Проверка качества усвоения знаний (конечный уровень)
А) Вопросы для защиты лабораторной работы
1. На чем основан метод определения мочевой кислоты?
2. При каких заболеваниях повышается концентрация мочевой кислоты в сыворотке крови и усиливается ее выделение с мочой?
3. Когда наблюдается понижение мочевой кислоты в крови?
4.Оцените результаты, полученные при проведении лабораторной работы.
5. Какие лекарственные препараты вызывают снижение мочевой кислоты в сыворотке крови?
6. Как пользоваться калибровочным графиком?
7. Каково содержание мочевой кислоты в сыворотке крови и моче здорового человека?
8. Назовите азотистые основания, катаболизм которых приводит к образованию мочевой кислоты?
Б) ситуационные задачи
1. Составьте диету для больного подагрой.
2. У больного в крови содержится мочевая кислота в концентрации 1 ммоль/л; содержание креатинина в сыворотке крови 130 мкмоль/л. Какое заболевание можно предположить?
3. Какое наследственное заболевание сопровождается гиперурикемией?
4. Почему при лечении подагры аллопуринолом, наблюдаются ксантиновые камни?
5. Почему при лейкозах, злокачественных новообразованиях, голодании увеличивается содержание мочевой кислоты в крови и моче?
6. Почему подагру назвали "болезнью гурманов"?
7. Больному подагрой долгое время вводили аллопуринол. В результате в моче обнаружено большое содержание оротовой кислоты. Объясните это явление.
8. У двух мужчин определяли содержание мочевой кислоты в крови и моче. У одного из них концентрация мочевой кислоты в крови была 80 мг/л, а за сутки выделилось 3 г. У другого кровь содержала 20 мг/л мочевой кислоты, а за сутки выделилось 2 г. Какие выводы можно сделать по этим результатам?
Рекомендуемая литература
1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., "Биологическая химия", 1998, стр. 439 –447, 469-506.
2. Строев Е.А., "Биологическая химия", 1986, стр. 292-297, 297-300.
3. Николаев А.Я., "Биологическая химия", 1989, стр. 339-350, 415-418, 437-439.
4. Лекции.
Занятие №2
1. Тема:"Обмен нуклеиновых кислот. Синтез белка и его регуляция"
2. Форма учебного процесса:Конференция.
3. Актуальность:Нарушение синтеза белка приводит к возникновению наследственных болезней. Знание регуляции биосинтеза белка в организме и механизмов воздействия на него лекарственных средств имеет большое значение во врачебной деятельности.
4. Цель общая:
4.1.1. Изучить синтез ДНК и РНК.
4.1.2. Изучить механизмы синтеза белка и его регуляции.
4.2. Конкретные цели:
Знать:
1. Репликация нуклеиновых кислот.
2. Транскрипция нуклеиновых кислот.
3. Синтез белка и его регуляция.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию
Исходный уровень
1. Строение нуклеотидов.
2. Строение нуклеиновых кислот.
3. Ферменты.
4. Строение белков.
По новой теме
1. Репликация.
2. Транскрипция.
3. Генетический код. Свойства.
4. Рекогниция.
5. Трансляция.
6. Регуляция биосинтеза белка.
План занятия
1. Преподаватель предлагает провести занятие в форме конференции. Для этого группу делят на подгруппы.
2. В каждой подгруппе назначают лектора, рецензента и оппонентов.
3. Лекторы получают темы докладов. Доклад готовится в течение 20 минут. За это время остальные студенты каждой подгруппы готовят вопросы и ситуационные задачи по теме доклада.
4. Заслушивают и обсуждают все доклады.
5. В конце занятия преподаватель оценивает работу каждого студента.
Занятие № 3
1. Тема: "Азотистые вещества крови. Хромопротеиды. Взаимосвязь обменов"
2. Форма учебного процесса: Лабораторно-практическое занятие.
3. Актуальность: Материал данной темы имеет медицинское значение, в частности определение остаточного азота и билирубина используется для диагностики.
4. Цель общая:
4.1.1. Изучить белковые и небелковые азотсодержащие вещества крови.
4.1.2. Изучить строение гемоглобина, его функции, синтез и распад.
4.1.3. Изучить взаимосвязь обменов.
4.1.4. Научиться определять остаточный азот и билирубин в сыворотке крови.
4.2. Конкретные цели:
Знать:
1. Функции белков плазмы крови.
2. Небелковые азотсодержащие вещества крови.
3. Виды гиперазотемий.
4. Обмен билирубина, клиническое значение.
5. Взаимосвязь обменов.
Уметь:
1. Определять остаточный азот в сыворотке крови.
2. Определять билирубин и его фракции в сыворотке крови.
3. Объяснять полученные результаты.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию
Исходный уровень
1. Строение и свойства простых и сложных белков.
2. Этапы катаболизма веществ.
3. Гликолиз, окисление жирных кислот и глицерина, цикл Кребса, пентозофосфатный путь.
По новой теме
1. Белки плазмы крови, функции, изменения содержания.
2. Остаточный азот крови и его фракции.
3. Гиперазотемии.
4. Хромопротеиды. Классификация. Роль хромопротеидов.
5. Гемоглобин, строение, значение.
6. Синтез и распад гемоглобина.
7. Формы билирубина и их значение для диагностики.
8. Связь углеводного и липидного обменов.
9. Связь липидного и азотистого обменов.
10. Связь углеводного и азотистого обменов.
11. Связь обмена нуклеиновых кислот с другими обменами.