Обработка и интерпретация результатов

Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным ниже ключом: «Да»: 1,3, 5,7,9,11,13,17,18, 19, 20; «Нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14,15, 16.

Затем необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент организаторских способностей равен дроби, где числитель - сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель - 20.

Критерии для выводов: до 40% – уровень организаторских способностей низкий; 40-70% – средний; свыше 70% – высокий.

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru Продолжите предложения

1. Хочу стать лидером-организатором, потому что…

2.Могу стать лидером-организатором, потому что…

3. Не могу не стать лидером-организатором, потому что…

4. Буду лидером-организатором, потому что…

5. Свою деятельность начну с …

6.Как лидер, никогда не буду желать …

7. Свой престиж буду удерживать с помощью …

8. Буду опираться на…

9. Буду советоваться с …

10. Свой опыт буду обогащать …

11. Буду вести за собой с помощью …

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (А.С. Экзюпири»)

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru 1. Что такое общение? 2. Каковы виды общения? 3. Каковы принципы эффективного общения в деловых отношениях?

Невозможно себе представить развитие лидера вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция любого человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. «Ни для кого не секрет,–пишет польский психолог Е. Мелибруда,–что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим».

Итак, общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Оно свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.

Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.

По содержанию:

1. Материальное общение – обмен предметами и продуктами деятельности.

2. Кондиционное общение – обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д.

3. Мотивационное общение – обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

4. Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По целям:

1. Биологическое общение – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

2. Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.

По средствам:

1. Непосредственное общение – осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

2. Опосредованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.)

3. Прямое общение – предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса.

4. Косвенное общение – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.

5. Невербальное общение – не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных – собакам, обезьянам, дельфинам – дана способность невербального общения.

6.Вербальное общение – присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.

Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь–это роскошь человеческого общения».

Необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

В известной повести Н.В. Гоголя отмечается, что взаимоотношения Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича отличались «большой приязнью» и «редкой дружбой». По свидетельству одной из персонажей повести, их «сам черт привязал веревочкой. Куда один, туда и другой плетется». Несмотря на различия и характер и во внешнем облике, многолетняя, проверенная дружба двух приятелей ничем не омрачалась. Этому способствовали одинаковый образ жизни, положения, интересы и стиль мышления этих людей.

Проведенный Н.В. Гоголем тонкий психологический срез нарушения взаимоотношений дружеского общения показывает, что в основе конфликта лежит не сама по себе ссора друзей, да и не оскорбления Ивана Ивановича, которого обозвали «гусаком», а непонимание этими людьми подлинных мотивов и основ прежнего дружеского общения, примитивный взгляд на человеческие отношения в целом. Этот примитивизм привел к многолетней тяжелой тяжбе и позволил другим лицам (в частности, Агафье Федосеевне–приятельнице Ивана Никифоровича) еще больше усугубить разрыв. И все же в истоке конфликта заложено оскорбительное слово «гусак».

Из сказанного следует, что одной из самых главных функций общения является включение людей в процесс взаимодействия и достижение взаимопонимания. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения: русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием; лапландцы трутся носами; самоанцы обнюхивают друг друга; латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками–единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами–народами и расами.

Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей. Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

«Среди образованных и умных людей,– пишет швейцарский писатель Г. Гессе,–сплошь и рядом случается, что каждый воспринимает склад ума и язык, догматику и верования другого как чисто субъективное, как всего лишь приближение, всего лишь ускользающую параболу. Но чтобы каждый познал то же самое и в себе самом и к себе самому приложил, и каждый как за собой, так и за противником оставил право на только ему присущие, собственные, душевный склад, образ мышления и язык и что. Стало быть, двое людей, обмениваясь мыслями, постоянно отдавали бы себе отчет о ненадежности своего оружия многозначности слов, недостижимости действительно точного выражения, а поэтому и необходимости всячески идти другому навстречу обоюдной доброй воли и интеллектуального рыцарства–такие прекрасные, казалось бы, само собой разумеющиеся между двумя мыслящими существами отношения практически встречаются до того редко, что мы от души рады всякому, даже отдаленному их подобию...»

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru Тест «Хороший ли Вы собеседник?»

