Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию

Занятие 1. Клетка. Органеллы. Неклеточные структуры.

II. Учебные вопросы.

1. Определение понятия клетка. Общий план структурной организации клеток эукариот.

2. Основные постулаты клеточной теории;

3. Современные представления о значении, строении и химическом составе клеточных мембран. Особенности организации плазмолеммы, ее производные (микроворсинки, реснички, базальная исчерченность). Гиалоплазма;

4. Какие структуры клетки называются органеллами, их классификация?

5. Морфофункциональная характеристика эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом и миходрий.

6. Морфофункциональная характеристика рибосом, микротрубочек, центриолей, микрофиламентов. Понятие об органеллах специального назначения (на примере миофибрилл, нейрофибрилл, жгутиков, ресничек).

7. Перечислите виды клеточных контактов, дайте их краткую характеристику.

8. Классификация неклеточных структур и их строение.

микропрепараты к занятию:

1.Округлые клетки (форменные элементы крови). Мазок крови человека. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать).

2. Отростчатая клетка (нервная клетка). Срез спинного мозга. Импрегнация нитратом серебра.

3.Симпласт (мышечного волокна). Срез языка. Окраска железным гематоксилином (зарисовать).

4. Неклеточные структуры (межклеточное вещество). Срез гиалинового хряща. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать).

5. Сетчатый аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия. Окраска осмиевой кислотой (зарисовать).

6. Низкий и высокий призматический эпителий канальцев почки. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать).

Демонстрационные препараты:

7.Всасывающая каемка микроворсинок и митохондрии в эпителиальных клетках кишечника. Окраска кислым фуксином по Альтману (зарисовать).

электронные микрофотографии:

· гранулярная эндоплазматическая сеть аденоцита гипофиза;

· митохондрии в нейросекреторных клетках;

· комплекс Гольджи эпителиальной клетки ворсинки тонкой кишки;

· реснички мерцательной эпителиальной клетки трахеи;

· эпителий крипт тонкой кишки;

· фагоцитоз;

· лизосомы в нейросекреторной клетке;

б) Технические средства обучения: микроскопы, компьютеры.

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная учебная литература (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также конспекты лекций по теме «Клетка», образцы рисунков и таблицы (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение).

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

Студентам следует последовательно изучить общий план структурной организации клеток эукариот; основные постулаты клеточной теории; современные представления о значении, строении и химическом составе клеточных мембран. Особенности организации плазмолеммы, ее производные (микроворсинки, реснички, базальная исчерченность); химический состав гиалоплазмы; классификацию органелл, морфофункциональную характеристику мембранных (комплекс Гольджи, лизосомы, митоходрии, пероксисомы, эндоплазматическая сеть) и немембранных (рибосомы, микротрубочки, центриоли, микрофиламенты) органелл; понятие об органеллах специального назначения (на примере миофибрилл, нейрофибрилл, жгутиков, ресничек); виды и характеристика клеточных контактов; классификация и строение неклеточных структур.

Для закрепления учебного материала студентам предлагается самостоятельновыполнить следующие задания:

1.Зарисовать в альбоме строение митохондрий, комплекса Гольджи, эндоплазматической сети, используя учебные электронные микрофотографии, и назовите функциональное значение структур.

2.Составить схему классификации структур клетки по функциональному признаку, отметив роль каждого типа органелл.

3.Составить схемы взаимоотношений органелл: эндоплазматической сети и комплекса Гольджи, комплекса Гольджи и лизосомально-вакуолярного аппарата.

Самостоятельная работа на практическом занятии: изучить и зарисовать следующие препараты:

1. Мазок крови человека Окраска гематоксилином и эозином. На малом, а затем и на большом увеличении микроскопа увидеть и зарисовать в альбомах округлые безъядерные клетки розового цвета – эритроциты.

2. Отростчатая нервная клетка. Срез спинного мозга. Импрегнация нитратом серебра. Под малым увеличением в передних рогах найти самые крупные клетки, имеющие звездчатую или треугольную форму. Под большим увеличением рассмотреть и зарисовать одну из клеток, обратив внимание на нерезко контурированное светлое ядро с крупным ядрышком и на характер распределения нейрофибрилл в перикарионе и отростках.

