Материал из Летний лагеря. Перейти к: навигация, поиск

Перейти к: навигация, поиск

Материал из Летний лагеря. Перейти к: навигация, поиск - student2.ru


Почему общение в группе – важное событие дня в детском лагере? Что делает этот обучающий момент кульминацией всех лагерных мероприятий и взаимоотношений?


ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ

Общение в группе происходит между вожатым и его подопечными в конце каждого дня. Вожатый руководит общением, а все воспитанники активно в нем участвуют. Чаще всего общение в группе проходит в комнате, хотя иногда оно может проводиться на берегу реки или в каком-то другом тихом романтичном уголке лагеря, которое группа выберет своим «священным местом».


КОГДА ПРОВОДИТСЯ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ

Общение в группе – последнее мероприятие перед отходом ко сну. Что особенно важно в это время дня? Человеческая душа. Наши чувства и переживания, эмоции, радости и разочарования, навеянные событиями прошедшего дня, наши планы на ближайшее и далекое будущее выходят перед сном на первый план. Это время, когда раздумья над достижениями и ошибками, мечты всей жизни и навязчивые страхи наполняют наше сердце и подчиняют себе наши разум. Для каждого из нас это лучший момент для того, чтобы предаться размышлениям.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ

  • Вечерний туалет, подготовка к общению в группе
  • Снэк (вечерний чай, пятое питание, сонник, … названий много)
  • «Теплые пушинки» и «холодные колючки»
  • Романтическое завершение…
  • Отбой

Опытный вожатый обратит также внимание на бытовую сторону. Чтобы на общении возникла атмосфера близости и доверия, все должны хорошо слышать друг друга и иметь зрительный контакт. Это означает, что воспитанникам не нужно лежать на кровати или сидеть на разном уровне. Им нужно разместиться так, чтобы образовать полукруг, а наставник сядет напротив. Всем должно быть удобно и уютно.


ПОДГОТОВКА К ОБЩЕНИЮ В ГРУППЕ

У каждого человека свои привычки подготовки ко сну. Этот факт – естественное испытание для вожатого: сможет ли он собрать своих воспитанников вместе и в тоже время установить атмосферу единства, необходимую для общения? Объясни воспитанникам цель и содержание общения в группе, помоги им договориться, что делает каждый из них для того, чтобы все прошло гладко. Реши организационные вопросы – туалет, чистка зубов, когда каждый будет готов начать общение. Общение в группе становится настоящей проверкой характера. В это время каждый должен всмотреться в себя и задать себе следующие вопросы: Хочу ли я участвовать в этом общении? Готов ли я снизойти к интересам и привычкам других и пожертвовать частью своей независимости и уединения? Буду ли я участвовать в сплочении группы, или буду разрушать ее гармонию. Вожатому желательно также обратить внимание на бытовую сторону. Чтобы в общении возникла атмосфера близости и доверия, все должны хорошо слышать друг друга и иметь зрительный контакт. Это значит что им необходимо расположиться на одном уровне в кругу, всем должно быть удобно и уютно.


ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ И СНЭК

Проведение “снэка” (вечернего чая) имеет ряд преимуществ. Пища естественным образом привлекает детей к её месту расположения. За приемом (поеданием) “сонника” беседа течет естественно и свободно. Начни с разговоров о пустяках и внимательно слушай - что говорят подростки. В нужный момент переведи разговор на впечатления прошедшего дня и то, что думают о них воспитанники. Тебе решать, что лучше: не прерывать разговор и убрать остатки “пятого питания” уже после общения в группе, или сделать краткий перерыв, собрав оставшееся, отставить их в сторону и продолжать общение. В твоем лагере могут быть свои традиции проведения снэка и общения в группе – посоветуйся с координатором программы до начала смены и узнай, чего он ожидает от тебя.


ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ

Цель общения в группе – суммировать все впечатления прошедшего дня в один мощный «обучающий момент». Цель общения в группе – поразмышлять о том, как мы относились друг к другу. Это время нам нужно посвятить тому, чтобы подарить друг другу «теплые пушинки» и терпеливо помочь вытащить все «холодные колючки».


  • «Теплая пушинка» – это похвала за хороший поступок.

  • «Холодная колючка» – это плохой поступок воспитанника.


