Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов представляет одну из форм учебного процесса и
Самостоятельная работа студентов представляет одну из форм учебного процесса и является его необходимой частью, дополняющей аудиторную работу студентов.
Несмотря на многообразие подходов в определении самостоятельной работы студентов наиболее целесообразным представляется ее понимание как планируемой работы студентов, выполняемой при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Таким образом, организация самостоятельной работы невозможна без планирования (в части определения объема самостоятельной работы в учебном плане специальности) и контроля.
В процессе обучения могут быть реализованы различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, практическим занятиям, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий. Очевидна эффективность групповой самостоятельной работы студентов, которая усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.
Организация преподавателем самостоятельной работы студентов включает в себя распределение заданий и методических указаний по их выполнению, ознакомление студентов со списком необходимой литературы. Рекомендуется составлять графики самостоятельной работы на семестр, поскольку они способствуют рациональному использованию времени и организации систематического контроля.
В структуре самостоятельной работы можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль, поэтому при организации данного вида работы преподаватель должен учитывать, прежде всего:
- теоретическую и практическую ценность задания;
- четкость постановки познавательных задач;
- мотивацию студентов при выполнении учебного задания;
- учет степени самостоятельности работы студентов (репродуктивный (тренировочный) уровень, предполагающий выполнение задания по образцу и выработку навыков узнавания, осмысления и запоминания; реконструктивный уровень, включающий более активные виды работ по составлению планов, формулированию тезисов, подготовке рефератов; творческий уровень, требующий анализа проблемной ситуации, самостоятельности в выборе средств и методов решения учебно-исследовательских заданий;
- осведомленность студентов об алгоритмах и методах выполнения работы;
-определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные) и графика проведения консультаций;
- четкое определение форм отчетности, критериев оценки, объема работы и сроков ее представления.
Формы самостоятельной работы должны быть адекватны видам лекционных и практических занятий. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. Самостоятельная работа должна быть направлена на углубление знаний и практических навыков по ключевым вопросам курса «Культурология». Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки сдачи заданий по крупным темам. Регулярно (раз в две недели) студентам объявляется рейтинг с учетом работы на практических занятиях и результатов тестирования. Тесты студентам разрешается пересдавать с целью повышения рейтинга.
При проведении аттестации студентов важно помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Информирование о критериях оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
3.2. Методические рекомендации бакалаврам.
Индивидуальная работа реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды индивидуальной работы пересекаются. Таким образом, индивидуальная работа может проходить как в аудитории, так и вне её. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость.
Активная индивидуальная работа возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации индивидуальной работы. Среди них можно выделить два основных: 1.Осознание полезности выполняемой работы. 2. Участие в творческой деятельности.
При изучении данного курса, как и всякой другой дисциплины, организация индивидуальной работы должна представлять единство двух взаимосвязанных форм: 1. внеаудиторная работа; 2. аудиторная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
Виды внеаудиторной индивидуальной работы разнообразны: подготовка и написание письменных работ на заданные темы, выполнение домашних заданий разнообразного характера: подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение заданий, направленных на развитие самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы. Аудиторная индивидуальная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.
Самостоятельная работа содействует более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентирует на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа должна носить систематический характер.
Самостоятельная работа ведется по следующим основным направлениям:
- подготовка к практическим занятиям;
- выполнение заданий по самостоятельному изучению ряда тем;
- расширение знаний по предмету за счет самостоятельной проработки дополнительной литературы по предмету;
- прочтение и конспектирование первоисточников.
Самостоятельная работа требует много времени, поэтому планы практических занятий и задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем в самом начале изучения дисциплины, одновременно устанавливаются сроки проведения практических заданий, даты контроля самостоятельного изучения различных тем, срок сдачи конспектов и проведения итогового контроля.
При подготовке к практическим занятиям студенты обязаны изучить основную рекомендованную литературу по теме, составить конспекты учебной и специальной литературы, систематизировать собранный материал, выполнить задания, содержащиеся в планах практических занятий (выполнение каждого задания проверяется преподавателем путем просмотра конспектов).
Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Выступление на семинаре должно быть рассчитано на 10—12 минут. На занятиях нужно внимательно следить за выступлениями однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради. Внимательное прослушивание выступающих на семинаре дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на практическом занятии может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме.
Выступления желательно сопровождать наглядным материалом (при возможности). Выступление - это серьезная, хотя и небольшая по объему научная работа студента. При подготовке к практическим занятиям необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся в библиотеках; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю, библиографам.
На практическом занятии следует избегать выступления по написанному тексту. Важно самостоятельно формулировать мысли, свободно оперировать данными. Выступление по конспекту, плану, а то и без них прививает не только умение излагать материал своими словами, но и вырабатывает навыки публичного выступления.
Активно мыслить на практическом занятии должны не только выступающие, но и все его участники. Главное - это активное обсуждение вопросов, которые выносятся на занятие.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при проведении итогового контроля (экзамена). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на практических занятиях, проверка письменных работ и т.д.
Работа на лекции. Лучший способ понять и запомнить услышанное на лекции, — это кратко изложить ее содержание на бумаге. Записи того или иного студента — дело индивидуальное, оно не может носить шаблонный характер, как и организация всей самостоятельной работы обучающегося. Тот, кто запоминает быстро и легко усваивает материал, может обходиться более краткими записями. У кого память развита хуже и понимание затруднено, тот вынужден делать записи более подробные, развернутые.
Конспектирование лекции может принести максимальную пользу лишь в том случае, если студент внимательно слушает преподавателя и проявляет сознательную самодисциплину. Запись лекции следует делать кратко и фиксировать только самое существенное. Не надо стремиться записывать дословно все, что рассказывает лектор. Иногда студенты, намереваясь это делать, теряют нить излагаемых вопросов, путаются и искажают саму суть услышанного. Необходимо иметь ввиду, что преподаватель, как правило, стремится облегчить слушание и конспектирование лекции. В той или иной форме он подчеркивает или повторяет наиболее важные мысли, делает паузы и т. д. Следует стремиться полностью и точно записывать обобщающие положения и выводы по каждому освещаемому вопросу.
При записи лекций очень помогает система сокращения слов, фраз и пр. Как правило, студенты сами выбирают или изобретают такую систему и часто пользуются ею на занятиях. Для удобства работы в тетради обязательно надо оставлять поля, чтобы потом делать на них пометки, вносить дополнения из учебной и научной литературы.
После лекции необходимо доработать свои записи, отредактировать текст, уточнить отдельные положения и факты. Закрепление содержания лекции, доработка ее записи способствуют более прочному запоминанию, систематизации знаний. Опыт работы на лекции приобретается сравнительно быстро, если студент прилагает необходимые усилия и старание.
Одной из важных форм помощи студентам являются консультации. Они помогают студенту организовать работу, дают возможность более глубоко изучить те или иные источники, разобраться во всех неясных вопросах. Кроме того, на консультациях преподаватель осуществляет контроль, проверяет качество конспектов.
Глоссарий
Архаический праздник - важная первичная конфигурацией культуры. Это неотъемлемый атрибут человеческого бытия. Празднику всегда присуще игровое начало. Игра, по всей видимости, изначально и существовала в форме праздника. Архаические праздники послужили основой для возникновения более поздних праздничных культурных форм. К ним относятся, в первую очередь, народные, религиозные и государственные праздники. Народным праздникам присуща демократичность, непринужденность, органичность и раскованность. Религиозные же и государственные празднества отличает достаточно высокая степень регламентированности, выраженная идеологическая направленность и подчёркнутая демонстрация иерархических различий.
Ассамблея— празднование, введенное Петром I в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, выпивка, танцы, игры и беседы. Этикет поведения на ассамблеях был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно для дворян и членов их семей. После Петра I ассамблеи трансформировались в балы.
