Мне нравится, мне хотелось бы
1. Уроки физики
2. Читать о животных
3. Посещать музеи и выставки
4. Читать произведения классиков литературы
5. Читать и смотреть о путешествиях
6. Организовывать людей на выполнение работы
7. Читать о проблемах воспитания
8. Знакомиться с достижениями техники
9. Готовить обеды
10. Понимать экономические процессы и законы
11. Уроки математики
12. Уроки биологии
13. Регулярно читать газеты и журналы
14. Слушать классическую музыку
15. Читать и смотреть о различных странах мира
16. Обсуждать текущие дела и события в стране и мире
17. Объяснять другим ученикам, как решить трудную задачу
18. Знакомиться с устройством и чинить различные приборы
19. Заботиться о красоте помещения, в котором живу и работаю
20. Копить деньги на крупную покупку
21. Уроки химии
22. Знакомиться со способами лечения разных болезней
23. Читать и смотреть об исторических событиях
24. Петь в ансамбле или заниматься в драматической студии
25. Читать о моряках или летчиках
26. Руководить досугом среди сверстников или младших
27. Заниматься с маленькими детьми
28. Учиться работать с разными рабочими инструментами
29. Организовывать питание во время походов и экскурсий
30. Читать и смотреть о жизни богатых людей
31. Решать сложные математические задачи и головоломки
32. Наблюдать за работой хирурга
33. Писать рассказы или стихи
34. Хорошо играть на музыкальных инструментах или рисовать
35. Читать или смотреть об истории географических открытий
36. Наблюдать и анализировать поведение людей
37. Помогать в работе или самому работать воспитателем
38. Знакомиться с устройством механизмов и машин
39. Шить одежду
40 Обмениваться вещами или книгами
41. Наблюдать за течением химических реакций
42. Оказывать помощь пострадавшим
43. Работать со словарями или литературными источниками
44. Знакомиться с историей развития искусств
45. Путешествовать по стране
46. Выступать с сообщениями о политических и других событиях
47. Помогать в работе учителю
48. Изготавливать разные предметы домашнего обихода
49. Давать советы знакомым при покупке одежды и других вещей
50. Подрабатывать деньги
51. Заниматься в астрономическом кружке
52. Выращивать животных
53. Участвовать в читательских конференциях и обсуждениях
54. Ходить в театр, иногда по несколько раз на одну пьесу
55. Собирать камни или минералы изучать их происхождение
56. Участвовать в раскрытии преступлений
57. Учить детей знанию жизни
58. Делать модели автомобилей, самолетов или судов
59. Оказывать людям различные услуги
60. Играть в азартные игры
61. Проводить физические опыты
62. Помогать врачу в лечении больных
63. Описывать и анализировать события нашей жизни
64. Обсуждать достоинства книг, пьес, концертов
65. Учиться летать на планере или самолете
66. Работа судьи или адвоката
67. Дрессировать животных
68. Разбираться в чертежах и технических схемах
69. Знакомиться с дизайном и моделями одежды
70. Быть руководителем, менеджером
71. Выполнять работу, требующую знания математики
72. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений
73. Изучать происхождение разных слов и выражений
74. Художественно изображать характеры людей
75. Совершать длительные походы
76. Читать о жизни выдающихся политических деятелей
77. Давать и разъяснять людям нужную им информацию
78. Пользоваться сложными измерительными приборами
79. Чаще общаться со многими людьми
80. Быть первым в соревнованиях и делах
81. Читать или смотреть о разработке крупных физических проектов
82. Читать или смотреть о жизни знаменитых врачей
83. Вести дневник с описанием своих переживаний и мыслей
84. Красить или расписывать стены или поверхности изделий
85. Работа, связанная с космонавтикой
86. Анализировать и оценивать поступки знакомых
87. Тренировать других в выполнении каких-либо упражнений
88. Проектировать что-то, делать чертежи и расчеты
89. Посещать выставки различных товаров
90. Уметь убедить других вступить в новое предприятие
91. Наблюдать за небесными светилами, изучать их поведение
92. Выслушивать жалобы и просьбы людей, стараться помочь им
93. Изучать историю и особенности разных народов
94. Выступать на сцене, принимать участие в концертах
95. Изучать географию или геологию нашей планеты
96. Разбирать споры и ссоры людей находить в них выход
97. Организовывать посещения разных мероприятий
98. Уметь обслуживать и ремонтировать автомобиль
99. Ремонтировать жилище и бытовую технику
100. Участвовать в конкурентной борьбе
В плане профориентационных консультаций молодежи важны качественные параметры симпатий и антипатий испытуемого, то есть, какие именно группы профессий выбирает испытуемый. В то же время, в плане установления взаимосвязи данных результатов с мотивационными характеристиками - как факторами творческой активности, более информативными оказываются такие количественные показатели, как широта и интенсивность профессиональных симпатий S(+)и антипатий S(-).