«Теплые пушинки» поощряют воспитанника поступать хорошо, ободряют его и способствуют развитию доверия и близости в отношениях. Избавление же от «холодных колючек» придает воспитаннику чувство уверенности и безопасности в группе, повышает его доверие к вожатому и восстанавливает взаимоотношения.

КАК ДАРИТЬ «ТЕПЛЫЕ ПУШИНКИ»


Вожатый начинает общение в группе с того, что выражает одобрение воспитанникам за те конкретные поступки, которые способствовали их личному росту и сплочению группы.

Возможно, у тебя не будет времени подарить каждому подопечному «теплую пушинку» каждый вечер. Однако каждому воспитаннику нужно получать хотя бы одну «теплую пушинку» в сутки, и тебе следует дарить их не только вечером во время общения в группе, но и в течение дня, как только представится подходящая возможность. Избегай незаслуженных или пустых «теплых пушинок».


Подарив несколько «теплых пушинок», сосредоточься на себе и, если нужно, попроси прощения у тех, кого ты обидел. Теперь, когда ты подал пример, предложи воспитанникам в свой черед одарить друг друга «теплыми пушинками» и попросить друг у друга прощения. Это и есть искупительное очищение ваших взаимоотношений.

КАК ВЫТАСКИВАТЬ «ХОЛОДНЫЕ КОЛЮЧКИ»


Если каждый из воспитанников будет честен, от «холодных колючек» они избавятся с помощью извинений и прощения. Однако воспитанникам иногда недостает смелости вытащить «холодную колючку» на поверхность.

Представьте: один из них глубоко обижен тем, что произошло (или тем, что должно было произойти, но не произошло). Он слишком обижен, или слишком испуган, или слишком застенчив, чтобы говорить об этом. Тот же (или те), кто виноват в происшедшем, слишком горд, или слишком боится признаться и попросить прощения, или просто не сознает, что обидел или разочаровал кого-то.

Если ты знаешь о какой-то «холодной колючке», на тебе лежит ответственность за то, чтобы мудро ее вытащить. Если же никакие «холодные колючки» тебе не известны, ты просто искренне приглашаешь всех разобраться с тем, что смущает или заботит их. У каждого из нас есть право закончить день в мире с собой и с человеком, – утвержденными и прощенными. Наблюдай за каждым воспитанником – язык его жестов выдаст чувство вины или обиды. Если ты видишь грустное лицо или замечаешь, что один из воспитанников не участвует в разговоре, это может быть знаком полученной им «холодной колючки».


Не все «теплые пушинки» и «холодные колючки» должны обсуждаться публично. С некоторыми гораздо лучше разобраться наедине, а некоторые – сохранить в тайне, чтобы не ранить чье-то чувство собственного достоинства. Просить прощения нужно так же, как была нанесена обида: или наедине, или прилюдно. Никогда не нарушай этого принципа. Научи ему воспитанников и скажи им, что они могут в любое время подойти к тебе и наедине поделиться тем, чем считают нужным. Так ты поможешь им обрести мир и гармонию и никогда не обманешь их доверия.

ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ


Вторая цель общения в группе – кратко рассмотреть основные события прошедшего дня и вместе обсудить те уроки, которые можно из них извлечь, – важные жизненные уроки.

Уроки о том, как людям жить в гармонии и как все мы можем способствовать созданию этой гармонии. Уроки о том, как растет сплоченность группы и как выигрывает каждый, когда все вносят вклад в развитие групповой динамики.


Уроки о том, как гордость и жадность разрушают гармонию в группе и как за этим следует разрушение взаимоотношений, смятение, разочарование и обида. Когда воспитанники с твоей помощью придут к пониманию того, что для укрепления сплоченности группы требуются усилия каждого ее члена, но достаточно одного человека, чтобы все разрушить, они усвоят очень важный жизненный урок. Вы провели вместе целый день, действуя сообща. Вы многое узнали друг о друге. Общение в группе дает возможность использовать эту ценную информацию и весь конкретный опыт, приобретенный группой, чтобы назидать друг друга – дабы преуспевать в мудрости и в любви.

