Обработка и интерпретация результатов
Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным ниже ключом: «Да»: 1,3, 5,7,9,11,13,17,18, 19, 20; «Нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14,15, 16.
Затем необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент организаторских способностей равен дроби, где числитель - сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель - 20.
Критерии для выводов: до 40% – уровень организаторских способностей низкий; 40-70% – средний; свыше 70% – высокий.
Продолжите предложения |
1. Хочу стать лидером-организатором, потому что…
2.Могу стать лидером-организатором, потому что…
3. Не могу не стать лидером-организатором, потому что…
4. Буду лидером-организатором, потому что…
5. Свою деятельность начну с …
6.Как лидер, никогда не буду желать …
7. Свой престиж буду удерживать с помощью …
8. Буду опираться на…
9. Буду советоваться с …
10. Свой опыт буду обогащать …
11. Буду вести за собой с помощью …
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (А.С. Экзюпири»)
1. Что такое общение? 2. Каковы виды общения? 3. Каковы принципы эффективного общения в деловых отношениях? |
Невозможно себе представить развитие лидера вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция любого человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.
Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. «Ни для кого не секрет,–пишет польский психолог Е. Мелибруда,–что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим».
Итак, общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Оно свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью.
Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств.
По содержанию:
1. Материальное общение – обмен предметами и продуктами деятельности.
2. Кондиционное общение – обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д.
3. Мотивационное общение – обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.
4. Деятельностное общение – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По целям:
1. Биологическое общение – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
2. Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.
По средствам:
1. Непосредственное общение – осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
2. Опосредованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.)
3. Прямое общение – предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса.
4. Косвенное общение – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи.
5. Невербальное общение – не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных – собакам, обезьянам, дельфинам – дана способность невербального общения.
6.Вербальное общение – присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения.
Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь–это роскошь человеческого общения».
Необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.
В известной повести Н.В. Гоголя отмечается, что взаимоотношения Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича отличались «большой приязнью» и «редкой дружбой». По свидетельству одной из персонажей повести, их «сам черт привязал веревочкой. Куда один, туда и другой плетется». Несмотря на различия и характер и во внешнем облике, многолетняя, проверенная дружба двух приятелей ничем не омрачалась. Этому способствовали одинаковый образ жизни, положения, интересы и стиль мышления этих людей.
Проведенный Н.В. Гоголем тонкий психологический срез нарушения взаимоотношений дружеского общения показывает, что в основе конфликта лежит не сама по себе ссора друзей, да и не оскорбления Ивана Ивановича, которого обозвали «гусаком», а непонимание этими людьми подлинных мотивов и основ прежнего дружеского общения, примитивный взгляд на человеческие отношения в целом. Этот примитивизм привел к многолетней тяжелой тяжбе и позволил другим лицам (в частности, Агафье Федосеевне–приятельнице Ивана Никифоровича) еще больше усугубить разрыв. И все же в истоке конфликта заложено оскорбительное слово «гусак».
Из сказанного следует, что одной из самых главных функций общения является включение людей в процесс взаимодействия и достижение взаимопонимания. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения: русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием; лапландцы трутся носами; самоанцы обнюхивают друг друга; латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.
Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками–единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами–народами и расами.
Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей. Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!
«Среди образованных и умных людей,– пишет швейцарский писатель Г. Гессе,–сплошь и рядом случается, что каждый воспринимает склад ума и язык, догматику и верования другого как чисто субъективное, как всего лишь приближение, всего лишь ускользающую параболу. Но чтобы каждый познал то же самое и в себе самом и к себе самому приложил, и каждый как за собой, так и за противником оставил право на только ему присущие, собственные, душевный склад, образ мышления и язык и что. Стало быть, двое людей, обмениваясь мыслями, постоянно отдавали бы себе отчет о ненадежности своего оружия многозначности слов, недостижимости действительно точного выражения, а поэтому и необходимости всячески идти другому навстречу обоюдной доброй воли и интеллектуального рыцарства–такие прекрасные, казалось бы, само собой разумеющиеся между двумя мыслящими существами отношения практически встречаются до того редко, что мы от души рады всякому, даже отдаленному их подобию...»
