Средства, методы и формы работы
1. Устные средства (живое слово, сценическая речь);
2. Печатные средства (газеты, журналы, буклеты, политическая и научная литература);
3. Искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись);
4. Технические средства (света - музыкальная аппаратура, компьютерная и мультимедийная техника и пр.)
Приёмы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию.
1. Метод иллюстрирования;
2. Метод театрализации;
3. Метод игры.
Форма организации аудитории:
1. Групповая.
Содержание программы, методические рекомендации.
Занятия по программе социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения «Творческая гостиная» проходят в соответствии с рекомендуемыми основателем метода М. Е. Бурно условиями, которые включают в себя атмосферу гостиной с мягким светом свечей, кипящим самоваром, сухариками. Чаепитие в уютной гостиной располагает к теплому общению, служит способом проявления внимания друг к другу. Неяркость освещения смягчает напряженность, конфузливость. Тревожно-застенчивый ребенок, не знающий, куда деть руки, может взять сухарик, чашку с чаем, и эти простые действия помогут в какой-то степени преодолеть неловкость. Тихое чаепитие уводит от суеты, объединяет ребят между собой, располагает к доверительности.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, со шторами для затемнения. Хорошо, если есть специально отведенное место для выставок детских творческих работ.
Для того чтобы помочь подростку наиболее глубоко прочувствовать содержание занятий, используются слайды, репродукции картин, портреты известных людей, записи музыкальных произведений, природный материал (камни, растения), произведения прозаиков и поэтов.
Метод «Терапия творческим самовыражением» используется для воспитания у дефензивных подростков творческого стиля жизни, творческого отношения к себе, к окружающим их людям, к своему труду. Творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума, или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение служит тем коррекционным механизмом, который помогает подростку более гармонично существовать в окружающей его действительности, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, ощутить себя активной творческой личностью, найти в себе то, на что можно опереться в жизни, что волнует и вдохновляет.
Метод «Терапия творческим самовыражением» приглашает в сложное духовно-интеллектуальное путешествие по морю человеческого разнообразия. На занятиях изучаются и анализируются проявления характеров у взрослых и детей на основе образов героев художественных произведений, биографических данных великих людей — поэтов, художников, писателей, ученых — в сравнении с собственным характером. Дети узнают, что данному характеру присуще всегда; что очень типично, но присуще не всегда; что нетипично, но все-таки может быть; что никогда в рамках данного характера не встречается. Знания и умения, получаемые на занятиях, помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, способствуют профилактике душевных срывов, нервных кризисов; а также, что очень важно, помогают найти свое место в жизни, опираясь на собственную индивидуальность.
Для повышения эффективности усвоения подростками предлагаемого материала используются следующие методы: просмотр слайдов и репродукций, рассказ ведущего, чтение литературных произведений, выполнение творческих работ, беседа, дискуссия, рефлексия, самоанализ, ассоциативный метод, приемы психологической само- и взаимопомощи, игры и инсценировки, поиск вариантов завершения ситуаций.
Во многих занятиях ребята получают возможность ощутить себя творческой личностью в создании собственных произведений. Для этого потребуются листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, природный материал. Для театрализованных занятий необходимы всевозможные куклы (можно самодельные), маски, минимальный театральный реквизит (шляпки, очки, накидки).
Характерологически разнородная группа представляет собой модель микро социальной среды, в которой дети, творчески общаясь между собой, учатся принимать человека с иным характером таким, какой он есть.
В процессе своего развития группа проходит несколько этапов:
1. Предварительное знакомство участников группы с характерами людей.
2. Расширение и уточнение представлений о характерах при знакомстве с литературными произведениями, творчеством и биографиями известных людей, участии в психологических играх и инсценировках.
3. Осознание собственной индивидуальности со стойким творческим вдохновением и знанием приемов само- и взаимопомощи.
На первом занятии ребята знакомятся друг с другом, с условиями проведения группы, темами курса, его целями и задачами. В доступной форме ведущие рассказывают о сущности метода «Терапия творческим самовыражением» и о структуре и правилах проведения занятий. На эту встречу можно пригласить выпускников — участников предыдущих групп, которые поделятся своими впечатлениями о работе в группе. Это помогает вновь пришедшим почувствовать себя более уверенно и определиться с желанием посещать занятия.