ГОСТИ НА ОБЩЕНИИ В ГРУППЕ


Один или два раза за смену тебе и воспитанникам можно пригласить к себе на общение гостей: координатора программы, кого-то из сотрудников лагеря или другую группу. Как видишь, общение в группе – очень важное событие дня. Хорошо готовься к нему и ответственно руководи его проведением. От тебя потребуется тщательное планирование и мудрое руководство, чтобы каждый вечер достигать поставленных целей в отведенное для того время.


ЗАВЕРШЕНИЕ

В завершении можно рассказать романтическую историю, провести какое-либо тихое мероприятие мероприятие на сплочение группы, возможны какие-либо ритуальчики окончания общения, принятые группой.

Взаимодействие с проблемными детьми в команде


Говорун-террорист

Тип

Говорун-террорист говорит непрестанно. В своей наиболее утомитсльной форме это крикун, который занимает доминирующее положение в группе и является лидером любой дискуссии. В своем более мирном, но не менее опасном виде это болтун, который, о чем бьт ни шла речь, всегда утверждает, что нечто подобное с ним уже случалось. При возникновении любого проявления разговорного террора группа ждет, что инструктор призовет такого участника к порядку.

Причины

Хотя эффекты «разговорного террора» могут различаться, его иричиной всегда является отсутствие ощущения безопасности. Разговорчивый участник часто чувствует, что он должен утвердиться перед лицом наставника и/или группы, поэтому он может потратить болыыую часть своего времени на попытки продемонстрировать групие глубину своих знаний, убеждая ее, что заслуживает уважения (это тип говоруна, для краткой характеристики которого лучше всего подходит фраза «я все это знаю»). Или же он может искать одобрения проявляемой им активности («энтузиаст-работяга»). Возможно, он просто хочет, чтобы группа считала его человеком.

Любимые фразы: «Я считаю, что буду прав, если скажу...», «То, что я делаю всегда,..,»,«Я».

Контроль

  1. Ищите возможность перебить его. Это может быть пауза для того, чтобы перевести дыхание или секундная запинка. Поблагодарите говоруна или согласитесь с ним (многие говоруны захотят прерватъ эту поддерживающую реплику) и затем, обратив на себя внимание гругшы, направьте разговор в другое русло, чтобы утвердить ваше преимущество. Например: «Да, Макс, твое предложение имеет смысл. У кого еще естъ предложения по этому поводу?»

  2. Переспросите, а затем переводите разговор на группу. Например: «Одну минуту, Макс, — итак, ты сказал, X, У, 2; как считает кто-нибудь еще?»

  3. Поговорите с ним во время перерыва, объясните, что вам очень приятно видеть его участие в тренинге, но хотелось бы включитъ в обсуждение и других членов группы.

  4. Направляйте его энергию в другое русло. Попросите его записывать все высказываемые группой идеи на флип-чарте, попросите помочь работать с техникой или наблюдать за достижением целей упражнения.


Великий ворчун

Тип

Некоторое количество конструктивной критики часто является движущей силой тренинга. Но такой любитель критики, как Великий Ворчун, создает для группы значительные трудности, так как он рассматривает каждую дискуссию как возможность пожаловаться на свою компанию, на людей, с которыми он работает, на те условия, в которых ему приходится трудиться... На самом деле, это может быть недовольство чем угодно. Если дать такому человеку шанс поговорить о наболевшем, его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы.

Причины

Великому Ворчуну необходимо удостовериться в том, что он имеет право видеть вещи именно в таком свете, в котором он видит их почти всегда, и что другие разделяют его убеждения. Это не значит, что он действительно хочет что-то изменить, потому что, даже если устранить причину его возмущения, он тут же найдет чтото такое, о чем можно постонать. Нет, важно понять, что, когда он подчеркивает нечто плохое, он может иметь вескую причину вести себя таким образом. Его установка: «Почему я должен тратить силы на 2, когда жизнь - весь остальной мир делает X?»

Любимыс фразы: «Проблема в том,..», «Ну ладпо, это все прекрасно...», «Но...».

Контроль

Опасность при взаимодействии с Великим Ворчуном состоит в том, что вы можетс вступить с ним в дискуссию на его любимую тему, вместо того чтобы заниматься запланированными вопросами. Не попадите в ловушку.

  1. Первое слово отдайте Ворчуну. Позвольте ему выговориться и двигайтесь дальше. «Федор, я вижу, для тебя это важно. Давай сейчас мы отведем ровно три минуты, чтобы это обсудитъ, а потом отложим этот вопрос до окончания программы».

