителями лично.
Теперь к вопросу – «Что делать?». Разумеется, наказывать нарушителей. Вопрос только о создании системы штрафов, которая будет достаточно эффективной. На самом деле этот вопрос давно решён в большинстве стран Европы, поэтому придумывать ничего не надо. Общество имеет перечень нарушений, которые требуют административных наказаний. Часть из них не сильно важна, соответственно и наказание мягкое, часто ограничивающееся моральным порицанием. Но вопрос о мусоре и загрязнении природы вообще, считается важным. Поэтому штрафы за нарушения в выбросе мусора должны быть огромными, к примеру, сравнимыми со стоимостью грузовика, на котором его привезли. Я бывал в странах, где штраф за выброшенную в окно машины сигарету, равен примерно 150 долларам. То же самое относится к мойке машин в природных водоёмах, порче деревьев и скамеек в парках и т.д.. То есть даже слабая вероятность поимки, должна быть серьёзным тормозом для таких людей. Сейчас, действующие штрафы просто заносятся в расходную часть бюджета, и это намного выгоднее, чем платить за свалку, особенно учитывая малую вероятность поимки.
Теперь вопрос о контроле. Невозможно посадить сторожа на каждой дороге и за каждым кустом. В Европе большинство нарушений фиксируются гражданами. Там в порядке вещей вызвать полицию к соседу, даже если у него всего лишь газон у дома давно не стрижен или вы шумите в воскресенье, не говоря уже о том, если вы выбросили мусор на обочине. Наши люди так делать не умеют, как по причине вполне обоснованного недоверия к правоохранительным органам вообще, так и в связи с наследием недавней истории, когда любой донос считался действием недостойным. В лучшем случае люди пытаются разобраться своими силами, не понимая, что синяк, он конечно неприятен, но не настолько, как штраф в огромную сумму. Пройдут годы, пока люди изменят своё отношение к правоохранительным органам, и то, при условии, если эти органы на самом деле станут адекватными. Но мне кажется, простой выход существует. Если штрафы, на самом деле будут внушительными, то значительную часть можно выплачивать в виде премии людям способствовавшим поимке нарушителя. Если этот момент гарантировать и разрекламировать, уверен, что граждане будут куда более активны. При масштабах наших проблем, я имею в виду не только мусор, многие смогут рассматривать поиск нарушителей как своеобразную форму бизнеса, что очень актуально для пенсионеров и безработных.
Теперь ещё несколько слов о штрафах. Мне кажется абсолютно неправильным привязывание их к МРОТу. Цифра должна определяться не возможностью оплаты, а серьёзностью нарушения и должна быть такой, чтобы даже вполне обеспеченные люди не могли занести её в расходную часть бюджета. Как пример, можно рассмотреть штрафы за превышение скорости. Они действительно незначительны, при этом, почти каждый день мы смотрим репортажи о страшных авариях, связанных с превышением скорости. Реальная расплата – тысячи человеческих жизней ежегодно. В той же Европе, к этому вопросу подходят очень жёстко. Штрафы огромны. К примеру, в Швейцарии, превышение до 5 км примерно 40 долларов от 5 до 10 км -120 , и далее в прогрессии. Недавно один швед там был оштрафован на миллион двести долларов за превышение на 170 км. Никого не волнует зарплата нарушителя. Неправильная парковка - плати 40 долларов. Более того, в случае более трёх серьёзных нарушений за год - пожалуйста на комиссию, которая рассмотрит каждый случай и гарантированно лишит прав на какой-нибудь срок. Для людей, чья работа, так или иначе, связана с автомобилем, даже месяц без прав – это катастрофа. Как результат – серьёзных аварий очень мало.
То есть, я считаю, что общество должно для себя определиться в перечне особенно серьёзных нарушений, требующих сурового административного наказания, в который, несомненно, войдёт несанкционированный выброс мусора. В качестве наказания нарушителям, должны быть определены серьёзные, возможно прогрессирующие денежные штрафы. За помощь в поимке нарушителей должны быть установлены и более того, гарантированны внушительные премии. Если я не ошибаюсь, большинство этих вопросов находится в компетенции не федеральных, а региональных властей и могут быть решены местными исполнительными и законодательными органами.