Символы творений человека
Мост, канал, резервуар, тоннель, флаг, фонтан, маяк, свеча, дорога, тропинка, стена, дверь, дом, замок, ступеньки, лестница, зеркало, сундук, меч и т.д.
5. Религиозные и мифологические символы:
а) универсальные и западные религиозные символы:
Бог, Христос, Богоматерь, ангелы, дьявол, свя
тые или праведники, священник, монах, монахи
ня, воскрешение, ад, чистилище, небеса, чаша
Грааля, храм, церковь, часовня, крест;
б) восточная символика: Брахма, Вишну, Шива,
Будда и т.д.;
в) мифологические символы — языческие боги и бо
гини и герои: Аполлон, музы (искусства и нау
ки), три грации (в частности, как символы жен
ственности в ее утонченном смысле), Венера,
Диана (как символ женщины, отвергающей свою
женственность), Орфей, Дионис, Геркулес, Вул
кан, Плутон, Сатурн, Марс, Меркурий, Юпитер,
Один, Зигфрид, Брунгилада, Валъхалла, Нибелун-
ги, Валькирии и т.д.
6. Абстрактные символы:
а) цифры: в пифагорейском смысле, например, еди
ница символизирует единство; двойка — поляр
ность, тройка — взаимосвязь и т.д.;
б) геометрические символы: двумерные — точка,
круг, крест (разнообразной формы — вроде ма
тематического знака «плюс», христианского
креста, креста Св. Андрея или знака умноже
ния) равносторонний треугольник, квадрат,
ромб, звезда (пятиконечная, шестиконечная и
т.д.); трехмерные — сфера, конус, куб; нисходя
щая (или восходящая) спираль и т.д.
7. Индивидуальные или спонтанные символы.
Такие символы возникают в ходе сознательной рабо
ты или самопроизвольно в сновидениях, грезах и т.дл
Основные символы интегративной гипнотерапии
Л. Кроль, директор Института Групповой и Семейной Терапии и одновременно основатель так называемой интегративной гипнотерапии, несколько «укрупнил» проблему символов. В своей книге «Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии» он использует понятие «универсальные метафорические образы». И отмечает, что кроме метафор, созданных для данного конкретного человека, в своей работе использует повторяющиеся образы, которые представляют собой общее пространство смыслов и являются своеобразными универсальными знаками-сообщениями. В качестве таковых универсальных метафорических образов Л. Кроль выделяет следующие (По: Л. Кроль «Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии», с. 26—28).
«Сказка. Это образ, принадлежащий и взрослому миру, и миру ребенка. И в наведении, и в беседе он помогает вывести человека из его «ожидаемой сейчас» реальности в пространство, где возможны случайность и изменение, где происходит воскрешение веры в чудо. Сказка завораживает. И эта завороженность противоположна обычному «прыгающему» состоянию сознания, когда оно мечется между многими заботами.
Сказка уводит из этого состояния, создает атмосферу защищенности. Она, как магическое зеркало, содержит целый мир, где сложное становится простым, а простое легко превращается в сложное. Само слово «сказка» вызывает ресурсное состояние покоя и безоблачности. В сказке героя любят просто так, таким, какой он есть. И ничего не надо делать с собой, для того чтобы быть любимым. Можно оказаться слабым, проигравшим, необязательно быть правильным и заметным. В сказке можно просто ждать, надеяться и верить в то, что случится что-то хорошее. Тропинка.Этот образ символизирует движение — как нечто противоположное замиранию, застыванию, фиксации на чем-либо. Это образ надежды, новизны и чего-то, что может свершиться. Любая дорога метафорически восходит к течению времени, к жизненному пути. Так и тропинка, маленькая, личная дорожка, является образом самостоятельности, символом избавления от забот одиночества.
Применяя образ тропинки, можно заметить, что у клиента изменяются движения глаз и дыхание, расслабляются плечи и ноги и т.д. Человеку становится легко, потому что, с одной стороны, он неподвижен, сидит на стуле, а с другой стороны, понимает, что в ином ментальном, знаковом пространстве скрыта возможность движения.