  2. Поверните проблему другой стороной и спросите его, что он хотел бы с ней сделать и какие действия предпринял бы для ее решения. Может оказаться, что все же есть простое решение, и в таком случае, почему бы ему не заняться его осуществлением? «Федор, ты объяснил пам свою проблему. Что нужно сделатъ для того, чтобы ее решитъ?»

  3. Признайте жалобу, не оценивая, справедлива она или нет, и затем примите позитивное решение, сводящее проблему к минимуму. «Я поншшю, почему это может выводитъ тебя из строя, Федор, поэтому давай встретимся во время перерыва и посмотрим, можем ли мы разобратъся с этим».


Фома неверующий

Тип

Фома неверующий — вариант Великого Ворчуна. Главное отличие состоит в том, что у Ворчуна обычно только одна или две проблемы, Фома же настолько отрицательно настроен, что его скептицизм распространяется иа все. Как и в случае с Ворчуном, если позволить проявитъся его негативной установке, она может оказаться заразительной и повергнуть в мрачное и унылое состояние целую группу.

Причнны

Фома неверующий практически всегда гораздо старше всех остальных участников тренинга. Если в вашей группе есть такой человек, его установка может быть результатом его жизненного опыта; вероятно, он видел, как слишком многие ирекрасные идеи выдохлись и пропали зря. Вполне возможно, что некоторые из этих невоплощенных идей были его собственными, и это сделало его менее восприимчивым к идеям других людей.

Наконец, может оказаться, что скептик (старый или молодой) чувствует, что он сомневается в своей способности создавать новые подходы, ороцессы или процедуры, и поэтому рассматривает их как угрозу, которую лучше обезвредитъ посредством пренебрежительного отношения.

Любимые фразы; «Это никогда не будет работатъ», «Мы пробовали делать так раньше».

Контроль

  1. Шаг за шагом добивайтесь принятия идеи. Сначала придите к соглашению о том, что если идея или процесс окажутся пряменимыми и полезными, потраченные на обучение время и усилия оправдаются.

  2. Если вы достигнете согласия в этом вопросе, следующим шагом следует предложить Фоме неверующему пойти на то, чтобы отложить свои суждения до завершения программы, когда можно будст оценить конечный результат.

  3. Если Фома неверующий упорно отказывается верить в практическую применимость обсуждаемого вопроса, попросите его точно определить, почему он так считает, и потом попытайтесь навести его на мысль, что единственный способ выяснить, кто прав, а кто не прав, это довести начатое до конца.

  4. Если Фома принимает эту точку зрения, возвращайтесь ко второму шагу.


Цветочек

Тип

Цветочек назван так потому, что, отделенный от группы и похожий на декоративное растение, он вносит очень маленький вклад в общую работу, разве что придает ей некий колорит.

Причины

Существуют разнообразные причины, в силу которых Цветочек может сохранять молчание или находиться в стороне от группы, и они относятся не только к особенностям его личности. Может быть, он считает, что если он что-то скажет, то выставит себя на посмешище, и из-за этого предпочитает отсиживаться. Может быть, тема не является интересной для Цветочка, и он находит ее бесполезной. А может быть, ему трудно выражать свои мысли или он просто предиочитает слушать, а не говорить.

Любимая фраза: «Извините», ...

Контроль

Подход, который вы предпримете, будет зависеть от причин, которые, по вашему мнению, приводят к отсутствию стремления Цветочка к участию в работе группы. Какими бы они ни были, вам необходимо найти подходящий способ, чтобы включить его в работу. Если вы считаете, что его нежелание вызвано отсутствием чувства безопасности, дайте ему почувствоватъ себя более уверенно перед группой.

  1. Задайте ему вопрос, на который он будет в состоянии ответить. Когда причиной апатии Цветочка является недостаток мотивации, это может быть свидетельством того, что он не оценивает, какое отношение имеет к нему тема тренинга.

  2. Выделите время, чтобы объяснить ее актуальность и полезность. (Вы можете также подумать, решат ли проблему изменение системы мотивации участников).

