Структурный компонент личности. Сравнить с портфолио
Что должен узнать дошкольник о себе?
Я - физическое (мое тело, возраст, пол, особенности внешности.)
Я – интеллектуальное (мой ум, представления, интересы)
Я - эмоциональное (мои чувства, переживания)
Я - социальное (каждый человек играет одновременно много социальных ролей: в школе - ученик, дома – сын, дочь, внук, внучка, кроме того, он -коллекционер, спортсмен, участник театральной студии и т.
Социально зрелая личность
Одной из важнейших задач курса «Самопознание» является изучение социальной, психологической и нравственной зрелости учащихся . Существует ряд качеств, которые ведущими персонологами (учеными, изучающими личность человека) рассматриваются в качестве критериев, позволяющих оценить личностную зрелость.
Что же имеется в виду под «зрелостью человека»? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями - как определить человеческую зрелость. По мнению одного из выдающихся психологов Г. Олпорта, существует ряд психологических черт личности зрелого человека:
1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются смысложизненными и политическими вопросами и всем, что они считают значимым.
2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская интимность, сочувствие. Дружески-интимный аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, без собственнических чувств или ревности. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.
3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную устойчивость и
самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о
самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным
недостаткам, не озлобляясь внутренне.
4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и
приятие. Зрелая личность способна воспринимать людей, объекты и ситуации такими, какие они есть. Социально зрелый человек имеет достаточно опыта и умений, чтобы иметь дело с реальностью.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию. Сократ считал правило «Познай самого себя» первостепенным фактором полноценной жизни.
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией: он способен видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни.
Как известно, в представлениях древних людей земля покоилась на трех китах. Если воспользоваться этим образом, у личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) позитивное мышление, позитивное отношение к миру; 2) толерантность; 3) саморазвитие; 4) ответственность
Социально зрелая личность
Одной из важнейших задач курса «Самопознание» является изучение социальной, психологической и нравственной зрелости учащихся . Существует ряд качеств, которые ведущими персонологами (учеными, изучающими личность человека) рассматриваются в качестве критериев, позволяющих оценить личностную зрелость.
Что же имеется в виду под «зрелостью человека»? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями - как определить человеческую зрелость. По мнению одного из выдающихся психологов Г. Олпорта, существует ряд психологических черт личности зрелого человека:
1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются смысложизненными и политическими вопросами и всем, что они считают значимым.
2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская интимность, сочувствие. Дружески-интимный аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, без собственнических чувств или ревности. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.
3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную устойчивость и
самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о
самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным
недостаткам, не озлобляясь внутренне.
4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и
приятие. Зрелая личность способна воспринимать людей, объекты и ситуации такими, какие они есть. Социально зрелый человек имеет достаточно опыта и умений, чтобы иметь дело с реальностью.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию. Сократ считал правило «Познай самого себя» первостепенным фактором полноценной жизни.
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией: он способен видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни.
Как известно, в представлениях древних людей земля покоилась на трех китах. Если воспользоваться этим образом, у личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) позитивное мышление, позитивное отношение к миру; 2) толерантность; 3) саморазвитие; 4) ответственность.
Глоссарий
Человек – существо, выполняющее высшую ступень развития жизни на земле, субъект социально-исторической деятельности.
Индивид – человек как единичное природное, биологическое существо, представитель Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства, врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.)
Личность– феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Субъект –носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и себе самом. Субъективность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Самосознание– одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств, и недостатков.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации, человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Человечность – моральное качество, выражающее принципы гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Тема: Тайна моего «Я»
Цель:
- Ознакомление детей с понятием «Я»;
- объяснение детям значимости, важности, уникальности человека как личности;
- привитие ребенку интереса к его внутреннему «Я», к тайнам своего «Я»;
- воспитание у детей уважительного, заботливого и бережного отношения к другому человеку.
Ход:
1. Круг радости
ØЗдравствуйте, ребята! Встаньте, пожалуйста, в «круг радости». Попробуем подарить друг другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего друга и передайте ему тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг другу всего самого хорошего.
Поговорим
ØСегодня на занятии «Самопознание» у нас пойдет очень серьезный и важный разговор. Мы будем стремиться узнать и познать тайну, связанную со своим «Я».
ØВся история развития человеческой цивилизации подтверждает мысль о том, что человек – это удивительное создание, которое в самом себе хранит много нераскрытых тайн. Вспомните, порой, мы сами не всегда можем понять себя, свой характер. Нам трудно осознать, кто же мы есть на самом деле. В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы ведем себя по-разному. И окружающие нас люди воспринимают нас каждый по-своему. Очень важно, дети, знать одно правило: для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, нужно, прежде всего, разобраться в себе, определить, кто ты? Какой ты? Какая тайна заключена в тебе?