Превращение. Символизирует возможность полного обновления и обретения другого тела, другого дыхания. Превратиться в какого-либо персонажа — значит идентифицироваться с ним, стать таким, как он. Буквально: встать на его точку зрения, «влезть в его шкуру». Это важнейшее средство выхода из привычного образа, избавления от того, что навязло и держит своей обыденностью.
Терапевтическая сказка позволяет идентифицироваться с разными персонажами, и в этом ее главная ценность. Человек в своем воображении превращается в каждый сказочный образ и в результате выносит из сказки ее легкость и волшебство, способности всех сказочных героев и совершенно сказочную возможность за-
снутъ, положив кулак под голову, а потом проснуться и получить ответ на самые сложные вопросы. Еще одно значение превращения — это исчезновение и возможность спрятаться и отдохнуть, быть нигде и никем, находиться в состоянии донашивания и деформирования.
Полет. Означает состояние, противоположное связанности, фиксированности. Находиться в состоянии полета значит быть сверху, ни к чему не привязанным, владеть всем и видеть все, что находится внизу. Это расправленность, свобода направления и высоты. Расслабление изнутри, снятие напряжения, зажимов, легкость. Свобода дыхания. Освобождение от силы тяжести, от привычек, обязательств, долгов. Можно летать во сне и летать от счастья. Особенно полезно летать тем, кто якобы «рожден ползать». Расправление крыльев, лопаток, ключиц и плеч дает избавление от тревоги. Полет — это профилактика падений и ошибок. Карта.Первое значение этого гипнотерапев-тического образа — волшебный инструмент, открывающий глазу нечто, что может менять масштаб. Глазу передается структура, детали, секреты той плоскости, на которую он смотрит. Второе значение — это состояние ясной рефлексии, отвлечение от своих чувств. Собранность и точный просчет ходов. Третье значение — это возможность планировать ситуацию, простраиватъ будущее.
Шар. Шар ассоциируется с совершенной формой и возможностью ее потери, когда шар спускается. Восстановление и приобретение формы. Другое значение шара — нечто, собирающее и отдающее энергию. Шарик, шар — аналог точки, искорки, отдельного мазка, то малое, что может превратиться в большое.
Зеркало. Встреча с самим собой. Решимость увидеть самого себя и готовность выдержать все, что может быть связано с этой встречей; возможность открыть свои новые лица. Волшебное зеркало уводит за край обыденности, показывает другое «Я» — мое, но с иными возможностями. Зеркало — волшебная, дальняя дорога, туннель. Игра с зеркалами — это в каком-то смысле игра с памятью, игра с возможностями, с иным
сознанием или бытием. Зеркало — это образ психотерапии и возможности меняться, метафора превращений и возвращения к себе.
Образ зеркала выражает ясность видения мира и себя в нем. Стоит протереть зеркало, как жизнь становится чище. Через чистое восприятие чище становятся память, чувства и отношения. Зеркало может быть яснее, чем реальность, может гримасничать, быть кривым. Тем самым оно преобразует реальность, оживляет ее или делает почти невыносимой».
Выбор символов для работы с клиентом
Как видите, даже два вышеприведенных списка (даже — потому что далее будет еще один список) содержат и необходимое, и достаточное для осуществления ПК количество символов. Но, разумеется, не все из них могут и должны быть использованы. По мнению Р. Ассад-жоли («Психосинтез»), главной задачей в работе с символами является выбор тех из них, которые сразу или после нескольких пробных экспериментов оказываются наиболее полезными и плодотворными для саморазвития. Причем на различных стадиях собственного роста также должны использоваться разные группы символов.
Как же выбрать символ для работы над собой? Р. Ас-саджоли утверждает, что главное здесь то, чтобы выбор символа опирался, а сам символ отражал конкретно стоящую задачу или имеющуюся у вас проблему. В качестве же более конкретных рекомендаций данный автор отмечает следующие (По Р. Ассаджоли. «Психосинтез»).