  3. Если причина отчужденности таится в неспособности выражать мысли, ее можно быстро вьшечить посредством такой формулировки вопросов, которая вызывает ответ, не требующий полного объяснения. Например: «Александр, считаешъ ли ты, что задавание закрытых вопросов может оказатъся действенным способом преодоления застенчивости?» — «Да».

  4. В случае, когда Цветочек относится к категории людей, предпочитающих слушать, а ие говорить, задача инструктора - понять и принять тот факт, что существуют другие формы участия в групповой работе, кроме непосредственных проявлений активности.


Шут

Тип

На первый взгляд трудно поверить, что кто-то может иметь что-нибудь против Шута. Он вызывает улыбки на лицах окружающих, и всегда можно рассчитьшатъ, что у него припасена веселая шутка на любой случай. В действительности именно его способность находить смешиое в любой ситуации, по-видимому, постепенно вызывает раздражение остальных участников тренинга. В умеренных дозах его чувство юмора может быть очень ценным для группы качеством. Оно помогает разрушить баръеры, расслабляет группу и способствует появленшо среди ее членов чувства товаршцества. Однако когда шутки затягиваются или часто повторяются, они могут действовать подобно большому количеству шоколада, Когда проаадает эффект новизны, все, что остается, это привкус тошноты и отвращение. Члены группы постоянно боятся сказать что-то, что может дать повод для шутки, прозвучать двусмысленно или превратиться в намек.

Причины

Вряд ли Шут способен осознавать боль, которую он часто причиняет своим бестактным юмором или соскальзывающими с языка язвительными замечаииями. На самом деле есть шанс, что если бы ему указали на то, как воспринимаются его шутки, он был бы страшно огорчен. Его поведение диктуется простой целью — быть «одним из этих парней» и считаться частью группы.

Любимые фразы: «Это напоминает мне...», «Я однажды знал такого чеяовека....»

Контроль

Сложность контролирования Шута заключается в балансировании между смехом и снисходительностью,

  1. Стратегия поддержания контроля выражается старой поговоркой о том, что профилактика лучше, чем лечение. Как только Шут начинает какую-нибудь забавную историю, становится почти невозможно остановитъ его на середине рассказа. Поэтому в тот момент, когда он готовит почву для шутки или байки, объясните, что возможность развлечь группу анекдотами представится в течение перерыва или обеда, а время тренинга предназначено для работы. «Извини, Михаил, я знаю, все мы с радостью послушали бы, что происходило, когда ты ходишь брать интеръю, но, к сожалению, сейчас у нас нет времени на это. Может бытъ, ты угостишь нас стакапчиком-другим газировки после окончания занятий и расскажешъ нам об этом?»

  2. Другой способ — исполъзование влияния групиы для создания условий, в которых Шуту не захочется делать необдуманные заявления.


Конспираторы

Тип

В отличие от предыдущих категорий «трудных людей» Конспираторы не могут действовать в одиночку. Для успешной работы им необходимо объединить усилия с еще одним или несколькими участниками. Несмотря на название, в их действиях редко есть что-то негативное. Этот тип назван так из-за того, как выглядят Конспираторы в момент, когда они объединены в своей собственной частной дискуссии, не обращая никакого внимания на тех, кто находится вокруг них.

Причины

Часто цель этой беседы — прояснить некий вопрос, в котором несведущ один из их «партии». Когда такое поведение проявляется сразу после какого-нибудь перерыва, это вероятно, завершение ранее начатой беседы.

Любимые фразы: «О чем мы?» (сказано полушепотом).

Контроль

  1. Если вам кажется; что причина конспиративных разговоров — объяснение материала, вам стоит подумать, доступно ли вы его изложили, или в нем есть неионятные места. В любом случае необходимо спросить разговаривающих о сути проблемы.

  2. Когда дискуссия, скорее всего, не связана с тренингом, есть четыре возможных варианта реагирования:

    • Если вам кажется, что обсуждение подходит к концу, проигнорируйте его и работайте по своему плану.

    • Перестаньте говорить и посмотрите на Конспираторов так, чтобы им стало стыдно, что они вас отвлекают. Если этого не происходит, выдержите паузу: часто кто-нибудь из группы призывает их к вниманию вместо вас.

