Технология идентификации

Возможность взаимного учета в процессе согласования зависит от распознавания человеческих качеств друг друга. На первых порах познание другого человека не чем не отличается от познания любого другого объекта, такой тип познания называется предметным или естественнонаучным. Он характеризуется внешней ориентацией в познавании.

Основой гуманитарного, субъективного типа познания выступает процесс идентификации с другим человеком. Это означает воспроизведение одним человеком состояния и способа существования другого. Рефлексивное наблюдение за собой в этом состоянии и составляет суть гуманитарного типа познания одного человека другим.

За счет идентификации достигается более полное познание внутренних оснований человека, что позволяет получать более стабильные договоренности. Понятно, что воспроизведение состояния другого не может быть полным до конца, поэтому человек может лишь в определенной степени уподобляться другому.

Основу идентификации составляет способность человека к самоизменению своего состояния под определенную задачу, что не является простым. Такая способность составляет основу актерского мастерства.

Общая последовательность шагов идентификации для реализации полноты идентификации состоит в следующем:

1. Воспроизводство поведения Другого.

2. Воспроизводство мотивационной сферы Другого.

3. Воспроизводство эмоционально-чувственного состояния другого человека.

4. Воспроизводство полноты жизнедеятельности Другого.

5. Воспроизводство деловых качеств Другого.

6. Воспроизводство личностных качеств Другого.

7. Воспроизводство полноты профессиональной деятельности Другого.

Технологии культурного общения

После овладения технологией согласования и идентификации становится возможным перейти к технологиям культурного общения (дискуссии, постановки вопросов и ответов на них).

А. Технология дискуссии

Дискуссия начинается с того, что выдвигаются два противостоящих друг другу тезиса, каждый из которых претендует на истинность. При этом наибольший эффект от дискуссии достигается когда эти тезисы противоположны друг другу, а не просто различные. Оба тезиса должны относиться к одному и тому же объекту и находиться в рамках единой темы.

Первый из оппонетов начинает выдвигать свои соображения о том, как устроен объект, как он себя ведет и пр. Другой оппонент ему возражает, и выдвигает в ответ свои соображения по тому же самому вопросу. На этой фазе они друг с другом никак положительно не соотносятся, только блокируют тезисы друг друга, поэтому фаза называется эгоцентрическим противоговорением. Фаза должна тянутся до тех пор, пока они не выдохнуться и не очертят все поле своих доводов и возможных возражений оппоненту. Как только содержание тезисов начинает повторяться – это признак того, что необходимо переходить ко второй фазе.

Вторая фаза дискуссии называется эгоцентрическое противоговорение с основаниями. На этой фазе дискутирующие выдвигают основания своих утверждений и начинают спорить уже на уровне оснований, продолжая друг друга «не слышать».

В качестве оснований оппоненты могут использовать:

1. Ссылки на другие случаи (так называемая аргументация), подтверждающие их точку зрения.

2. Ссылки на авторитеты, которые разделяют их точку зрения.

3. Эмпирические обобщения, которые подтверждают их точку зрения.

4. Теоретические понятия.

После того как начинают спорить о понятиях (которые являются обобщенными и согласованными представлениями), то запал противопоставления начинает спадать. Оппоненты начинают замечать уязвимые места своих заявленных оснований. Происходит переход к третьей фазе дискуссии.

Обнаружив пробелы в своей позиции, оппоненты начинают использовать основания, выдвигаемые другой стороной для подтверждения своей точки зрения. Но заимствование происходит тоже эгоцентрически, основания другого ломаются по целостности и кусочки утаптываются для укрепления своей позиции.

После этого происходит переход к четвертой фазе дискуссии – снятию противоречия и преодоления эгоцентризма. Но все равно остается вопрос: «Кто же из нас прав?». Для ответа на него оппоненты вынуждены перейти на пятую фазу и построить заместительную точку зрения, которая бы учитывала и снимала противопоставление между двумя основаниями. Которая бы определяла общую истину, выводила бы из себя каждую точку зрения и показывала бы границы правоты каждой точки зрения. После этого считается, что противопоставление точек зрения снято, преодолено.

Далее оппонентам необходимо вернуться на уровень своих тезисов и снять противопоставление там. На этом дискуссия по данной теме считается завершенной.

Технология ведения дискуссии эффективна при индивидуальных противоречиях. Для вовлечения в процесс обсуждения дилеммы большего количества группы рекомендуется технология культурной коммуникации.

Наши рекомендации