Широта профессиональных интересов отражает степень разнообразия этих интересов, и определяется по числу выбранных шкал S ( + ) из общего числа 10.
Широта профессиональных антипатий отражает степень разнообразияпоследних, и определяется по числу отвергнутых шкал S ( - ).
Интенсивность интересов отражает их степень; определяется отношением общего числа плюсов по всем 10 шкалам к широте интересов.
Интенсивность антипатий определяется, соответственно, отношением общего числа минусов по 10 шкалам к широте антипатий.
Для того, чтобы сопоставить эти показатели с мотивационными характеристиками, по отраженным ранее результатам были выделены мотивационные группы: М(+) и М(-). В первую входили представители прогрессивного и экспрессивного
мотивационных профилей, во вторую – представители регрессивного и уплощенного
МП.
М(+) | М(-) | |||
S(+) | S(-) | S(+) | S(-) | |
Широта | 4,5 | 1,7 | 2,8 | 2,6 |
Интенсивность | 86 % | 23 % | 44 % | 28 % |
Результаты показывают, что группа школьников М(+) характеризуется более высокими показателями широты и интенсивности положительных выборов, то есть они обладают большей разносторонностью и глубиной профессиональных интересов по сравнению с полярной им группой М(-); последнюю, в свою очередь,
характеризует большая широта и интенсивность отрицательных выборов.
Конечно, сами по себе широта и глубина профессиональных интересов или отвержений не гарантируют творческой или рабочей отдачи; в то же время, их от-сутствие или отвержение представляют собой, несомненно, антитворческий момент, во всяком случае, у молодых людей, только собирающихся выбирать свой жизненный путь.
ЭВОЛЮЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ.
Сравнительный анализ, проведенный в предыдущей главе был основан на поперечном срезе соответствующих характеристик, который предполагает относительно одновременное и независимое обследование разных возрастных контингентов и сопоставление соответствующих результатов при том, что мы не знаем, как конкретно, до этого развивалась каждая из групп и, соответственно, влиянию каких факторов они подвергались.
Специфика и преимущество продольного анализа состоит в возможности прослеживания динамики мотивационной сферы в течение определенного времени у одного и того же контингента. В результате, мы получаем реальную, а не статистически выправленную динамику. С 1991 по 1996 год ежегодно проводилось обследование мотивационной структуры личности у учащихся двух классов одной из московских школ (всего более 60 человек); за это время они прошли путь с 6-го по 11класс.
Естественным преимуществом продольного, лонгитюдного прослеживания является возможность анализировать индивидуальные и групповые данные среди общей массы. Естественно, что эти данные очень различаются между собой и в то же время поддаются типологизации. Следуя простейшей логике, можно выделить четыре основных типа эволюции мотивационной сферы личности:
1. "Позитивная". В ходе эволюции (в нашем случае за 5 лет) мотивационный профиль прогрессирует, то есть изменяется в сторону более благоприятную отношении учебной и творческой активности.
