Сферы духовно-психической жизни человека

Потребности человека по Маслоу

1- физиологические потребности (жажда, голод, секс, жизнь и т.п.);

2- потребность в безопасности (освобождение от боли и страха, избежание угрожающих ситуаций, уверенность в завтрашнем дне);

3- потребность в эмоционально окрашенных связях с другими людьми (друзьями, женой, детьми, той или иной социальной группой). Маслоу считает, что в современном обществе именно эта потребность чаще всего не удовлетворяется;

4- потребность в достойной оценке и признании другими, а также во взвешенной высокой самооценке;

5- потребность в самоактуализации (стремление стать таким, каким только способен). По Маслоу – одна из важных особенностей самоактуализации не в отсутствии проблем, а в переходе от мелких и ненастоящих проблем к глубоким и настоящим.

Однако «высшие потребности» имеют, по Маслоу, «инстинктоидный» характер. Подобно низшим они являются проявлением подсознательных побуждений человека. Более высокие потребности направляют поведение индивида постольку, поскольку удовлетворяют более низкие. Весьма немногие люди добиваются самоактуализации, воплощая человеческую сущность. Как считает Маслоу, они составляют примерно сотую часть населения, являя образец психически здоровых и максимально выражающих человеческое назначение.

В своих более поздних работах Маслоу не ограничивается прежней строгой последовательностью в удовлетворении потребностей => основное внимание он начинает уделять метомотивации, которая присуща тем, кто достиг высшего уровня развития.

Первостепенное значение самоактуализации провозглашается и остальными «гуманистическими психологами», выделяющими в ней желание человека реализовать все свои основные потенции. Важная роль при этом отводится понятию «самости» – сокровенное ядро личности, характеризуя ее интенциональность (в данном случае – целенаправленность на реализацию максимума возможностей).

Человек, устремленный к целостности: мыслит не мысль, переживает не переживание, надеется не надежда, действует не действие => мыслит, переживает, надеется и действует единый целостный человек.

Единственный человек может предстать в своих совмещенных ипостасях:

1. – мир его познания (познавательные потребности);

2. – мир его переживаний (в том числе ценностных потребностей);

3. мир его деятельности (потребности в постоянном и нравственном).

Говоря о человеке целостном мы можем выделить следующие аспекты:

· целостно-функциональный аспект – анализ основной формы (сторона ипостаси) психики, ее основные целостные формы;

· структурно функциональный аспект – анализ основных подсистем, уровней и элементов психической жизни, их структура и функции.

Целостно- функциональный анализ человека позволяет в дальнейшем рассмотреть бессознательное и сознательное с познавательными системами, которые их включают как свои составные части.

Психическая жизнь предстает в 3-х основных формах:

1. – ценностной;

2. – познавательной;

3. – побудительной.

Содержание ценностной формы определяет переживания, эмоции и чувства, связанные с совокупностью ценностей и ценностных ориентаций человека.

Восприятие и представление, воспроизведение окружающих процессов и явлений, эмоции и переживания выражают степень реализованного, реализуемого или возможного удовлетворения различных потребностей человека.

Нам кажется нелепым говорить о ценностях и ценностных ориентациях только как об имеющих позитивную значимость и направленность. Человек не только к чему-то стремиться, но и чего-то старается избегать. Отрицательные ценности – это те ценности, которых мы избегаем, чего боимся. От ценностных ориентаций человека зависит направление внимания, избирание интеллектуальной деятельности и эмоциональных процессов. Ценность – это не только субъективное желанное, но и объективное желанное. Как правило под ценностью подразумевается полезность и целесообразность.

«Я поглощаю, следовательно существую» (Сальвадор Дали).

13.10.2003

СФЕРЫ ДУХОВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

           
 
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
 
ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА
 
ПОБУДИТЕЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


               
    сферы духовно-психической жизни человека - student2.ru
 
 
СОДЕРЖАНИЕ: ПОЛУЧЕНИЕ, ПЕРЕРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТ-ВО И ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
 
СОДЕРЖАНИЕ: ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОВОКУП. ЦЕННОСТЕЙ ДАННОГО ЧЕЛ-КА
 
СОДЕРЖАНИЕ: ПСИХИЧ. УСТАНОВКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЙСТВИЯМ, И ИХ ПСИХИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

           
 
ЦЕЛЬ:ВОССОЗДАТЬ АДЕКВАТНУЮ КАРТИНУ ВНЕШНЕГО МИРА И САМОГО СЕБЯ
 
ЦЕЛЬ: РАЗРАБОТКА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОРИЕНТАЦИЙ
 
ЦЕЛЬ: СДЕЛАТЬ ПСИХ. ПРОЦЕССЫ ДИНАМИЧНЫМИ, ВЕДЕНИЕ АКТ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

Форма суждения:

1. – «объективная» информация;

2. –«субъективная» оценка;

3. – перевод в активную деятельность.

Формы предикатов:

1. – человек познает, узнает;

2. – человек оценивает, переживает, хочет, не хочет;

3. – человек принимает решение к действию и действует.

«Типажи»:

1. – «мыслитель»: «Я мыслю, следовательно существую»

2. –«художник»: «Пусть боги, смотрят безучастно

На жизнь Земли – их вечен век,

Но только страстное прекрасно

В тебе, мгновенный человек»

В.Брюсов

3. –«человек дела»: «В то время как интеллект старается лишь брать мир каков он есть, воля, напротив, стремится к тому, чтобы теперь только сделать мир тем, чем он должен быть» (Гегель).

20.10.2003

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Варианты «оценки оценки»:

§ – некая ценность или потребность ошибочно кажется человеку положительной или высокозначимой для него, но социальная группа рационально и эмоционально оценивает ценность по другому, как отрицательную или низкозначимую для самого субъекта, т.е. такую, которая не сможет удовлетворить его «разные потребности»;

§ – некая ценность каждому субъекту не только положительная или высокозначима, но и на самом деле способна удовлетворить его потребности, однако социальная группа относится к этим потребностям как к социально вредным.

=> в 1-ом случае изображаемый человеческий путь не ведет к цели; во 2-ом – изображаемый человеческий путь ведет к цели, но окружающие его осуждают.

Типология ценностных ориентаций:

Ø типология, для которой важнее всего, какая социальная сфера наиболее значима для человека:

●политическая;

●экономическая;

●научная;

●моральная;

●религиозная;

Ø важнее всего, какая временная направленность самая важная:

●на будущее;

●на настоящее;

●на прошлое;

Ø какой социальный уровень предпочитается:

●индивидуалист – ориентируется на свой жизненный успех и собственное наследие любой

ценой, при любом ущербе другим людям; не любой ценой; далеко не любой ценой –

«теория разумного эгоизма»;

●человек, для которого важнее всего ориентация на микрогрупповые ценности:

○интересы семьи;

○интересы друзей;

○интересы коллег и др.

●важнее всего ориентация на макроэкономические ценности:

○интересы партии, сословия и др.;

○интересы нации, страны и др.;

●ориентация на общечеловеческие, общемировые ценности.

При оценке самих ценностных ориентаций можно выделить крайние варианты: с одной стороны – «злодеи», с другой – «святые».

«От меня до шестилетнего ребенка – один шаг; от новорожденного до шестилетнего – огромное расстояние» (Л.Толстой).

Наши рекомендации