Бал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball — танцевать) — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке. Начало балам в России было положено Петром I заведёнными тогда ассамблеями. Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. Царские ассамблеи зачастую проводились в Летнем саду, который был тогда средоточием аристократических забав. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. Истинного блеска великосветские балы в России достигают в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. На всем протяжении своей истории балы составляли существенную часть жизни высшего общества. Светские ритуалы, к числу которых относятся и балы, были своеобразным актом общественного представительства дворянина. Во второй половине 19 столетия все большую популярность в обществе приобретают публичные балы в пользу нуждавшихся. Публичными маскарадами, концертами и балами считались праздники, требующие платы за вход или специального разрешения полиции. Если устройство подобных праздников было своеобразной светской обязанностью для человека высшего общества, то участие в благотворительных ритуалах являлось его нравственным долгом.
Балаган(от перс. Balahana — верхняя комната, балкон). Термин имеет несколько значений:
1. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.). В этом значении термин установился в 18 в. и был распространен до начала 20 в.
2. Жанр демократичного ярмарочного спектакля — грубоватое, часто — комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. Получил свое название от постройки-балагана. В чистом виде также просуществовал с 18 в. до начала 20 в.
3. Современный театральный жанр, основанный на стилизации народных балаганных представлений.
Вертеп(ст.-слав. вьртьпъ) Термин имеет несколько значений:
1 Устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском. По преданию в вертепе произошло Рождество Иисуса Христа. В вертепах (пещерах или катакомбах) первые христиане вынуждены были скрываться от преследований.
2. Народный кукольный театр, в котором играют сцены на библейские сюжеты.
3. Большой ящик, разделённый на два этажа, в котором размещён кукольный театр.
Гендер— пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения.
Деловая игра — это игра, посредством которой осуществляется имитация различных аспектов профессиональной деятельности и социального взаимодействия.
Динамика культуры (социокультурная динамика)— изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.
Досуг- часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей.
Дуэ́ль (фр. duel, от лат. duellum— «поединок», «война», восходит к архаичной форме «bellum», которое в средневековой латыни означало судебный поединок) — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. Заядлого дуэлянта (точнее, любителя вызывать на дуэль) в литературе (а раньше и в жизни) часто называют «бретёр» (фр. bretteur, от brette— шпага). В Россию дуэль как обычай пришла с Запада в 17 веке.
Игра – разновидность человеческой деятельности, не связанная с конкретной практической пользой, свободная от житейских нужд, имеющая цель в себе самой. Игра двупланова: безусловна и условна, опирается на реальность и превозмогает её. Игра обладает энергетически избыточным характером и протекает в определённых рамках места и времени, согласно добровольно взятым на себя, но абсолютно обязательным правилам.
Игра - это действие, сопровождаемое чувствами напряжения и радости, дающими человеку своеобразную возможность внутреннего освобождения. Игра украшает и заполняет человеческую жизнь, являясь важной её частью. Игра имеет автономный характер относительно других видов человеческой деятельности. Она существует в культуре как универсальная и специфическая форма. В тоже время игра имеет всеобъемлющий характер, поскольку в социально-культурном пространстве игровые элементы присутствуют во многих отнюдь неигровых сферах человеческой жизнедеятельности: труде, политике, религии, образовании и так далее. Игра вливает особые смысловые мотивы в процессы коммуникации, в осознание человеком таких вечных для него проблем, как любовь, одиночество, смерть. Охватывая различные сферы человеческого существования, игра оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции и является одним из способов производства, трансляции и хранения культурного опыта, а, следовательно, служит важным фактором развития общества и культуры.
Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.
Интертекстуальность -понятие постмодернистской текстологии, артикулирующее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой в качестве интериоризации внешнего. Термин был введен Ю. Кристевой в 1967 году под влиянием М. Бахтина, который описывал литературный текст как полифоническую структуру.
Ирония(от греч. Eironeia – притворство) - стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла сказанного, создающий эффект насмешки или лукавства. Ирония выражает отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.
Карикатура (от итал. Caricare – преувеличивать) -- особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.
