В результате интерактивного освоения программы «Теоретические основы безопасности человека» бакалавриата, выпускник должен обладать следующими компетенциями: способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способен понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества; сознавать опасности и угрозы,
возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения; способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способен ориентироваться в теории и стратегии развития безопасности жизнедеятельности человека.
№ | Тема | Форма занятия | Реализация интерактивной технологии |
| Классификация опасностей. | Лекция-беседа | В ходе лекции студентам предлагаются для рассмотрения различные способы безопасности в различных сферах деятельности. В соответствии с региональными особенностями и изменяющейся экологической обстановкой студенты предлагают наиболее эффективные методы достижения безопасности жизнедеятельности. |
| Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. | Лекция-дискуссия | По ходу лекции студентам предлагаются для дискуссии различные системы, методы и принципы обеспечения безопасности. Вместе со студентами преподаватель участвует в обсуждении исходя из принципа эффективности. |
№ лекции | Раздел, тема учебного курса и содержание лекции |
| Раздел 1. Понятие об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и ЧС. Тема: Виды опасностей. Источники и причины их возникновения. Введение. Общие понятия и определения, относящиеся к теоретическим основам безопасности жизнедеятельности человека. Вероятность и потенциальность опасности. Причины роста видов опасностей. |
| Раздел 1. Понятие об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и ЧС. Тема: Классификация опасностей. Природные опасности. Техногенные опасности. Социальные опасности. Смешанные опасности. Особенности и закономерности природных опасностей. Особенности и закономерности техногенных опасностей. Особенности и закономерности социальных опасностей. |
| Раздел 1. Понятие об опасности и безопасности, об опасных, экстремальных и ЧС. Тема: Безопасность как условие и потребность жизни человека. Аксиома потенциальной опасности. Квантификация опасностей. Мотивация деятельности. Психические процессы и состояния. Особые психические состояния. Возрастающая потребность в безопасности человека в связи с научно-техническим прогрессом и изменением экологической обстановки. |
| Раздел 2. Безопасность жизни как наука. Тема: Предмет, методология, теория и практика безопасности. Определение понятия опасности. Номенклатура опасностей. Идентификация опасностей. Причины и следствия. Квантификация опасностей. Методология изучения опасностей. Взаимодействие теории и практики при изучении безопасности жизнедеятельности человека в различных условиях. |
| Раздел 2. Безопасность жизни как наука. Тема: Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. Инженерный подход к определению риска. Модельный подход к определению риска. Экспериментальный подход к определению риска. Социологический подход к определению риска. Системный анализ безопасности. «Дерево причин и опасностей» как система. |
| Раздел 2. Безопасность жизни как наука. Тема: Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа. Вероятностная оценка прогнозирования событий опасного типа. Прогнозирование событийного типа. Теоретические основы прогнозирования. Этапы выявления и оценки обстановки при ЧС. Общие положения прогнозирования. Модели воздействия. Порядок проведения расчетов при событиях опасного типа. |
| Раздел 3. Культура безопасности в разные исторические эпохи. Тема: Философские и религиозные аспекты культуры безопасного поведения. Культура и этика. Культура и этика как основы безопасного поведения. Развитие философских аспектов безопасного поведения, начиная с древнегреческой философии. Философия безопасности античности и общества в целом, как основной раздел безопасности жизнедеятельности. Аспекты культуры безопасного поведения в различных религиях, христианские аспекты культуры безопасного поведения. |
| Раздел 3. Культура безопасности в разные исторические эпохи. Тема: Исторический аспект России и зарубежных стран в области безопасности жизнедеятельности. Исторический опыт Великобритании. Исторический опыт Германии. Исторический опыт Голландии. Исторический опыт Италии. Исторический опыт Греции. Развитие безопасности жизнедеятельности как науки с дореволюционного периода до наших дней. |
| Раздел 3. Культура безопасности в разные исторические эпохи. Тема: Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Особенности условий безопасности жизнедеятельности в различных технологических эпохах. Отраслевое и профильное разделение труда. Приоритет науки в безопасности жизнедеятельности. Теория «информационного общества» (Е.Масуда, Дж.Нейсбит и др.). |
Наши рекомендации