Одни символы (например, море или гора) четко связаны с проблемами роста; другие же — общечеловеческие символы — пригодны для решения определенных задач социальной жизни. Помимо индивидуальных необходимо обязательно использовать стандартные символы — по крайней мере, один или два из каждой из вышеописанных категорий первого списка символов.
Животные символы могут быть, по мнению Р. Ассаджоли, использованы как в диагностических целях (с каким конкретным животным вы себя отождествляете),
так и в качестве средства для пробуждения некоторых необходимых психологических черт. В качестве примера он приводит методику Ленера, в которой человека просят представить себя на лугу смотрящим на лес и ожидающим появления оттуда какого-нибудь животного. То, какое животное возникнет из бессознательного пациента, дает возможность сделать вывод о его психологических характеристиках — тех, которые представлены обычно ассоциируемыми с этим животным (например, лев — мощь и сила; крыса — хитрость и злобность).
В этой связи вместо популярного общечеловеческого символа автомобиля (в НЛП мы часто сравниваем человека с водителем автобуса, который завел его, тронул с места, а после пересел на заднее сидение и как бы стал пассажиром неуправляемого автобуса своей жизни...), Р. Ассаджоли предлагает использовать символ лошади, который в отличие от автомобиля подразумевает стадиальность: вначале — дикая лошадь, затем — ее обуздание, а далее — ее использование человеком и ее привязанность к человеку. Отношение к лошади, по мнению отца психосинтеза, может символизировать характер отношения к своему физическому телу, где «правильным» будет овладение им, а не насилие и осуждение телесности.
Помимо этого Р. Ассаджоли указывает на очень бога-тиые возможности использования символа дверей, поскольку этот символ обычно означает вход в новую жизнь, или в новый жизненный цикл. Один из способов использования этого символа, на который указывает данный автор, заключается в том, чтобы представить дверь (в стене или здании — в зависимости от ситуации), а на ней начертать в воображении слово, с которым связана проблема, (например, «страх», «тревога», «беспокойство», «сомнение» и т.п.) или же (на стадии развития) слова, имеющие положительное значение («надежда», «мир», «любовь» или даже «просветление»). Затем следует просто мысленно открыть эту дверь. То, что находится за ней, иногда имеет очень глубокий смысл.
Наконец, по Р. Ассаджоли весьма полезным классом символов являются детские символы, которые относятся к до-невротической или до-психотической стадии состояния
человека. Это позволяет установить связь с его нормальной частью (которая в настоящее время скрыта или погружена в невротический или психотический поток); вступить с ней в контакт; дать возможность выразиться и оказать поддержку. Здесь он рекомендует использовать такие образы раннего детства (но конечно же, вызывающие положительные чувства) как Новый год или Рождество, карусель и воздушные шары, любые игрушки, песенки из детского репертуара и т.п. (разумеется, на основании вашего лексикона и образов, почерпнутых из вашей же собственной биографии).
Создание личностной метафоры
Однако главное в выбранном вами для работы с клиентом символе должно заключаться в том, чтобы он, во-первых, был действительно его собственным — пусть даже и отобранным из предложенного списка. А во-вторых — соответствовал проблеме, которая в данный момент является действительно актуальной для клиента. То есть был внутренней метафорой проблемного пространства (или пространства развития): его и/или ситуации — а еще, возможно, жизни и мира вообще.
Как обнаружить внутреннюю (личностную) метафору клиента? Самым простым способом здесь является техника вызывания личностной метаформы — многократное задавание вопроса: «Ты как кто (в этих условиях и обстоятельствах)?» (в этом случае вы выходите на метафору самоидентичности) и «На что похожа эта ситуация — какую ее аналогию могло бы предложить твое бессознательное?» (а тут вы можете получить метафору ситуации). Лучше всего задавать этот (эти) вопросы тогда, когда клиент пребывает в расслабленно-медитативном состоянии сознания. И не торопить ответ, а ждать того, что «всплывет» само. Предложите ему представить, например, что он телезритель, который включил телевизор и ждет, пока тот нагреется; причем точно знает, что сейчас возникнет изображение, но даже не догадывается — какое. Наиболее продуктивными являются визуальные символы, хотя нет никаких ограни-
чений в том, чтобы использовать кинестетические и даже аудиальные метафоры.