Карнавал (от лат. carne vale, «прощай, мясо» либо лат.car val- «корабль шутов») - праздник, связанный с переодеваниями, красочными уличными шествиями, массовыми народными гуляньями и театрализованными представлениями. Как тип народного праздника карнавал является универсальным культурным феноменом. Воплощаясь в разнообразные народные праздничные формы, карнавал подчиняется единому смысложизнесодержащему принципу, суть которого заключается в противостоянии официальному, социально и юридически закреплённому общественному порядку. Взамен этому порядку карнавальной народной стихией провозглашается такое мироустройство, где игнорируются общепризнанные нормы и ценности, а, следовательно, отсутствуют императивность, обязательность, иерархичность и жёсткая структурированность жизни.
Карнавализация сознания и поведения – явление более всего соответствует кризисным, переломным этапам в жизни общества. Оно заключается в неприятии реальности и стремлении создать иную реальность. Эта иная реальность соотносится с мифом, утопией и антиповедением. Причём антиповедение может иметь ярко выраженную агрессивную направленность, поскольку основывается на отрицании существующих нормативно-ценностных эталонов.
Коляда́(Коледа) — дохристианский славянский праздник 25 декабря связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками. Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.
Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение. Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Лубок может содержать пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
Маскара́д (фр. mascarade из итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска») — бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частью с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала.
Медвежья комедия (потеха) – форма народного представления, зрелища, забавы 17-19вв. Заключалась она в пляске медведя и в подражании его разным действиям человека, которые медведь выполнял по требованию поводчика, под его шутки и прибаутки. Нередко участником медвежьей комедии была коза, которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с козой, выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или козой.
Обряды— церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие-либо ключевые моменты в жизни людей.
Обычай— исходный, наиболее простой тин культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.
Пародирование -подражание, повторяющее особенности оригинала и выражающее критически-насмешливое отношение к отдельным героям, идеям, стилистическим особенностям источника.
Петрушка – «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). Петрушки известны с 17 в. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Петрушка, отличался очень задиристым характером. Это провокатор, который постоянно эпатировал публику своими неприличными репликами и поведением. Как массовое явление народно-ярмарочной культуры Петрушка прекратил свое существование примерно с десятых годов XX столетия.
Потешка -забава, игрушка, утеха, занятие от скуки, безделья, самые первые игры у детей.
Праздники православные установлены Православной церковью. Это особо торжественные, священные периоды в её литургической жизни, они представляют основные моменты Священной истории и несут в себе живое воспоминание о земной жизни Иисуса Христа и Богоматери.
Праздники театрализованные- особая форма зрелищных мероприятий, опирающихся на традиции (народные, религиозные, бытовые, государственные и т.д.).
Раёк— ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда — «раешные стихи». Картинки эти были часто в лубочном стиле, первоначально, религиозного содержания — отсюда название «раёк», а затем на самые разнообразные темы, включая политические.
Раёшник (раёчник) — рассказчик, исполнитель райка, а также человек посещающий раёк.
Ритуал— исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.
Ролевая игра — игра развлекательного или учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли.
Ряженье - универсальный компонент обрядового поведения, которое известно практически всем народам и отличается набором удивительно стабильных характеристик:
1. изменение собственной внешности, нередко до полной неузнаваемости (ряженный мажет себя сажей, краской, глиной, мукой, нанося их на лицо, шею, руки и другие открытые части тела);
2. переодевание в особую ритуальную одежду. Например, в одежду противоположного пола. Молодёжь уподобляется уродливым, горбатым, хромым старикам. Изображают иной этнос (цыгане), иное сословие (одни военных, нередко солдат фантастических армий, другие торговцев, ремесленников). Одевают личины смерти, чертей, ведьм, различных животных (конь, бык, медведь, коза, курица, журавль). Использовалась, кроме того, и нормальная одежда, но её одевали так, чтобы она входила в противоречие с нормальными способами ношения (вывернутые наизнанку шубы, лохмотья). Все эти образы носят символический, ритуальный смысл.
3. антиповедение, которое предполагало нарушение существующих культурных норм.
Ряженье относится к числу игровых обрядовых действий. Оно является игровой версией мифологических представлений (разворачивается как игра по форме, миф по содержанию). Ряженье есть специфический язык общения с потусторонним (главным образом демоническим) миром, магической игры с ним.