3. Симпласт. Срез языка. Окраска железным гематоксилином. Под малым увеличением видно, что главную массу языка образуют перерезанные в различных направлениях мышечные волокна (симпласты). Каждое мышечное волокно содержит большое количество богатых хроматином удлиненных ядер, лежащих по периферии волокна, непосредственно под сарколеммой. Под большим увеличением в мышечном волокне различима продольная и поперечная исчерченность. Зарисовать 2-3 мышечных волокна.

4. Неклеточные структуры (межклеточное вещество). Срез гиалинового хряща. Окраска гематоксилином и эозином. При малом, а затем и при большом увеличениях обратить внимание на наличие между клетками базофильного межклеточного вещества.

5. Сетчатый аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия. Окраска осмиевой кислотой. При малом увеличении видно множество характерных, довольно крупных нервных клеток, имеющих округлую форму и отделенных друг от друга прослойками соединительной ткани. Пластинчатый комплекс при большом увеличении представляет собой непрерывную широкопетлистую сеть, интенсивно окрашенную осмиевой кислотой в черный цвет и расположенную в цитоплазме вокруг ядра. Зарисовать несколько клеток, выделив черным карандашом комплекс Гольджи.

6. Низкий и высокий призматический эпителий канальцев почки. Окраска гематоксилином и эозином. Под малым увеличением найти поперек срезанные трубочки с хорошо различимым просветом – почечные канальцы. Под большим увеличением рассмотреть строение клеток, выстилающих трубочку изнутри, обратив внимание на кубическую и цилиндрическую форму клеток, на тесный контакт их друг с другом, на круглую или овальную форму ядра. Зарисовать канальцы, выстланные кубическим и цилиндрическим эпителием.

7. Всасывающая каемка микроворсинок и митохондрии в эпителиальных клетках кишечника. Окраска кислым фуксином по Альтману. Под малым, а затем и под большим увеличением виден пласт высоких и узких цилиндрических эпителиальных клеток. На апикальной поверхности эпителиальных клеток видна более ярко окрашенная в темнорозовый цвет четко контурированная кайма. В цитоплазме эпителиоцитов заметны многочисленные темнорозовые округлые зернышки или короткие палочки – митохондрии. Зарисовать демонстрационный препарат.

4. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний:

· Дайте определение понятию “клетка”.

· Назовите и прокомментируйте положения клеточной теории.

· Перечислите основные функциональные свойства живой клетки.

· Назовите основные составные части клетки.

· Перечислите основные формы клеток у человека.

· Дайте структурную характеристику клеточных мембран.

· Назовите основные функции цитолеммы.

· Перечислите виды клеточных контактов, дайте их краткую характеристику.

· Назовите составные части цитоплазмы.

· Укажите основные химические компоненты гиалоплазмы.

· Дайте определение понятию “органелла”.

· Назовите группы органелл.

· Перечислите мембранные органеллы.

· Назовите немембранные органеллы.

· Укажите виды эндоплазматической сети, их строение и функциональное значение.

· Охарактеризуйте строение и функции комплекса Гольджи.

· Назовите компоненты лизосом и пероксисом, их функциональное значение.

· Перечислите структурные компоненты и функции митохондрий.

· Опишите структуру рибосомы.

· Опишите строение центриолей.

· Опишите структуры цитоскелета и укажите их значение.

· Назовите органеллы специального значения.

· Перечислите неклеточные структуры тканей, укажите особенности их строения и происхождения.

V. Учебные материалы.

I. Обучающие ситуационные задачи:

1. В процессе жизнедеятельности в клетке резко увеличивается число канальцев гладкой эндоплазматической сети. Синтез каких веществ стимулируется?

Ответ: липидов, гликогена.

2. На 3-х препаратах представлены клетки: на первом у клеток хорошо развиты микроворсинки, на втором – реснички, на третьем клетки имеют длинные отростки. На каком из препаратов представлены клетки, специализирующиеся на процессе всасывания веществ.

Ответ: на первом.

3. В результате действия ионизирующей радиации в некоторых клетках имело место разрушение отдельных органелл. Каким образом будут утилизироваться их остатки?

Ответ: путем активации лизосомального аппарата клетки (образование вторичных аутофагосом).

4. Предложены электронные микрофотографии клеток. Поверхность одной из них образует многочисленные микровыросты цитоплазмы. Поверхность другой – гладкая. У какой из этих клеток активнее эндоцитоз?

Ответ: у первой.

Наши рекомендации