Требования охраны труда. Организация охраны труда
Требования охраны труда:
1. Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
2. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя;
3. Работники имеют как обязанности в области охраны труда, так и права на обеспечение безопасности труда;
4. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органам исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Федеральная инспекция труда контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверяет выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил.
Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации контролирует правильность устройства и эксплуатации электроустановок.
Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий и помещений.
Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т.д.
Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения инспектировать любые организации; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей документы, информацию, объяснения, необходимые для выполнения надзорных функций; расследовать несчастные случаи на производстве; приостанавливать работу подразделений, предприятий, отдельных лиц при выявлении нарушения требований охраны труда; привлекать к административной ответственности виновных лиц и др. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами. Профсоюзы имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателем законодательства об охране труда; принимать участие в расследовании несчастного случая на производстве; проводить независимую экспертизу условий труда и др. Ведомственный (административный) контроль осуществляется специальными службами охраны труда Министерств, ведомств, управлений и т.п. по подчинению им предприятиям (подразделениям внутри предприятия).
Оперативный контроль осуществляется администрацией на всех уровнях ежедневно в масштабах руководимых ею подразделений, групп, бригад. Особая роль принадлежит мастерам и бригадирам, осуществляющим перед началом работы проверку соответствия требованиям безопасности оборудования, приспособлений, организации рабочего места, контроля за безопасностью в процессе работы. Вся полнота ответственности за обеспечение безопасности при этом возложена на руководителей в порядке подчиненности ниже стоящих перед вышестоящими. Контроль состояния и условий труда осуществляется и службой охраны труда предприятия, и службами охраны труда ведомств. На предприятии реализуется в нескольких формах: в виде целевых поверок по определенному признаку (например, контроль защиты от поражения электрическим током) или комплексных, проводимых в одном цехе. Объектом такой проверки является производственное оборудование, которое проверяется на комплекс требований безопасности, установленных стандартами системы стандартов безопасности труда.