В русском традиционной культуре ряженные были приметной фигурой большого числа народных праздников календарного и семейного круга (канун Нового года, Святки, после Рождества, свадьба), поскольку считалась, что именно в это время нечистая сила, изменяя свой облик, появляется в человеческом мире и творит зло.
Скоморошество – феномен русской народной смеховой культуры. Возникает скоморошество не позже середины XI века, свидетельством чего являются фрески Софийского собора в Киеве, 1037г. Первое упоминание слова «скоморох» встречается в «Повести временных лет» (1068 г.) в «Поучении о казнях Божьих», где осуждаются их языческие игры. У скоморохов были и другие названия: «весёлые люди», «глумотворцы» (др.-рус. глоумь означало «представление», а глоумитися – «скоморошествовать», «развлекаться», «насмехаться», «высмеивать кого-либо», «пустословить», «кичиться, заноситься»), «плясцы», «гудцы» или «гудошники». Обиходным, привычным слово «скоморох» стало лишь в 15-16 веках. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. Произносимые скоморохами ритмичные тексты носили абсурдное, потешное, часто непристойное содержание. Расцвет скоморошества пришелся на 15-17 века, затем, в 18 веке, скоромохи стали постепенно исчезать, отставив в наследство балаганам, райкам и другим формам народной зрелищной культуры некоторые традиции своего искусства.
Смеховая культура - культурно-психологический феномен: - элементами которого являются: гротеск, ирония, юмор, пародия, сатира; и - в котором выражается способность человека к комической оценке действительности.
Социальная роль - совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом.
Социально-культурная деятельность - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.
Субкультура –свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Трикстер (от англ. trick – трюк, хитрость, обман) – универсальный персонаж мифа, фольклора, литературы и т.д. Как правило, отличается лукавством, хитроумием, способностью к трансформациям или перевоплощению, специфическим «антиповедением». Трикстер часто выступает под маской божества или полубога: египетский Сет, греческий Прометей, скандинавский Локи. В большинстве случаев трикстер - существо мужского пола, хотя встречаются и исключения.
На ранних этапах развития культуры, прежде всего в мифе, трикстер выступает своего рода медиатором, то есть посредником между двумя мирами – Хаосом и Космосом. Через механизм инверсии, который связан с нарушением трикстером социальных норм, их пародированием и ритуальным осмеянием, трикстер по сути осуществлял магическую связь между этими двумя мирами и тем самым помогал миру на некоторое время перейти от дуальности к единству. В дальнейшем по мере секуляризации культуры, трикстер теряет свою магическую функцию. Воплощаясь в разнообразные персонажи народной культуры, он противостоит официальному, социально и юридически закрепленному общественному порядку. Взамен этому порядку трикстером провозглашается такое мироустройство, где игнорируются общепризнанные нормы и ценности, а, следовательно, отсутствуют императивность, обязательность, иерархичность и жесткая структурированность жизни.
Юмор - особый вид комического, сочетающий: - насмешку и сочувствие; - внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.
III. Диагностико-контролирующий блок
Тип задания | Текст вопроса | Варианты ответов | Правильные ответы | Описание | |||||
SingleSelection | Когда начинается систематическое научно-философское изучение игры и форм игрового поведения? |
| | ||||||
SingleSelection | Основой для формирования эстетических концепций игры стали идеи, выдвинутые |
| | ||||||
SingleSelection | Ф. Шиллер выделяет следующие типы игр: |
| | ||||||
SingleSelection | Основы эволюционно-биологического подхода к пониманию феномена игры были заложены |
| | ||||||
SingleSelection | Кто впервые выдвинул идею игры как всеобщего принципа, источника, формирования и функционирования культуры? |
| | ||||||
SingleSelection | В какой книге М.Бахтин развивает концепцию народной смеховой культуры? |
| | ||||||
SingleSelection | Под хронотом игры понимаются её |
| | ||||||
SingleSelection | Какая из функций игры связана с досуговой деятельностью? |
| | ||||||
SingleSelection | Й. Хёйзинга выделяет следующие типы игр: |
Наши рекомендации
|