Однако этот несколько «вольный» или, так сказать, неформальный способ поиска соответствующей личностной метафоры не всегда срабатывает. В этом случае мы обычно прибегаем к «формализованному» поиску — с помощью психотехнологии, описанной в книге Р. Шермана и Н. Фредмана «Структурированные техники семейной и супружеской психотерапии» — техники формализации личностной метафоры.
Суть этой психотехнологии довольно проста, что, однако, не снижает ее психодиагностических и психотерапевтических возможностей. Созданная в 1984 году Э. Коуэнигсберг, она представляет собой просто систему незавершенных предложений, как бы инициирующих внутренние метафоры — например, в этой ситуации (или с этой проблемой):
Если бы я был транспортным средством, я был бы...
Если бы я был автомобилем, я был бы...
Если бы я был погодой, я был бы...
И, как говорится, и т.д. В качестве других аналогий для создания внутренней метафоры могут быть использованы следующие:
время года, время дня, цвет, цветок, плод, область местности, литературный персонаж, исторический деятель, хозяйственный инструмент, оружие, музыкальный инструмент и опять-таки и т.д.
Однако учтите, что если вы даже определили личностную метафору, адекватную или релевантную ситуации или аспекту идентичности клиента (например, «револьвер» — это как если бы он был оружием), обязательно уточните ее (метафоры) смысл, задав вопрос: «Какой?». Информация для размышления и работы может мгновенно увеличиться буквально на порядок (например, окажется, что револьвер его со сломанным курком и забитым грязью дулом). Выбирайте внутреннюю метафору, которая, по вашему мнению, лучше всего передает проблемное пространство, и начинайте работать с ней.
Работа с личностной метафорой
Как именно работать? Да, в общем-то, как угодно, развивая или видоизменяя «сюжет» метафоры и «параметры» символа. Например, в вышеописанном случае вы можете предложить клиенту мысленно «отремонтировать» револьвер — самому или, если не получится, с помощью Мастера. Однако вы должны быть готовы к тому, что сразу может и не получиться. Ибо за любым, на первый взгляд, невинным символом могут скрываться очень серьезные неосознаваемые проблемы бессознательного, и только когда они будут разрешены, внутренняя метафора буквально соизволит измениться в лучшую сторону — разумеется, при вашем деятельном участии. Кстати, если вы предварительно проанализируете значение символа, то получите очень любопытный психодиагностический материал. Например, револьвер — это опасный, стреляющий, скрывающий свою убойную силу в себе, полезный только для «военных» действий предмет, в то время как, например, нож — предмет тоже опасный, но режущий, острый, а также могущий быть полезным. То есть просто характеристика личности вашего клиента — точнее, одной из ее сторон...
Направления видоизменения личностной метафоры вам не обязательно придумывать самому. Ведь все то, что было описано ранее, представляет собой прямые подсказки, и, избранный вами символ, вы, во-первых, можете «включить» в пространство универсальных метафорических образов Л. Кроля, отправив его в сказку или дав ему возможность идти по тропинке. Во-вторых, же просто воспользоваться «жевательной резинкой консультирования» для «раскрутки» и трансформации символа.
Все, что вам здесь надо — так это знать принципы работы с символами и внутренними метафорами (их образами), которыми следует руководствоваться (По: В. Стюарт. «Использование символов в психологическом консультировании »).
1. Принцип конфронтации,каковой побуждает клиента быть смелым и противостоять образам, которые вызывают тревогу. Успешное противостояние
ведет к трансформации и устранению тревоги. Пугающая символическая фигура обычно является частью самого себя.
2. Принцип трансформации,по которому допускается превращение пугающего объекта в нечто более приемлемое. Причем это не просто способ справиться с «неприятностью» — новый объект часто демонстрирует значительный психологический рост (здесь вы, кстати, можете предложить клиенту использовать любые «магические» устройства типа волшебной палочки).
