Модуль 3. Развитие и воспитание личности
2)Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие обучающего обучаемого с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта
3)Функции обучения:
• обучающая;
• развивающая;
• воспитывающая.
4) В традиционной классификации выделяют пять методов: практический,
наглядный,
словесный
работа с книгой,
видеометод
5) Выделяют следующие основные принципы обучения:
• принцип научности;
• принцип доступности;
• принцип связи обучения с жизнью;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
• принцип наглядности;
• принцип учета индивидуальных особенностей учеников.
6) организованная деятельность обучаемого и обучающего по достижению поставленных целей – это метод обучения
7) Практический метод - Опыты, упражнения, учебно- производительный труд
8) Наглядный метод включает в себя: Иллюстрация, Демонстрация, наблюдение
9)Словестный метод обучения включет в себя: Рассказ, беседа, объяснение,разъяснение, инструктаж, лекция, диспут
10)Видеометод вкл. в себя: Просмотр, обучение, упражнение, контроль (программированный)
11)Работа с книгой как метод обучения вкл в себя: Чтение, реферирование, цитирование, составление плана, изложение, конспектирование
12) по типу (характеру) познавательной деятельности выделяют:
• объяснительно-иллюстративный метод;
• репродуктивный метод;
• метод проблемного изложения;
• частично поисковый (эвристический) метод;
• исследовательский метод
13) Классно-урочная система обучения, являющаяся доминирующей на современном этапе в мировой практике обучения
14)ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ -это процесс осознания своего отличия от других, обеспечивающий формирование у него субъективности своей жизнедеятельности
15) Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.
17) Развитие и развитость —
процесс и результат реализации человеком своих возможностей.
18) Развитие человека движется в двух направлениях: биологическом и социальном
19) Формирование социально, духовно и морально зрелой твворческой личности, субъекта своей жизнедеятельности, это основная цель воспитания
20) Важнейшие задачи воспитания:
1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание факта существования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения.
2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям.
3. Развитие самосознания личности как способности выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений,
4. Формирование трудовых и жизненных навыков как творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию, развитие навыков самообслуживания и безопасного поведения.
5. Формирование ответственного поведения, проявляющегося в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самостоятельность и творческие возможности, соблюдать правила и нормы общежития.
6. Формирование здорового образа жизни, проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления.
7. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, осуществляемое в первую очередь в интимно-родственных отношениях в семье, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии.
8. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников, формирующими умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, отношениях, общении
. 9. Развитие экологического сознания, предусматривающего создание условий для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно- следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек – общество – природа» и выбору способов решения экологических задач.
21) Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
• принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
• принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
• принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
• принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
• принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников; • принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов
• принцип вариативности деятельности – соответствие ее содержания изменяющимся детским (молодежным) потребностям, интересам, возможностям;
• принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.