2. "Негативная". Мотивационный профиль регрессирует, изменяется в сторону менее благоприятную относительно тех же факторов.
3. "Неизменная". Характер мотивационного профиля в ходе эволюции суще- ственно не изменяется.
4. "Амбивалентная". Динамика мотивационного профиля носит неустойчивый, противоречивый характер.
Учитывая все приведенные ранее соотношения характерных мотивационных и эмоциональных профилей с различными проявлениями рабочей, учебной и творческой активности, можно вывести их балльную оценку относительно этих проявлений:
Мотивационные профилиЭмоциональные профили
"Прогрессивный" +3 "Стенический" +2
"Прогрессивно-экспрессивный" +2 " Смешанный стенический" 0
"Прогрессивно-импульсивный" +2 " Смешанный астенический" -1
"Экспрессивный" +1 " Астенический" -2
"Импульсивный" 0
"Уплощенный" -1
"Регрессивно-экспрессивный" - 2
"Регрессивно-импульсивный" - 2
"Регрессивный" -3
Эти количественные характеристики позволяют оценивать характер динамики соответствующих мотивационных структур.
Степень изменения, сдвига можно оценивать в соответствии с тем "расстоянием" (в баллах), которое отделяет текущий МП от прошлого, исходного. Максимально возможный сдвиг – 6 баллов: от мотивационного профиля "прогрессивного" типа к "регрессивному", или наоборот ; но таких случаев практически не наблюдалось, ни в положительную, ни в отрицательную сторону.
Приведем два характерных, достаточно полярных примера мотивационной эволюции - позитивного и негативного типов.
Пример 1. Учащ. Кр. 11 кл.
Ож Рб(Уч) “Э - Ф”
12___________________________ 12 ___________________________ 12 ______
_ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
0 ___________________________ 0 ___________________________ 0 ______
П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф
"У" ___________ 1993 "У" "А – С"
"Пг" ___________ 1996 "Пг" "С - С"
Рисунок МП в общежитейской сфере в 1993 носит "уплощенный" характер
(-1 балл) со спадом по шкале социального статуса (С). В 1996 он преобразуется в профиль "прогрессивного" типа (+3), за счет снижения шкал потребительного характера (П,К,С) и заметного повышения шкал производительного ряда (Д,ДР,ОД). Позитивный сдвиг прошедшей эволюции, таким образом, можно оценить в +4 балла. Примерно то же происходит в учебной сфере, хотя выглядит, может быть, несколько менее отчетливо. Эмоциональный профиль также изменяется в положительную сторону – от смешанного стенического (0 баллов) к чисто стеническому (+2), в первую очередь, за счет роста показателя стенической эмоциональности, то есть стремления испытывать эмоции активности, напряжения, ответственности. К отмечавшимся им ранее занятием плаванием добавляется стремление мастерить что-то дома. Классный руководитель в своей характеристике отмечает повышение уверенности в его поведении. В целом, достаточно характерный случай позитивного развития мотивационной сферы личности.
Пример 2. Учащ. Сд. 11 кл.
Ож Рб(Уч) “Э - Ф”
12___________________________ 12 ___________________________ 12 ______
_ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _
4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
0 ___________________________ 0 ___________________________ 0 ______
П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф
"Э" 1993 ________ 1993 "У" "А - С"
"РгЭ" 1996 ___________ 1996 "Рг" "А - А"
Сопоставление графиков личностного профиля (МП и ЭП) в 1993 и 1996 годах, то есть в 8 и 11 классах, показывает изменение типов мотивационного и эмоционального профилей не в лучшую сторону. В 1993 ученик в общежитейской сфере имел МП "экспрессивного" типа (+1), который сменился в 1996 на "экспрессивно-регрессивный" (-2), за счет заметного снижения уровня мотивов развивающего ряда (Д, ДР,ОД). В учебной сфере МП "уплощенного" типа в 1993 (-1 ) эволюционировал в резко выраженный "регрессивный" (-3), также за счет резкого понижения мотивов развивающего ряда. В эмоциональном профиле видны заметные изменения: "смешанный стенический" ЭП 1993 года (отражен синим) превратился в отчетливый "астенический" (отражен красным). Характерны также следующие данные: если в 1993 школьник отметил в шкале коррекции увлечение теннисом, то в 1996 не было отмечено ничего. В опроснике конкретных мотивационных установках на учение классная руководительница отметила снижение интереса к учебе, чувства долга, стремления к похвале и поощрению. В целом, отчетливый пример негативной динамики мотивационной сферы.