3. Принцип кормления,согласно которому там, где конфронтация не подходит или неприемлема, клиент может просто накормить пугающую фигуру, чтобы та сделалась ленивой и сонной.
4. Принцип примирения,каковой дает ему возможность стать другом враждебной символической фигуры, обращаясь к ней и прикасаясь к ней.
5. Принцип магической жидкости,по которому ручей или река представляют собой поток психической энергии и потенциал эмоционального развития, а значит купание в реке или питье из нее часто оказывается целебным; ну а купание в море вообще может значить и сделать очень и очень многое.
6. Принцип изнурения и убийства,каковой следует применять в исключительных случаях, потому что очень часто это представляет собой нападение на Сущность клиента.
Базовые символы структурированной символдрамы
Вышеупомянутый В. Стюарт, предложил свой — жестко структурированный набор символов, которые в данном подходе рассматриваются как темы для исследования и переработки. Здесь предлагается использовать следующие восемнадцать тем (По: В. Стюарт. «Работа с образами и символами в психологическом консультировании»).
Книга Пещера Вместилище
Дом Дракон Лев
Луг Гора Розовый куст
Субличности Спящая Красавица Река
Пустыня Меч Вулкан
Ведьма/колдун Ментор Лес
Темы эти могут использоваться двумя способами: им можно позволить возникать спонтанно или вы будете осознанно побуждать клиента работать с ними. Годятся оба метода, ибо главное — это чтобы все эти темы были исследованы и проработаны.
18 тем структурированной символдрамы разделяются на три уровня следующим образом:
Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Луг Книга Лев
Река Пещера Субличности
Гора Вместилище Спящая Красавица
Дом Меч Вулкан
Лес Дракон Пустыня
Розовый куст Ментор Ведьма/колдун
На данные три уровня (в общем-то сложности) эти темы разделены потому, что некоторые из них (пещера, лес или Спящая Красавица) имеют дело с весьма глубокими областями бессознательного, и чтобы исследовать эти символы, требуется опыт и понимание, которое возникает после проработки первых двух уровней. Впрочем, это рекомендация, а не безоговорочное правило, которое никогда не следует нарушать.
Удобным способом начала структурированной символдрамы по В. Стюарту может явиться следующее «введение» в нее через тему «Луг» (По: В. Стюарт. «Работа с образами и символами в психологическом консультировании», с. 37).
Вообразите «себя где-нибудь на прекрасном лугу; где-нибудь в известном вам месте, или вы можете создать его в своем воображении. Сейчас теплый солнечный день, вторая половина дня, дует легкий ветерок и вы ощущаете мир и комфорт. Вы осматриваетесь и где-то слышите шум реки, вода звенит по камням, прокладывая
путь через луг. Когда вы смотрите вокруг, вы видите лес, гору и дом. Вам нравится это место, вы чувствуете себя счастливым и решаете прилечь на траву. Вы смотрите наверх, в голубое небо и наблюдаете за пушистыми белыми облаками, медленно плывущими по небу. Вы слушаете жужжание насекомых и пение птиц, слышите шелест травы, колеблемой ветерком. Вы чувствуете сонливость и начинаете грезить наяву. Что проходит через ваш разум?»
По мнению В. Стюарта, этот не имеющий конца вопрос помогает поместить свое «я» в смягченную рамку разума и повышает ощущение того, что вы контролируете ситуацию. Образы, которые обнаруживаются далее, будут влиять на пут^ь, по которому пойдет весь сеанс символдрамы.
Упражнение 164.
-►Расскажите кому-то о
— роли и значении символов в жизни человека
— использовании символов в нейролингвистиче-
ском программировании.
Упражнение 165.
-►Внимательно изучите списки символов Р. Ассад-жоли и Л. Кроля, отметив наиболее близкие вам в контексте стоящих перед вами проблем.
Упражнение 166.
-►Поработайте по отдельности с отмеченными вами символами Р. Ассаджоли, не используя какой-либо формальной психотехнологии, а просто наблюдая, как они спонтанно изменяются.