¨ Хотите ли вы понять себя и узнать себя поближе?
ØОчень хорошо. Давайте мы проведем тест, который называется «Правое или левое». Ответы, которые вы дадите на его вопросы, позволят вам приблизиться к своему «Я», познакомиться с тайной «Я», познать и узнать свои способности и возможности. В этом нам поможет замечательная наука, которая называется «Психология». Эта наука о душе человека. Она рассказывает о внутреннем мире, о тайне внутреннего «Я» каждого человека.
Ø Прежде чем провести тестирование самих себя, давайте поговорим о том, что представляет собой в целом человеческий мозг. Оказывается, дети, человеческий мозг имеет два полушария, которые называются «правое полушарие» и «левое полушарие». Человеческая природа настолько мудра, что она провела «разделение труда» между ними. Только одно из этих полушарий человека является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека, тайну моего «Я». Давайте попробуем и мы узнать, какое же из двух полушарий нашего мозга является ведущим. Итак, начнем.
1. Я попрошу вас сомкнуть пальцы в замок. (Дети выполняют задание). Ребята, обратите внимание на свои сомкнутые руки. Сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Вот здесь и скрыта одна из тайн. Например, если сверху рук лежит левый большой палец, то оказывается, что вы – эмоциональные личности, если же правый – у вас преобладает аналитический склад ума, благодаря которому вы любите думать, размышлять, философствовать.
2. А теперь возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень. Смотрите на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном правом глазе, то левый глаз у вас – ведущий, и наоборот. Правый ведущий говорит о твердом и настойчивом характере, левый – о мягком и уступчивом.
3. Если при переплетении рук на груди сверху (на локте) оказывается правая рука, вы склонны к простоте и добродушию. Левая – к кокетству.
4. Если вам удобнее, аплодируя, хлопать сверху правой ладонью, это говорит о решительности вашего характера. Если же левая рука при этом лежит сверху, то считается, что такой человек подвержен некоторым колебаниям и сомнениям перед принятием решения.
5. Игра «Тайный друг»
Ø При проведении этой игры мы попытаемся выяснить, кто мы есть на самом деле. Наши правые и левые ладошки нам подсказали, какая тайна находится, «живет», внутри нас. А сейчас давайте попробуем выяснить, что мы думаем о себе и что думают о нас окружающие.
Учитель предлагает детям записать свои имя и фамилию на отдельных листочках. Затем свернуть их так, чтобы написанный текст нельзя было прочитать. Свернутые листочки необходимо сложить в коробку и предложить ребенку вытянуть один из этих листочков. Рекомендуется попросить детей не называть имя ребенка, который был записан на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он возвращает воспитателю листочек и вытягивает новый. Затем каждый из детей дает словесную характеристику другому, чье имя он вытянул. Описывается внешность ребенка , его достоинства, способности, интересы и другие положительные качества. Остальные же дети должны будут отгадать, о ком из них идет речь.
Рефлексия
¨ Подумайте и расскажите, какие чувства вы испытывали во время выполнения этого задания?
¨ Понравилось ли вам, что думают о вас другие?
¨ Ожидали ли вы услышать о себе такие слова? (Ответы детей).
Ø Подумайте о словах - комплиментах своих друзей. Поразмышляйте над ними. Попытайтесь сделать выводы. Может быть, вам стоит изменить что-либо в себе? Не бойтесь себе признаться в этом. Ведь на Земле нет идеального человека. У каждого человека на планете, а значит, и у нас с вами есть свои достоинства и некоторые недостатки. Главное – знать свои достоинства, а также вовремя разглядеть свои слабые стороны, затем превратить их в достоинства. Человек всегда должен стремиться исправиться, стать лучше. Ведь только ему, человеку, свойственно никогда не останавливаться на достигнутом. Потому он всегда стремится совершенствовать свой внутренний духовный мир, обогатить свое тайное «Я».
Ø Практическое задание. Определите предмет в быту, в природе, который раскрывает вас как личность.
Ø Практическое задание: Нарисуйте человечка и назовите его. Анализ рисунков. Вопросы: Что вы можете о них сказать? Сравните их друг с другом. Почему они разные? (Потому что рисовали их разные люди). Что это значит? (Каждый из нас особенен и индивидуален.)Что из этого следует? (Что с особенностью каждого необходимо считаться, учитывать индивидуальность человека в построении общения и отношений с ним. Каждый человек должен сберечь, сохранить свою индивидуальность, неповторимость, лучшее в себе. Как говорил поэт, сберечь обязаны различье данное природой. Как вы думаете зачем сберечь?)
Ø Горячий стул. Участники в кругу, личность садится в середине, ему задают вопросы тот к кому он повернулся.