Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)
Первое полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков.Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на уточнение и закрепление навыков, формируемых в предыдущих классах.
Упражнения, настольно-печатные игры на узнавание и называние предметов гигиены с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктографические коды, словесное и жестовое обозначение).
Рассматривание рук до мытья и после гигиенических процедур; наблюдения за качеством воды при первичном намыливании рук и смывании мыла с рук; действия с предметами домашнего обихода, личной гигиены, выполнение орудийных действий с предметами бытового назначения.
Уход за жилищем.Посуда и уход за ней. Включение воды для мытья посуды. Определение оптимальной температуры воды. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам).
Питание.Режим питания: повторение и уточнение того, что принято есть в завтрак, обед, полдник, ужин. Элементарные беседы о соблюдении режима питания. Повторение правил приема пищи (не торопиться во время еды, тщательно пережевывать пищу, есть, сидя за столом, не есть очень горячую и очень холодную пищу и др.).
Безопасность в доме, на улице и в природе.Моделирование следующих ситуаций: «Один дома», «Опасные предметы, которые нельзя брать», «В дверь позвонил незнакомый человек» и др. Уточнение поведения учащихся в этих ситуациях.
Упражнения, в которых учащийся должен выбрать и назвать средства и предметы ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг). Нахождение этих средств и предметов на картинках и в пространстве помещения комнаты.
Отработка алгоритма стирки мелкого белья: определение оптимальной температуры воды, дозирование порошка, чтобы не навредить здоровью, соблюдение правил безопасности во время насыпания порошка, действия в случае попадания в глаза мыльной воды.
Беседы, рассматривание иллюстраций, видеофрагментов об опасных ситуации на улице, во время поездок на природу и т. п. Формирование понятия «незнакомые люди». Дифференциация понятий «знакомые люди» и «незнакомые люди». Определение по фотографиям знакомых и незнакомых людей. Беседы и отработка алгоритма поведения с незнакомыми людьми. Проигрывание ситуаций по пиктограммам, в играх-драматизациях.
Наблюдения за движущимся транспортом и поведением пешеходов (с комментариями учителя). Чтение учащимся доступных их восприятию литературных произведений на тему безопасности жизнедеятельности. Ситуационные игры на темы безопасности в природе, на улице, в доме.
Второе полугодие
Формирование культурно-гигиенических навыков.Беседы с учащимися, практические действия по отработке процедуры ухода за глазами. Гимнастика для глаз. Формирование основных представлений об охране зрения в ходе дидактических упражнений, бесед о том, что для глаз полезно, а что вредно.
Уточнение знаний учащихся о свойствах воды. Беседы, дидактические игры и упражнения на уточнение представлений учащихся о том, что вода — важное средство поддержания чистоты тела и жилища, вещество, необходимое для жизнедеятельности всего живого.
Уход за жилищем.Уточнение представлений учащихся о назначении моющих средств. Дидактические упражнения по выбору средств для мытья посуды. Практические действия (дозированное использование моющих средств, намыливание посуды специальной губкой, смывание теплой водой).
Питание.Уточнение представлений учащихся о правилах хранения продуктов (хлеба, молочных продуктов).
Знакомство учащихся с понятием «витамины». Беседы с использованием наглядных материалов: продукты питания, содержащие витамины. Знакомство с правилами обработки фруктов и овощей (тщательно мыть, не есть гнилые фрукты и овощи).
Безопасность в доме, на улице, в природе.Беседы снаглядными примерами о правилах безопасности при пользовании электрическими розетками. Включение учащимися различных бытовых приборов в розетки (вместе с учителем). Закрепление установки на то, что по окончании пользования бытовыми приборами штепсель должен быть удален из розетки.
Упражнения и беседы с учащимися для формирования алгоритма обращения с утюгом. Упражнения на закрепление навыка расположения утюга на гладильной доске. Включение и выключение утюга под присмотром учителя. Практические занятия: глажка носового платка. Закрепление правил пожарной безопасности при пользовании утюгом. Рассматривание картинок, на ко торых изображены сюжеты неосторожного обращения с электрическими приборами. Выбор картинок с изображением правильного использования бытовых приборов.
Проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по пешеходному переходу по сигналу светофора, без светофора.
Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за переходом улицы пешеходами. Тренировочные упражнения: переход через дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте.
Закрепление представлений учащихся об адресе, о необходимости хранить написанный на листочке адрес в кармане и помнить о месте его хранения. Упражнения: учитель записывает фамилию, адрес учащегося, учащийся складывает записку и убирает ее в карман, по просьбе учителя достает записку.
Обучение учащихся следующим действиям: составить свой адрес (название улицы) из букв разрезной азбуки; прочитать или найти карточку с названием улицы, номера дома и квартиры. Проговаривание адреса. Нахождение адреса по пиктограмме. (Интеграция с уроками по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Альтернативное чтение».)
Проигрывание с учащимися ситуации «Я заблудился. К кому надо обратиться за помощью?».