Не будем приводить примеры мотивационной эволюции неизменного и амбивалентного типов. Скажем только, что в аспекте математических критериев начальная и завершающая стадии прослеженной динамики в этих случаях значительно не различаются. Но в случае неизменной эволюции мотивационный профиль характеризуется достаточно однотипным профилем в целой динамике; при амбивалентной эволюции эта динамика может претерпевать разные зигзаги, часто вполне противоречивого характера. Например, в первой половине "пути" мотивационный профиль может прогрессировать, а во второй – столь же заметно регрессировать. Другой вариант: в рабочей сфере совершается значительный мотивационный прогресс, а в общежитейской – столь же отчетливый регресс.
Среди участвовавших в работе в течение 5 лет 64 школьников распределение выделенных типов динамики мотивационной сферы было следующим:
"Позитивная" – 4 ( 7%),
"Негативная" – 20 (31%),
"Неизменная" – 24 (38%),
"Амбивалентная" – 16 (24%).
В целом, из этого распределения можно сделать вывод об отрицательном относительно рабочей, учебной и творческой активности характере общей эволюции мотивационной сферы обследованного контингента учащихся. Примерно тот же вывод дает анализ пятилетней динамики отдельных типов мотивационного и эмоционального профиля личности тех же учащихся.
Класс | |||||||
Год | |||||||
МП- Ож | "Пг" | 8 % | |||||
"Рг" | |||||||
"Э" | |||||||
"И" | |||||||
"У" | |||||||
МП- Рб(Уч) | "Пг" | ||||||
"Рг" | |||||||
"Э" | |||||||
"И" | |||||||
"У" | |||||||
ЭП | "СС" | ||||||
"АС" | |||||||
"СА" | |||||||
"АА" |
Табл. 3.Динамика процентных соотношений разных типов МП и ЭП у
школьников в продольном исследовании.
Условные обозначения:
МП –мотивационный профиль:
"Пг" – прогрессивный, "Рг" – регрессивный, "Э" – экспрессивный,
"И" - импульсивный, "У" – уплощенный.
ЭП –эмоциональный профиль:
"СС" – стенический, "АА" – астенический,
"АС" – смешанный стенический, "СА" – смешанный астенический.
Так же, как и в предыдущем случае (поперечное исследование – табл.1,2) заметна мотивационная эволюция, которую в определенном аспекте можно оценить как негативную, конкретно – в аспекте мотивации учебной и творческой активности. От 6 к 11 классу отчетливо уменьшается удельный вес МП "прогрессивного" типа и, соответственно, увеличивается представительство "регрессивных" МП; аналогичные изменения характеризуют и другие типы мотивационного и эмоционального профилей. И это связано, повидимому, не только с особенностями возрастного развития.
Данные отраженного в предыдущей главе поперечного анализа у школьников были получены в 1989-1990 годах, поэтому в них анализировался чисто возрастной срез. Продольный анализ проводился в самые бурные годы рыночных реформ, влияние которых никак нельзя не учесть в соответствующем анализе, хотя возрастное развитие учеников совершалось одновременно, и его также нельзя игнорировать. Попытаемся сопоставить результаты поперечного (стр. 62) и лонгитюдного анализа.