Инструкция. Дружеское общение – это не только совместные походы по магазинам, прогулки, посещение развлекательных мероприятий. Это ещё и разговоры, просто общение. Насколько приятно с Вами общаться? Умеете ли Вы выслушать, посочувствовать, поддержать, развеселить, заинтересовать? Какой Вы собеседник? Можете узнать....

Выберите наиболее подходящий для вас ответ: «верно», «верно в большинстве случаев», «верно в некоторых случаях», «неверно».

Вопросы

1. Мой собеседник, обычно, не отличается упрямством и старается на вещи смотреть объективно.

2. Собеседник относится ко мне уважительно и доброжелательно.

3. При обсуждении мы оба интересуемся сутью проблемы и не обращаем внимание на пустяки.

4. Мой собеседник понимает, что я стараюсь сохранить с ним добрые отношения.

5. Он всегда с уважением относится к моей точке зрения.

6. Мой собеседник не только хорошо говорит, но и внимательно слушает.

7. Если ситуация грозит стать конфликтной, то я сохраняю спокойствие.

8. Я вижу, когда моё сообщение вызывает интерес у слушателей.

9. Мне приятно общаться с людьми.

10. Если мы с собеседником договариваемся о соглашении, каждый чётко понимает свои задачи.

11. Мой собеседник будет слушать меня столько, сколько потребуется.

12. Если это возможно, я выполняю все просьбы своего собеседника.

13. Своему собеседнику я доверяю во всём.

14. Мой собеседник никогда не говорит ненужных слов.

15. Мы стараемся друг другу угодить.

16. В конце обсуждения разных точек зрения на проблему я убеждаюсь в том, что мой собеседник прав.

17. Какими бы ни были обстоятельства, я сдерживаюсь и не употребляю резких слов.

18. Я уважительно отношусь к мнению собеседника и стараюсь понять его точку зрения.

19. Я не сомневаюсь, что мой собеседник говорит искренне.

20. Я считаю, что все взаимоотношения в одинаковой степени формируют обе стороны.

21. Мы оба стараемся не допустить конфликта, и если разговор получился неприятным, после него не держим друг на друга зла.

Обработка результатов. Подсчитайте количество баллов. Ответ «верно» – 4 балла, «верно в большинстве случаев» – 3 балла, «верно в некоторых случаях» – 2 балла, «неверно» – 1 балл

Результаты теста. Ответы по утверждениям 2,5,9,12,15,18,20 – это уровень развития вашей способности к взаимной поддержке.

Если Вы набрали менее 21балла, значит, Вам следует проявлять большую внимательность к собеседнику. Вы не всегда замечаете его настроение, самочувствие, следовательно в ваших отношениях могут накапливаться взаимные обиды и недовольства.

Ответы по утверждениям 1,4,6,8,11,14,19 указывают на наличие или отсутствие слаженности в общении.

Если Вы набрали менее 21балла, значит Вам не всегда удаётся выбрать подходящий момент для беседы. Иногда Вам может казаться, что с Вами не хотят общаться или избегают общения, а это уже опасно для Вашей самооценки. Хотя у Вас всегда есть выбор – стать циником.

Ответы по утверждениям 3,7,10,13,16,17,21 демонстрируют Ваши способности к улаживанию конфликтов.

Если по этому параметру менее 21 балла – Вам следует научиться находить компромиссы, в противном случае Ваши отношения с другими людьми вряд ли будут достаточно хорошими. А шлейф конфликтного человека вам обеспечен.

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru Золотые правила эффективного общения

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.

3. Вместо того, чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.

4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.

6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.

7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.

8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется – Другой.

9. Больше слушайте, чем говорите.

10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.

11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его? – узнайте, что он сам думает о своем поступке, – начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»), – никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его достоинство; лучше – один на один.

Обработка и интерпретация результатов - student2.ru Технологии общения лидера с группой и ее отдельными членами

Общение возникает как необходимый фактор формирования групп и вообще социального взаимодействия. Общение существует в трех различных формах:

1) согласование, которое позволяет людям договариваться о нормах совместного бытия и деятельности;

2) идентификация, которая позволяет людям правильно понимать друг друга;

3) культурное общение, которое позволяет изменять состояние одного человека за счет воздействия на него другого человека.

Наши рекомендации