Восемь мистических сил

Восемь мистических сил (сиддхи), которыми может владеть йогин, кратко описаны в настоящей главе. Эти силы — побочный продукт йогической практики. Когда вы уже совершенствуетесь в разных стадиях йоги и умеете глубже погружаться в медитации, то эти восемь сил приходят к вам. Настоящее овладение этими силами заключается не в том, чтобы дать увлечь себя ими, а чтобы стремиться дальше к конечному (максимальному) просветлению. Однако, некоторые йоги не интересуются максимальным достижением. Их удовлетворяет больше материальная польза, чем духовная. Восемь сиддхи для них — единственная цель.

Первая сиддхи называется анима («подобная атому»). Это та сила, с помощью которой человек может трансформировать свое тело по желанию в наилегчайшее живое существо. Этой силой можно овладеть путем глубокой медитации в центре сердца. Другая сиддхи — прямая противоположность первой и, как говорят, обладает способностью трансформировать тело в самое большое живое существо. Она называется махима и ее можно достичь путем медитации на Космический Разум (махат) — первую трансформацию из первоначального состояния природы (пракрити). Тарима — способность стать грубым и тяжелым, как сама материя. Постоянная медитация на элемент земли, говорят, придает такую силу. Четвертая сиддхи, под названием лагхима, — совершенная противоположность гаримы и дает силу, чтобы тело стало легким, как воздух. Глубокая медитация и слияние с элементом воздуха — источник этой сиддхи. Прати — сила увеличивать все по желанию. Эта сила совершенно проста, мы часто слышим о святых и религиозных людях, которые могут накормить тысячи страждущих одним только горшком риса. Прати достигается медитацией на принцип (источник) первичного эго (ахам-кары). Сиддхи под названием пракамъя дает силу притягивать дальние объекты (предметы). К этой сиддхи ведет медитация на элемент эфира. Ишитва — сила, способная влиять на материальные объекты, а вашитва — влияние на умы. Обе сиддхи достигаются медитацией на творческие силы вселенной. Существует много других второстепенных сиддхи наравне с главными силами. Все они — символы духовного роста, но в то же самое время, могут стать препятствием на духовном пути. Это возникает в том случае, если человек становится способным пользоваться этими сиддхи, он привлекает к себе всеобщее внимание и становится популярным, а популярность и известность ведут к чувству гордости, что и является помехой для внутреннего роста.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРАВИЛА СВАРОДАИ

Первое основное правило свародаи, о котором еще не упоминалось, заключается в том, что необходимо всегда соблюдать гармонию между теплым солнечным дыханием правой ноздри и холодным дыханием левой лунной ноздри. Вот некоторые правила:

1) во время полнолуния луна руководит ночью, поэтому влияние солнца минимально. Чтобы это уравновесить, необходимо и полезно закрыть левую ноздрю и дышать только через правый канал всю ночь;

2) во время темной луны месяца влияние луны отсутствует. В этот период будет благоприятно закрыть солнечный канал и дышать всю ночь через лунный;

3) если случится, особенно на прогулке или во время физических упражнений, вы почувствуете внезапное повышение температуры или сильное утомление, закройте солнечный канал и дышите через лунный до тех пор, пока усталость или температура не исчезнут.

4) иногда жизненную энергию можно терять через уши, так как второстепенные (меньшие) каналы пуша и яшасвини соединяют основную чакру с ушами. Поэтому, находясь на открытом воздухе в сильную жару или холод, держите уши закрытыми;

5) медитация и созерцание полумесяца в точке между бровей, говорят, вылечивает все психосоматические заболевания,

освежает и успокаивает ум. Такая польза может быть только в случае, если вы способны к полному, ясному созерцанию;

6) когда вы испытываете сильную жару и нет рядом воды, закройте солнечный канал и медитируйте на языке и слюне на нем. Это поможет вам легче переносить жару;

7) после полового акта, выполненного по правилам свародаи, партнеры должны выпить большое количество холодной воды, причем маленькими глотками;

8) некоторые древние тексты свародаи предлагают быстрое, чередующееся дыхание в течение 2-х минут после каждого обильного принятия пищи. Говорят, это способствует более свободному потоку в тонких каналах и улучшает работу органов пищеварения.

Эти общие правила помогают сохранять в хорошем состоянии тонкое и физическое тела.

ПРАНАЯМА

В предыдущей главе кратко упоминалось о пранаяме, но необходимо более подробное описание, чтобы понять основу йоги в методе свародаи. Слово «пранаяма» состоит из двух слов: «прана» — жизненная энергия тела, также и дыхание; а «яма» — контроль. Вместе слово означает метод контроля дыхания и представляет собой одну из восьми ступеней древней науки йоги.

Вся практика йоги начинается с ямы, которая связана с моралью, клятвой не навредить, быть правдивым, честным, воздержанным, нежадным, уметь прощать, быть чистоплотным, употреблять чистую пищу. Затем следует нияма, что является моралью на более тонком уровне и включает в себя внутреннюю чистоту, удовлетворенность, простоту, духовную работу, самоотдачу.