Тест «Хороший ли Вы собеседник?» |
Инструкция. Дружеское общение – это не только совместные походы по магазинам, прогулки, посещение развлекательных мероприятий. Это ещё и разговоры, просто общение. Насколько приятно с Вами общаться? Умеете ли Вы выслушать, посочувствовать, поддержать, развеселить, заинтересовать? Какой Вы собеседник? Можете узнать....
Выберите наиболее подходящий для вас ответ: «верно», «верно в большинстве случаев», «верно в некоторых случаях», «неверно».
Вопросы
1. Мой собеседник, обычно, не отличается упрямством и старается на вещи смотреть объективно.
2. Собеседник относится ко мне уважительно и доброжелательно.
3. При обсуждении мы оба интересуемся сутью проблемы и не обращаем внимание на пустяки.
4. Мой собеседник понимает, что я стараюсь сохранить с ним добрые отношения.
5. Он всегда с уважением относится к моей точке зрения.
6. Мой собеседник не только хорошо говорит, но и внимательно слушает.
7. Если ситуация грозит стать конфликтной, то я сохраняю спокойствие.
8. Я вижу, когда моё сообщение вызывает интерес у слушателей.
9. Мне приятно общаться с людьми.
10. Если мы с собеседником договариваемся о соглашении, каждый чётко понимает свои задачи.
11. Мой собеседник будет слушать меня столько, сколько потребуется.
12. Если это возможно, я выполняю все просьбы своего собеседника.
13. Своему собеседнику я доверяю во всём.
14. Мой собеседник никогда не говорит ненужных слов.
15. Мы стараемся друг другу угодить.
16. В конце обсуждения разных точек зрения на проблему я убеждаюсь в том, что мой собеседник прав.
17. Какими бы ни были обстоятельства, я сдерживаюсь и не употребляю резких слов.
18. Я уважительно отношусь к мнению собеседника и стараюсь понять его точку зрения.
19. Я не сомневаюсь, что мой собеседник говорит искренне.
20. Я считаю, что все взаимоотношения в одинаковой степени формируют обе стороны.
21. Мы оба стараемся не допустить конфликта, и если разговор получился неприятным, после него не держим друг на друга зла.
Обработка результатов. Подсчитайте количество баллов. Ответ «верно» – 4 балла, «верно в большинстве случаев» – 3 балла, «верно в некоторых случаях» – 2 балла, «неверно» – 1 балл
Результаты теста. Ответы по утверждениям 2,5,9,12,15,18,20 – это уровень развития вашей способности к взаимной поддержке.
Если Вы набрали менее 21балла, значит, Вам следует проявлять большую внимательность к собеседнику. Вы не всегда замечаете его настроение, самочувствие, следовательно в ваших отношениях могут накапливаться взаимные обиды и недовольства.
Ответы по утверждениям 1,4,6,8,11,14,19 указывают на наличие или отсутствие слаженности в общении.
Если Вы набрали менее 21балла, значит Вам не всегда удаётся выбрать подходящий момент для беседы. Иногда Вам может казаться, что с Вами не хотят общаться или избегают общения, а это уже опасно для Вашей самооценки. Хотя у Вас всегда есть выбор – стать циником.
Ответы по утверждениям 3,7,10,13,16,17,21 демонстрируют Ваши способности к улаживанию конфликтов.
Если по этому параметру менее 21 балла – Вам следует научиться находить компромиссы, в противном случае Ваши отношения с другими людьми вряд ли будут достаточно хорошими. А шлейф конфликтного человека вам обеспечен.
Золотые правила эффективного общения |
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того, чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется – Другой.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его? – узнайте, что он сам думает о своем поступке, – начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»), – никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его достоинство; лучше – один на один.
Технологии общения лидера с группой и ее отдельными членами |
Общение возникает как необходимый фактор формирования групп и вообще социального взаимодействия. Общение существует в трех различных формах:
1) согласование, которое позволяет людям договариваться о нормах совместного бытия и деятельности;
2) идентификация, которая позволяет людям правильно понимать друг друга;
3) культурное общение, которое позволяет изменять состояние одного человека за счет воздействия на него другого человека.