    • Спросите их, есть ли вопрос, который они хотели бы обсудить вместе со всей группой. На практике очень сложно сказать это так, чтобы ваша фраза не звучала как замечание школьного учителя. Лучше всего признать важность их разговора и сообщить, что у них будет для него тридцать минут перерыва.

    • Используя имя одного из Конспираторов, сформулируйте некий вопрос к ним, не принимая во внимание беседу, которую они ведут между собой. «Кристина, естъ ли еще какой-нибудь способ, которым мы можем...»

График настроения


Графики настроения - это нехитрая и простая методика выявления психо-эмоциональной атмосферы в отряде.

Вот опробованные варианты:

«Ночные окна» - на темном фоне рисуются дома (многоэтажки) с окошками, одна палата – один дом. Количество окошек в каждом доме равно дням смены. Ежевечернее каждая палата замалякивает своё окошко:

  • желтый – отличное настроение
  • желтый с приспущенными шторками – среднее
  • темное окно – плохое настроение

Можно дополнять разными фишками:

· горшок с цветком на окошке – у нас в отряде/палате день рождения/победа, призовое место/

· кот на окошке – сегодня наша палата самая чистая

· паутина – соответственно самая неаккуратная палата

Собственно можно придумывать до бесконечности...

«Чайки над морем» - чайки рисуются по количеству дней в смене карандашом

  • белая чайка – отличный день
  • серая чайка – хороший день
  • чёрная чайка – неудачный день

чайка с рыбкой в лапках – победа отряда в мероприятии в лапах у чайки может быть всё что угодно, лишь бы это отражало происходящее в отряде.

«Закат» - рисуется солнце, погружающееся в море, делится на сектора, которые зарисовываются разными цветами: красным, желтым, темно-бордовым. К концу смены получается очень-очень красивое солнце. Если, конечно, смена была интересной и радостной.

«Шарики» - подходит для младших отрядов. Рисуется любой популярный в детском возрасте персонаж, который держит связку шариков. Шарики раскрашиваются в цвета, согласно настроению малышни. Рекомендация: не вводить темные цвета (чёрный, коричневый, серый), заменить их на синий, зеленый, сиреневый. Получается не так красиво, как солнышко, но вполне достойно. На прощание можно детям дарить шарики того цвета, который обозначал «отличный день» с пожеланиями на бумажке внутри.

«Смайлики» - самая простая и доступная форма, но симпатичная. Рисуются смайлики – кружочек и два глазика. Каждый вечер дорисовывается ротик – улыбка, равнодушный, грустный, кричащий, улыбка до ушей и т.д. насколько хватит фантазии.


«Флаги» - если название отряда похоже на что-то историческое, средневековое (Камелот, например), можно нарисовать замок, и выставлять флаги по зубчатым стенам, получается здорово. Мы, например, сделали из куска материи флаг на все общелагерные мероприятия брали его с собой и так «болели» за своих.

«Нотки» - тоже больше для малышей. Нарисовать нотную линейку и выставлять нотки в соответствии с настроением «выше-ниже».

«Свечи» - для зимней смены, на которую выпадает Новый год. Рисуем елку и свечки на ней. Каждый вечер «зажигаем» свечи разноцветными огоньками. Если отряд где-нибудь победил, то добавляем подарок под ёлку, если очень хочется домой, то дорисовываем чемодан под ёлкой. Интересно это тем, что каждый может рисовать свою собственную свечку и выразить свое настроение, а не отрядное. Так к концу смены ёлка становится невидна из-за свечей

«Цветопись настроения» - это еще один вариант графика настроений.

Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Можно использовать цветопись или ее еще называют "экран настроения". С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения.

  • Красный цвет - восторженное настроение;
  • оранжевый цвет - радостное;
  • желтый цвет - спокойное;
  • зеленый цвет - мне все равно;
  • черный цвет - плохо, уныние;
  • фиолетовый цвет - тревожное, грустно.

Оформить "экран настроения" можно различными способами и поместить его на ваш отрядный уголок.

Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Условием цветописи является ее анонимность. Чтобы легче было проследить настроение каждого ребенка в течение смены, можно создать на вашем отрядном месте лист "индивидуальных настроений". Он может выглядеть следующим образом:

Личный, секретный знак каждого ребенка 24.07 24.07 24.07

Каждый день ребята закрашивают свою клеточку соответствующим их настроению цветом.
или

  • тревожные сообщения
  • общее дело;
  • отношения с детьми;
  • отношения со взрослыми;
  • успехи, неудачи;
  • отсутствие нового;
  • отсутствие свободы;
  • усталость;
  • тоска по дому;
  • хорошее или плохое питание;
  • что-то еще;
  • очень личное;
  • погода.

Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Это рефлексия дня. Педагог сразу сможет увидеть, что ребята "сидят" в черном или фиолетовом цвете, или, наоборот, надолго в красном, - нужно ли ждать срыва в поведении. Бесконечное нудное настроение - повод для размышления.
«Аквариум»

В рефлексии дети ежедневно выбирают волну (рыбку) определенного цвета, соответствующую их настроению, и составляют свой личный аквариум. Это невербальное выражение эмоционального самочувствия ребенка — материал к размышлению, осмыслению деятельности вожатых:

  • красный- всё отлично;
  • жёлтый - хорошо, нормально;
  • зелёный – «тоска зелёная», плохо.

«Радуга настроения»

Есть еще одна очень интересная форма работы в помощь вожатому - "Радуга настроения". Её можно сделать по-разному.

Если вожатому важно знать общее, среднее настроение отряда, то можно повесить на отрядном месте рисунок - дерево, дом или комету с длинным хвостом, а рядом - конвертики с маленькими листочками, кирпичиками, звездочками разных цветов. Каждый вечер перед тем как лечь спать, каждый ребенок приклеивает к рисунку цвет, соответствующий его настроению. Например, если у вас на отрядном месте "Дерево настроения ", то в конвертах - листики разного цвета: зеленые - отличное, радостное настроение; желтые - хорошев, спокойное; оранжевые - грустное, печальное; красные удрученное , плохое. Чем зеленее ваше дерево, там лучше у ребят настроение. Но если в вашем отряде наступила "осень", это знак тревоги для вожатых, нужно срочно что-то придумывать, поднимать настроение. На дерево можно для каждого дня отвести отдельную ветку, в доме - этаж и т.д. И в конце смены вы получите эмоциональную картинку отрядной жизни.

Если же вожатого и нтересует настроен и е каждого ребенка, тогда нужно сделать карточки настроения отдельно для каждого. На отрядном месте нужно повесить красочный плакат с обозначениями цветов. Здесь их может быть уже больше. Например: желтый - отличное, хочется петь, смеяться, летать; оранжевый - хорошее, радостное, веселое; голубой - светлое, спокойное, безмятежное; белый - равнодушное, безразличное; зеленый - печальное, грустное; красный - неспокойное, тревожное, что-то не так, не пойму, что; черный - ужасное, мрачное, хочется плакать. Каждый вечер вожатый или дежком раздает ребятам их карточки. И ребята, закрасив клеточку сегодняшнего дня соответствующим цветом, опускают ее в специальный почтовый ящик. (И ящик, и плакат, и карточки ребята могут сделать сами в первый - во второй день. Это может быть одним из заданий.) После отбоя вожатый вынимает из ящика карточки и смотрит, у кого какое настроение. Вожатый не всегда знает, почему у ребенка плохое настроение. Иногда дети используют черный цвет, чтобы просто вызвать к себе внимание вожатого. Причины могут быть самые неожиданные. Но к любым из них следует отнестись серьезно. Подойдите, побеседуйте, но и не навязывайтесь. Вы не всегда сможет е помочь, но попытаться надо обязательно. Изучение настроения детей займет у вас 15-20 минут в день, а пользу принесет огромную.

Что может повлиять на настроение ребенка?

  • состояние здоровья;
  • тревожные сообщения из дома;
  • отсутствие информации из дома;
  • жизнь в семейке;
  • общее дело;
  • отношения с детьми;
  • отношения со взрослыми;
  • успехи, неудачи;
  • отсутствие нового;
  • отсутствие свободы;
  • усталость;
  • тоска по дому;
  • хорошее или плохое питание;
  • что-то еще;
  • очень личное;
  • погода.


Еще варианты:

  • Можно делать ромашки, где в серединке пишем мероприятия, которые были сегодня, а лепесточки дети красят разными цветами на свое усмотрение. Цвет обозначает их настроение.

