Описание целей обучения студентов всех специальностей по дисциплине «Физическая культура»
Требования образовательного стандарта к уровню подготовки | Уровень усвоения учебного материала | |||||
Репродуктивная | Репродуктивно-продуктивная, продуктивно-репродуктивная | 4. Творческая | ||||
1. Узнавание | 2. Воспроизведение | 3.1. Решать задачи по образцу или известному алгоритму (категория единичного) | 3.2. Решать задачи на основе преобразования некоторых признаков образца (категория особенного) | 3.3. Решать задачи без образца (категория общего) | ||
Понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовки специалиста. Знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке). Приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей. | Понимать, что основной целью физического воспитания является формирование ФК личности, ее подготовки к профессиональной деятельности. Осознавать значение здорового образа жизни для дальнейшего существования индивидуума, для возможности получения здорового потомства, для личного благополучия и хорошего самочувствия, ощущения счастья, силы, энергии и т.д. Видеть взаимосвязь занятий по ФК с другими научными дисциплинами и направлениями. Быть знакомым с основными проблемами, существующими в ФК и С на данное время. Иметь представление о возможных сферах применения полученных знаний по ФК. | Знать: - научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни; - объекты, предметы, цели, задачи и место ФК среди других дисциплин; - основные понятия, определения, термины и классификацию; - основные даты, факты, события и явления в спортивной жизни страны и республики; - назначение различных упражнений и комплексов; - основные принципы и правила проведения самостоятельных тренировок; - традиционные методики и способы достижения хороших спортивных результатов; - назначение специальных приспособлений, предметов, тренажеров, измерительных приборов, контролирующих физиологические параметры человека. | Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие, совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке). Выбирать и выделять объекты ФК из окружающей среды. Классифицировать, систематизировать, дифференцировать факты, явления, объекты, системы и методы, имеющие отношение к ФКиС. Рассчитывать основные физические и психологические параметры человека, его состояния, путем использования известных методов и методик определения. Уметь использовать специальные приспособления, предметы, тренажеры, измерительные приборы, контролирующие физиологические параметры. | Уметь представлять, описывать и характеризовать основные данные, сведения, факты и результаты специализированными терминами. Оценивать свое физическое и психологическое состояние и выбирать наиболее приемлемые способы их улучшения. Уметь составлять оптимальный режим и график тренировочных занятий на базе известных упражнений и комплексов. Высказывать или выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной спортивной ситуации, состояния или события, о путях (тенденциях) их развития и возможных последствиях. Планировать свою дальнейшую деятельность по изучению ФКиС. | Осуществлять самоконтроль и контроль за качественным выполнением поставленных задач, направленных на достижение определенных физических параметров. Изменять, дополнять, адаптировать и развивать уже известные методы, способы, средства, приемы и методики для решения конкретных задач. Прогнозировать, предвидеть, предполагать, моделировать развитие событий, ситуаций, физического эксперимента и возможные последствия своих действий. | Подготовить интересующий материал по ФК и С, касающийся дальнейшего развития физических навыков, либо касающийся вопросов сохранения и укрепления здоровья. Подобрать необходимые приспособления и тренажеры для поддержания хорошей спортивной формы и физического состояния в домашних условиях. Разработать персональный график и режим спортивных тренировок. Находить нестандартные способы решения поставленных задач, с использованием совершенно новых методик и способов. Составить наиболее оптимальный график работы и отдыха, с включениями элементов ФК. |
*ФК – сокращение от «физическая культура».
1.3. Выписка из плана учебного процесса
для специальности ___________всех специальностей 1-3 курсов__, утвержденного ___________________________
(код) (дата)
Индекс | Наименование дисциплины | Распределение по семестрам | Объем работы студентов | Число часов аудиторных занятий общее по циклу дисциплин и по их видам в неделю (числитель), распределение трудоемкости дисциплины в часах и зачетных единицах (знаменатель) по курсам и семестрам | |||||||||||||||||
Экзамен | Зачет | Курсовых | Трудоемкость дисциплины в часах | Всего | в том числе | Самостоятельная работа | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс | ||||||||||
проектов | работ | лекций | лабор. занятия | практ. и семи-нарские занятия | I сем 17 нед | II сем 19 нед | III сем 17 нед | IV сем нед. | V сем 17 нед. | VI сем 19 нед. | VII сем 17 нед | VIII сем 14 нед | IX сем 14 нед | X сем 20 нед | |||||||
ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура | - | 1-6 | - | - | - | 1-3 | 0-4 | 0-4 | 0-4 | 0-2 | 0-2 |
Примечания: 1. В графе 13-18:
- числитель дроби означает количество часов на лекционные и практические занятия в неделю;
- в знаменателе дроби трудоемкость дисциплины в часах.
1 курс: лекции - час., практика час.
2 курс: лекции – час.,. практика час.
3 курс: лекции – час., практика час.
Выписка из плана учебного процесса
для специальности ___021100 - Юриспруденция_______, утвержденного ___________________________
(код) (дата)
Индекс | Наименование дисциплины | Распределение по семестрам | Объем работы студентов | Число часов аудиторных занятий общее по циклу дисциплин и по их видам в неделю (числитель), распределение трудоемкости дисциплины в часах и зачетных единицах (знаменатель) по курсам и семестрам | |||||||||||||||||
Экзамен | Зачет | Курсовых | Трудоемкость дисциплины в часах | Всего | в том числе | Самостоятельная работа | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс | ||||||||||
проектов | работ | лекций | лабор. занятия | практ. и семи-нарские занятия | I сем 17 нед | II сем 19 нед | III сем 17 нед | IV сем нед. | V сем 17 нед. | VI сем 19 нед. | VII сем 17 нед | VIII сем 14 нед | IX сем 14 нед | X сем 20 нед | |||||||
ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура |
Примечания: 1. В графах 13-20:
- числитель дроби означает количество часов на лекционные и практические занятия в неделю;
- в знаменателе дроби трудоемкость дисциплины в часах.
Раздел 2. Содержание дисциплины
Содержание учебного материала
Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в себя следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
1. физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
2. социально-биологические основы физической культуры;
3. основы здорового образа жизни и стиля жизни;
4. оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
5. профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы рабочей программы:
- теоретический – формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
- практический – состоящий из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного;
- контрольный – определяющий объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Практический раздел является основным разделом, на который делается основной акцент в работе со студентами. Методико-практический раздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности. Учебно-тренировочный раздел содействует приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела рабочей программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции.
В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки, материал рабочей программы включает два взаимосвязанных компонента: 1) обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности; 2) вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы и потребности.
Теоретический раздел
Учебный процесс предусматривает проведение курса лекционных занятий для студентов 1, 2 и 3-их курсов очного отделения на всех специальностях и подразделениях. Курс лекционных занятий, состоит из 11 основных тем и включает в себя:
- основные термины и понятия, касающиеся физической культуры и спорта;
- ознакомление с ведущими научными идеями и взглядами;
- изучение основных закономерностей теории;
- принципы и положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре;
- рассмотрение объективности связей между явлениями в физической культуре;
- различную тематическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие убеждения.
Некоторые темы лекций включают в себя рекомендации по предметно - операционному использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях избранным видом спорта или системой физических упражнений. Для лучшего понимания, усвоения и запоминания пройденного материала лекционных занятий преподаватели кафедры «Физической культуры и спорта» предлагают вниманию студентов возможный список специализированной литературы. С целью повышения качества полученных знаний кафедра предусматривает проведение регулярных контрольных тестов по пройденным темам и сдаче физических нормативов.