На всех занятиях, входящих в программу, ребята постепенно знакомятся с собственным характером. Можно выделить пять видов занятий:
— творческое общение с литературой и искусством;
— создание собственных творческих произведений;
— творческое общение с природой;
— проникновенно творческое погружение в прошлое;
— игры и драматизации.
В структуре большинства занятий можно выделить четыре части:
1. Начало занятия: ведущие помогают вспомнить предыдущую тему, устанавливая связь с новым материалом.
2. Информация об изучаемом характере: чтение литературных произведений, выдержек из воспоминаний современников, дневников, сообщение биографических данных и т. д. в сопровождении показа слайдов, репродукций, фотографий.
3. Беседа по вопросам ведущих, помогающая ребятам выделить основные особенности представленного характера; найти черты сходства и различия с собой; определить свое отношение к такому характеру, принять его.
4. Обмен впечатлениями. Ведущие подводят итоги занятия с выделением сильных и слабых сторон этого характера, подчеркивают возможное поле деятельности для него, приемы самопомощи.
Структура занятий, посвященных выполнению творческих работ, несколько иная: во второй части после информации ведущих по предлагаемой теме выполняются творческие работы; в третьей части эти работы рассматриваются, обсуждаются с позиции характерологии.
Текущий контроль за личностными изменениями участников осуществляется определением степени их активности на занятиях; в ходе личных бесед с ведущим, при выполнении творческих работ, в дискуссиях, а также при помощи самооценки и самоотчета.
Промежуточный контроль предусматривает проведение специально организованных игр и инсценировок.
Итоговый контроль подразумевает выполнение творческой работы «Мой портрет» — ребята пишут рассказ о себе, своем опыте проживания в группе, о тех изменениях, которые произошли в них; о том, чему научились, как это может им пригодиться в жизни.[34]
Кадровые ресурсы
Руководитель проекта: зам. директора по ХМР
Исполнители: режиссёр, художественный руководитель, методист, менеджер о связям с общественностью, вспомогательно - технический персонал.
Материально – технические ресурсы:
Понадобиться помещение площадью 150 кв. м., мебель (столы, стулья), оборудование (проектор, муз. акустическая система, компьютер, экран).
Временные ресурсы
Срок реализации: 2 месяца.
Партнёрами проектамогут стать органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, фирмы и компании.
Целевая аудитория подростки 13–17 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа каждое. Для реализации программы предполагается 5 встреч (20) часов. Встречи начинаются в середине сентября по мере установления стабильного распорядка дня в детском доме. Форма организации встреч — творческие гостиные со свечами и чаепитием. Формирование группы происходит в начале учебного года, в ходе индивидуальных бесед с потенциальными участниками. Желательное количество подростков в группе 10–15 человек, близкого возраста. При наборе необходимо обратить внимание на характер и психическое состояние будущих участников: не включать в группу более чем по одномуистерическому и эпилептоидному подростку, исключить участие детей с психопата - подобным поведением. Основу группы составляют дети с дефензивными проявлениями различных характеров.
План реализации проекта:
Этапы реализации проекта | Содержание деятельности (мероприятия, содержание работ) | Исполнители и соисполнители |
1.Плановый 2.Подготовительный 3.Организационный 4.Рабочий 5.Итоговый | Назначение ответственных и исполнителей, распределение обязанностей и полномочий. Работа со спонсорами и участниками проекта (привлечение финансовых средств). Привлечение детей- сирот к участию в программе. Оформление зала, проведение репетиций. Проведение творческого вечера с детьми- сиротами (презентация, чтение литературы, практические занятия по лепке, рисованию…) Анализ, подведение итогов | Зам. По ХМР Нечепай С.В. RP менеджер Спивак Т.Н. Администратор Найденова Т.В. Режиссёр Шипицына Н.О. Худрук Миронов С.В. Зав. ХМО Иванова Е.Ю. Худрук Миронов С.В. |
Бюджет проекта.