Упражнение 167.
-►Выберите один из созвучных вам символов Р. Ассаджоли и отправьте его в адекватный универсальный метафорический образ Л. Кроля (или «сопрягите» их так, чтобы первый символ стал изменяться).
Упражнение 168.
-►Осуществите работу с каким-либо близким и отражающим ваши проблемы символом по схеме «жева-тельной резинки консультирования».
Упражнение 169.
-►Создайте свою собственную внутреннюю метафору и трансформируйте ее любым из уже известных вам способов.
Упражнение 170.
-►Найдите время, для того чтобы «всласть побродить» по темам структурированной символдрамы Р. Стюарта.
Глава 4. Определение смысла жизни и миссии человека
Прояснение жизни клиента
Если всего вышеописанного в трех предыдущих разделах оказалось все-таки недостаточным для того, чтобы решить «экзистенциальные» проблемы клиента, рекомендуем вам воспользоваться техникой прояснения собственной жизни (при ее создании мы использовали некоторые положения Д. Линн, автора книги «В поисках видений»). Техника это как раз и позволяет (правда, только в первом приближении) как бы определить главную тему, красной линией проходящей через всю жизнедеятельность вашего клиента — лейтмотив его собственной жизни.
Займите мета-позицию и как бы станьте свидетелем своей жизни. Просмотрите ее от начала и до настоящего момента, но объективно и беспристрастно, воздерживаясь от любых оценочных суждений. И попробуйте ответить на следующие семь групп вопросов:
• Какие ситуации и проблемы настойчиво повторялись в вашей жизни?
• Что было в ней действительно важно? Какие события явились главными? Что послужило «.поворотными пунктами», определившими вашу жизнь?
• Какова главная тема вашей жизни? Какие мотивы были в ней постоянными? С чем вы непрерывно сталкивались и сражались? Чего страшились? К чему, наоборот, все гда стремились? И чего хотели?
• Какова ваша суть? И в чем ваша уникальность? Если вы припомните и перечислите все те моменты своей жизни, в которых чувствовали себя сильным (или те сферы жизнедеятельности, в которых оказывались триумфатором), не найдется ли общая тема, пронизывающая все эти моменты и области — проявление вашей истинной Сущности?
• Где вы находитесь в своей жизни сейчас — физически, эмоционально и духовно? Все еще в начале? В середине? Или уже в конце? А сопоставимо ли это с количеством лет, которые вы прожили? И тем временем, которое у вас осталось?
• Кем вы себя чувствуете и ощущаете в своей жизни — в каждой из ее сфер и областей ? Вы все еще Ребенок (несчастный или счастливый)? Уже Взрослый? Или только лишь Родитель (для своих домочадцев, подчиненных и т.п.)? Кем вы вынуждены быть и в качестве кого — выступать? А кем вы хотите себя чувствовать и ощущать?
• Каковой вам представляется цель вашей жизни? Что вы всегда мечтали осуществить (и почему не сделали этого)? Что имеет для вас действительно большое значение? А что вы привычно откладываете на потом? И что вы вообще хотите сделать со своей жизнью?
И еще три группы вопросов — уже более простых:
• Каковы ваши способности и таланты! Приме
няете ли вы их для того, чтобы сделать свою
жизнь лучше!
• Делаете ли вы то, что действительно всегда хотели делать? Если нет, то кто или что мешает вам начать это делать?
• Любите ли вы свою работу? Если нет, то делали вы. хоть какие-то попытки изменить положение дел? Или хотя бы пробовали полюбить то, чем вы занимаетесь?
Создание нового образа будущего
Психотехнология прояснения жизни зачастую позволяет почти сразу (но лучше — на следующем сеансе) приступить к планированию будущей жизни клиента с помощью довольно несложной техники «будущая жизнь». Заключается она в последовательных ответах клиентах на следующие вопросы:
1. Какой я хочу видеть свою жизнь...
...завтра?
...через неделю?
...через месяц?