Поперечный срез 1989-1990. (из табл. 2)
"Пг–Рг" | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Ож | 16 – 16 | 26 - 23 | 24 - 23 | 12 – 35 | 5 - 35 | 4 – 43 |
Рб(Уч) | 17 – 23 | 25 - 24 | 20 - 24 | 13 - 25 | 5 - 40 | 2 – 42 |
Продольный анализ 1991-1996. (из табл. 3).
"Пг–Рг" | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Ож | 8 – 7 | 8 - 34 | 6 - 31 | 4 – 30 | 2 - 44 | 1 – 49 |
Рб(Уч) | 9 – 19 | 10 - 22 | 5 - 19 | 3 - 16 | 2 - 31 | 1 – 41 |
В таблицах отображены разности процентной представленности "прогрессивного" и "регрессивного" мотивационных профилей в соответствующих выборках.
Для упрощения обзора и облегчения анализа отобразим эти данные непосредственно в самих значениях разностей. Напомним, что положительное значение, то есть превышение удельного веса "прогрессивных" МП над "регрессивными", представляет собой признак, положительный в смысле отношения к рабочей, учебной и творческой активности; соответственно, отрицательные значения – наоборот: чем больше, тем сильнее.
Поперечный срез 1989-1990.
"Пг–Рг" | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Ож | 0 | +3 | +1 | -23 | -30 | -39 |
Рб(Уч) | -6 | +1 | - 4 | -12 | -35 | -40 |
Продольный анализ 1991-1996.
"Пг–Рг" | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Ож | +1 | -26 | -25 | -26 | -42 | -48 |
Рб(Уч) | -10 | -12 | -14 | -13 | -29 | -40 |
Из таблиц видно, что плюсовых значений очень мало, а в продольном срезе практически нет вообще. Отрицательные значения, то есть мотивационные показатели групп, связанные с негативными симптомами творческой, рабочей и учебной активности, в обоих случаях заметно нарастают к 11 классу, при этом, во втором случае – значительно интенсивнее. Это должно означать, что в продольном срезе к влиянию чисто возрастного фактора, присутствовавшего в поперечном срезе, добавился и другой – как предполагаем, фактор социально-экономических перемен девяностых годов.
ВЫВОДЫ.
1. Мотивационными полюсами, определяющими отношение человека к учебе, работе и творчеству являются "прогрессивный" и "регрессивный" мотивационные профили личности. "Прогрессивный" МП коррелирует со школьной успеваемостью, интеллектуальной активностью и одаренностью, социальной активностью и взаимодействием, активным рабочим настроем, творческой установкой и достижением успеха в своей деятельности. Соответственно, "регрессивный" МП с этими параметрами деятельности коррелирует скорее отрицательно, в то же время, может быть очень распространен среди некоторых профессиональных групп, таких как работники бюрократической сферы и торговли.
2. Эволюция мотивационной сферы личности школьников с этой позиции име-ет, в целом, негативный характер: отмечено снижение мотивационных факторов учебной и творческой активности Это зафиксировано как в поперечном срезе 1989-1990 гг., так и в продольном исследовании 1991- 1996, в последнем случае – значительно более отчетливо, что должно говорить об отрицательном влиянии на мотивационную сферу личности учащихся социально-экономических реформ девяностых годов.
Литература.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-
Ростов, 1983.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. 2002.
Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психологич.
ж-л", 1988, № 3.
Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность. – "Эмоции в физическом воспи
тании учащихся". Воронеж. 1986.
Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. – "во
просы психологии", 1987, № 3.
Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности – "Практикум по психо-
диагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции", М. МГУ, 1990.
Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. –
"Психология подростка", М. МПУ, 1993.
Мильман В.Э. Структура мотивации и творческая активность учащихся.-
"Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества."
М. 1996. Вып. I.т.2. с. 116.
Мильман В.Э. Эволюция мотивационной сферы личности школьников
"Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества."
Материалы 3 съезда психологов России. М. 2003. т.5. с. 286-289.
Глава 6.