Асана — третья стадия — это физические позы, которые помогают физическому здоровью и выносливости при многочасовых медитациях.

Пранаяма — четвертая стадия, находящаяся на границе между физическим и духовным направлениями йоги. После пранаямы следует пратъяхара — изъятие осознавания из чувств (ощущений) и направление его к следующей стадии — дхаране, или умственной концентрации. Седьмая стадия — дхъяна, или созерцание (медитация). Эта стадия достигается, когда дхарана (концентрация) становится абсолютно устойчивой, направленной в одну точку, ненарушаемой никакими мыслями. Заключительная стадия — самадхи, или транс, в котором ум свободен от всего материального и направлен в самую отдаленную реальность.

Три ступени пранаямы — это то же, что и три акта естественного дыхания: вдох (пурака), задержка (кумбхака) и выдох (речака). Единственная разница в том, что в естественном дыхании ритм постоянный, а в пранаяме он постоянно меняется в зависимости от типа пранаямы, например:

1) быстрый вдох и выдох через обе ноздри называется бхастрика и, как говорят, очищает носовые пазухи и тонкие каналы;

2) вдох через правую ноздрю, задержка и выдох через левую ноздрю называется сурья-бхедана («покорение солнца»)

и используется для успокоения ума;

3) вдох через обе ноздри и выдох через левую называется уджджаи и помогает выздороветь от заболеваний, вызванных чрезмерным скоплением слизи, и укрепить сердечные мышцы;

4) вдох через рот, язык принимает форму трубочки, выдох через обе ноздри называется шитали («охлаждение»), которое продлевает молодость и помогает пищеварению;

5) долгая задержка после медленного вдоха называется плавини («плавающая»);

6) просто задержка дыхания без вдоха и выдоха называется кевала-кумбхака;

7) жужжание во время вдоха называется бхрамари («пчела»), очищает горло и голосовые связки.

Для проведения пранаямы найдите чистое, тихое, приятное место и сядьте на хлопчатобумажный или шерстяной коврик. Йогические тексты обычно рекомендуют падмасану или сукхасану, но возможна любая удобная поза, но при этом необходимо позвоночник держать прямо, а голову приподнять в соответствии с прямым позвоночником. Когда надо закрыть какую-либо ноздрю во время пранаямы, то безымянным пальцем и мизинцем правой руки закрывайте левую ноздрю, а большим пальцем — правую. Указательный и средний пальцы никогда не используют.

Три ступени пранаямы: 1) закройте правую ноздрю и глубоко вдохните через левую. Это называется пурака (вдох); 2) задержите вдохнутый воздух насколько это возможно, но так, чтобы не было ощущения дискомфорта. Это называется кумбхака (задержка); 3) медленно выдохните через правую ноздрю. Это — речака (выдох).

Повторите это процесс, поменяв ноздри. Весь цикл проделайте столько раз, сколько можете, но без напряжения. Обычно соотношение между тремя актами вдох-задержка-выдох составляет 1 :4 :2, но оно может меняться для тех, кто не может сдерживать дыхание так долго по физическим причинам, а также в зависимости от типа пранаямы.

Во время вдоха медитация на манипура-чакре (солнечном сплетении), как известно, быстро приводит ум в самадхи. Медитация на анахата-чакре (области сердца) рекомендуется во время задержки дыхания, а на аджня-чакре — во время выдоха. Пурака стабилизирует потоки жидкости в теле, делает свободным движение крови, слюны и желудочных соков.

Кумбхака продлевает жизнь. Речака изгоняет нечистоты из физического и тонкого тела.

Пранаяма выполняется в тишине или сопровождается мантрами. Обычно, используется основная мантра «Ом», состоящая из звуков «а», «у», «м». Вдох сопровождается звуком «у», задержка — носовым «м» (анусварой), выдох — «а» (согласно «Дхьяна-бинду Упанишад»). После пранаямы выполните уддияна-бандху, чтобы живое дыхание протекало через центральный канал (см. «Хатха-йога-прадипику», III. 57-58). Если живое дыхание начинает протекать через центральный канал сушумна-нади, то в результате получаем самадхи. Тысячелепестковый лотос раскроется, и ваше сознание соединится с Космическим Сознанием с ощущением блаженства. Пранаяму можно выполнять в любое время дня и ночи. Важно, чтобы ум был в состоянии покоя.

Никогда не выполняйте пранаяму во время эмоционального или психического расстройства. Важно помнить, что по книге нельзя научиться практике контроля дыхания, но лишь под руководством йога-гуру.

«Хатха-йога-прадипика» предупреждает: «...Пранаяма, выполненная правильно, устраняет все заболевания, а выполненная неправильно, может стать причиной разных болезней...». Если пранаяма выполнена правильно, ум успокаивается, его процессы становятся тонкими. Это способствует полной концентрации ума и и автоматически из него уходят грубые чувственные восприятия. Ум, свободный от внешнего воздействия, все глубже погружается в медитацию, пока полностью не достигнет самадхи — конечной цели йоги.

Наши рекомендации