Цели и задачи программы
Коми Республиканский ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласовано с Утверждаю:
Методсоветом Коми РЭЦДО Директор Коми РЭЦДО
Протокол № ___ ___________(К.В.Герасимов)
«__» _________ 2004 г. «__» ___________ 2004 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ И СПАСЕНИЯ»
(ШВиС)
Автор – методист Коми РЭБЦ
Верещагин С.А.
Сыктывкар – 2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Выживают наиболее приспособленные»
Чарльз Дарвин.
Чем взрослее человечество, тем яснее оно осознает, что сам человек – лишь часть природы, а не ее властелин. Оторваться от общения с окружающим миром невозможно, потому что потребность в таком общении – часть натуры, заложенная в каждом человеке от рождения. Но в дикую природу человек может попасть и не только по «зову генов», а в процессе выполнения каких-либо задач: производственных, военных, научно-исследовательских. Общаясь с первозданным миром, люди возвращаются к своим истокам, познают глубинную суть своего «я». Но там же человека подстерегают и опасности.. Зачастую даже не жажда и голод, как показывает опыт, убивают попавшего в беду путешественника, а страх – первобытный ужас человека, оказавшегося в чуждой ему среде.
Большой опасности может подвергнуться личность и в цивилизованной, казалось бы, среде: на оживленной улице, во дворе дома и даже в собственной квартире. Этому в немалой степени способствует ухудшение криминальной обстановки в обществе и недостаточная защищенность индивидуума силовыми средствами государства. Особенно данная проблема затрагивает женщин как более слабую физически и потому менее способную к самозащите часть общества.
Сейчас во многих странах, в том числе и в России, начинают действовать «школы выживания», потому что мировой опыт показывает: помочь себе в достаточно высокой степени человек может, овладев необходимыми навыками, умениями и знаниями. Обучить умелым действиям в экстремальных ситуациях, как в городе, так и в условиях дикой природы, подготовить их морально и физически призвана программа «Школа выживания и спасения». В этом заключается ее актуальность.
Цели и задачи программы
Цель:успешная адаптация учащихся в социальной и природной среде, воспитание патриотов своей «малой Родины». Эта цель достигается через ряд промежуточных целей:
1) научить детей умело оценивать и адекватно реагировать на воздействия среды обитания;
2) способствовать формированию творчески мыслящей личности;
3) воспитывать у учащихся способность быть в гармонии с природой, окружающими людьми и самим собой.
Исходя из этого, определяются следующие задачи:
Развивающие: развитие работоспособности и трудолюбия, творческих и аналитических способностей и воображения, рефлексии собственной деятельности;
Воспитательные: обучение точным оценкам явлений внешнего мира и адекватным реакциям на них как личности, имеющей права и обязанности;
Психологические: развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления, эмоциональной сферы; коррекция психофизического развития, формирование нравственных мотивов занятий по программе ШВиС;
Социально-педагогические: освоение норм взаимоотношений с окружающими людьми, формирование адекватной самооценки, чувства ответственности, долга, совести, развитие самоорганизованности, стремления к достижению новых высоких целей; профилактика асоциального поведения;
Познавательные: знакомство и привитие интереса к проблемам выживания, своему родному краю;
Обучающие: формирование навыков и умений взаимодействия со средой обитания; компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области физкультуры, спорта, гигиены, медицины
Оздоровительные: укрепление здоровья, повышение работоспособности воспитанников, совершенствование физических и психических качеств, необходимых для овладения данной программой.
Программа является комплексной и поэтому условно разделена на две части:
1) «Выживание в городских условиях или защита от уличных нападений» и
2) «Выживание в природе».
Первая часть включает в себя занятия в спортзале и изучение основ боевых искусств (приемов самообороны), а также методов оздоровления. Вторая часть осваивается в процессе выходов на природу в подходящее для этого время года и погоду и предполагает знакомство с наиболее вероятными экстремальными ситуациями в условиях вынужденного автономного существования и методами действия в этой обстановке.
В основу программы Школы выживания и спасения (ШВиС) положены разработки различных отечественных и зарубежных специалистов по выживанию, отраженные в литературе, а также собственные наработки автора. Перекликаясь по ряду вопросов со школьными курсами «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Основы физической культуры», «Биология», данная программа ШВиС имеет свой предмет обучения, не имеющий аналогов в общеобразовательных программах. «ОБЖ», например, дает знания, умения и навыки действия в условиях техногенных аварий и катастроф, курсы спортивных единоборств рассчитаны на соревнования и ограничены жесткими правилами судейства. А ШВиС предполагает освоение знаний, умений и навыков физической защиты при уличных нападениях и выживание в условиях дикой природы, используя три основных принципа выживания: прогнозировать свои действия, по возможности избегать экстремальных ситуаций, при невозможности иного использовать все методы, в том числе помощь окружающих и подручные средства.