  • Мелким интересно абсолютно всё яркое и красочное...Большинству..Для детей старшего возраста можно делать колоночки пошире, чтобы они писали словами своё настроение..Метафорами приветствуется... "Буря в стакане" к примеру...

  • Можно сделать чтобы график настроения выглядел как кардиограмма... И качественная характеристика настроения была показана при помощи амплитуды

  • Можно сделать график настроения в виде радуги, где каждый цвет—палата + вожатская, а вверху дни.

  • Можно сделать дерево, на которое дети вешают разноцветные яблоки или листочки. Цвета соответствовали настроению.


И т. д., варианты могут зависеть только от фантазии вожатых и детей.


Экран настроения может быть размещён и рядом с отрядным уголком. Для определения настроения ребят в конце дня используются различные методики. Например, методика «Цветопись» предполагает обозначение эмоционального самочувствия ребёнка каким-либо цветом. В конце дня, уходя на отбой, ребёнок берёт один квадратик бумаги того цвета, который соответствует его настроению и опускает в специальный ящик. После этого подсчитываются результаты и создается цветное графическое изображение на экране настроения.

Очень наглядными, интересными и эффективными являются также рефлексивные методики «Острова», «Рефлексивная мишень», «Цепочка пожеланий» и т.д… Оценку настроения детей можно также проводить после каждого крупного мероприятия в лагере.

Делегирование от вожатого детям

Вожатый! Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.

Материал из Летний лагеря. Перейти к: навигация, поиск - student2.ru Делегирование: самая суть


Делегирование — это такая организация деятельности, при которой вожатый распределяет между подопечными конкретные задания. Можно сказать и иначе: делегирование есть передача подопечному задачи или действия, которое должен осуществить вожатый, вместе с необходимыми для этого полномочиями.

Делегирование — действие, совершенно необходимое. Хочет вожатый или не хочет, нравится ему или нет, умеет он или не умеет — делегировать вынуждает жизнь. Можно сказать, что это — объективная необходимость. Если вожатый умеет распределять между подопечными конкретные задания, значит, он овладел одной из основных заповедей: «Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям». Почему делегирование является необходимым?

Конечно, делегирование требует времени. Но если оно осуществляется эффективно, то вожатый выигрывает больше времени, чем тратит. Ведь эффективно организованное делегирование дает очень многое. Судите сами:

  1. Делегирование есть способ мотивации подопечных.
  2. Делегирование дает вожатому возможность узнать способности подопечных, определить их потенциальные возможности.
  3. И, наконец, делегирование позволяет найти время для решения стратегических задач и задач группы А, не выпуская из поля зрения остальные. Иными словами, не будет преувеличением сказать, что умение делегировать это и есть умение делать что-то руками других, то есть руководить.

Психологические условия успешного делегирования

Сначала выясним, что можно делегировать, а что — нет. Делегировать в любом случае надо:

  1. рутинную работу;
  2. специализированную деятельность (то есть ту самую, которую ваши подопечные могут выполнить не хуже, чем вы);
  3. решение частных вопросов;
  4. подготовительную работу (проекты мероприятий и т. д.).


Вообще в каждом конкретном случае проверяйте любое из предстоящих вам дел на возможность делегирования. Руководствуйтесь предельно простым принципом: все, что могут делать дети, должны делать дети. Для начала попробуйте оценить возможность делегирования таких видов деятельности, как следующие: предварительная формулировка (но не окончательное утверждение!) целей, планов программ и мероприятий, по которым вы должны принимать решения;

Никогда не подлежат делегированию:

  1. Такие функции вожатого, как постановка целей, окончательное решение по стратегическим вопросам; контроль результатов.
  2. Мотивация подопечных.
  3. Задачи особой важности.
  4. Задачи высокой степени риска.
  5. Необычные, исключительные дела.
  6. Актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки.
  7. Конфиденциальные задачи.

Итак, начиная смену, рассмотрите возможность делегирования каждой имеющейся задачи, выделите те, которые подлежат делегированию, и действуйте. Само собой разумеется, что делегирование есть не простое поручение или перепоручение задачи, а такое поручение задачи, которое соотнесено с возможностями и способностями (а также загруженностью!) подопечных. Загруженность подопечных — важнейший регулятор вашей активности при делегировании.

Правила делегирования

Наши рекомендации