...через год?
...через пять лет?
...через десять лет?
...к середине своей жизни?
... к ее (жизни) концу?
2. Кем я хочу быть сегодня?
3. Кем я хочу стать через несколько лет?
4. Какие способности я имею, чтобы стать таким?
5. Какие препятствия могут возникнуть на моем пути?
6. Что я собираюсь делать по использованию своих способностей и возможностей?
7. А что я собираюсь делать со своими препятствиями и ограничениями?
8. Какие дела я
• хотел бы
• должен был бы
сделать, если бы узнал, что жить мне осталось...
Хотел бы. 10 лет Должен бы
Хотел бы. 1 год Должен бы
Хотел бы. 1 месяц Должен бы Хотел бы 1 неделю Должен бы
У смерти на краю
Если ваш клиент так и не смог уловить некий лейтмотив собственной жизнедеятельности, никто не препятствует вам углубить его осознание Смысла с помощью нижеописанных и весьма своеобразных психотехнологий.
Так уж получилось, что пресловутые экзистенциалисты первыми опубликовали и обнародовали тот довольно-таки простой факт, что к пониманию Смысла собственной жизни мы чаще всего приходим в неких экзистенциальных же ситуациях, обычно сопряженных с реальностью смерти и осознания конечности земного существования. Подобные ситуации дарят нам воистину пиковые переживания, намного превосходящие моменты обыденного восприятия.
Существует несколько способов психологической работы по открытию смысла. Но во всех этих способах с помощью воображения вы просто представляете себе пиковые события, которые позволят вам резко расширить перспективу своей жизни. А поскольку самым пиковым из них, безусловно, является смерть, именно на моделировании этого печального события и построены три нижеприведенных техники. Ибо часто только понимание быстротечности жизни позволяет нам действительно жить — нет, не «на всю катушку» или «во все тяжкие», но с полным осознаванием своего места и предназначения. На основании Смысла, который обретает наша жизнь...
Первая из рекомендуемых нами техник постижения Смысла и Предназначения — техника визуализации сцены похорон — предложена С. Кови в его книге «Семь навыков высокоэффективных людей». В авторском изложении она выглядит так (с. 122—123):
«Представьте себе, что вы отправляетесь на похороны близкого вам человека. Вот вы подъезжаете к залу для прощальной церемонии или к церкви, паркуете машину и выходите из нее. Вы входите внутрь, видите
цветы, слышите негромкую органную музыку. Вы видите лица родных и друзей умершего. Вы чувствуете, что сердца присутствующих излучают общую горечь утраты и волнующую близость к тому, кто ушел. Вот вы проходите вперед, заглядываете в гроб и внезапно видите там самого себя. Это ваши похороны, которые происходят тремя годами позже. Все эти люди пришли сюда почтить вашу память, выразить свою любовь и признательность за прожитую вами жизнь. Вот вы садитесь на скамью и в ожидании траурной церемонии просматриваете оказавшуюся у вас в руках программку. Ожидаются четыре выступления. Первым выступающим будет кто-то из членов вашей семьи или из родственников, приехавших со всех концов страны, — муж: или жена, один из ваших детей, братьев, сестер или племянников, ваша тетя или дядя, двоюродный брат или сестра, дедушка или бабушка. Вторым выступит один из ваших друзей — тот, кто сможет рассказать, каким вы были человеком. Третий выступающий — сослуживец, ваш коллега по профессии. А четвертый — представитель вашей церкви или какой-то общественной организации, в которой вы состояли. А теперь серьезно подумайте. Какие слова о себе и своей жизни вы хотели бы услышать от каждого из выступающих? Каким мужем или женой, отцом или матерью предстанете вы. в их выступлениях? Каким сыном или дочерью, братом или сестрой? Каким другом? Каким коллегой по работе?
Какими характеристиками вы бы хотели обладать в их представлении? Какие ваши дела и достижения вы бы хотели запечатлеть в их памяти?Внимательно посмотрите на окружающих вас людей. Какой след хотели бы вы оставить в их жизни?
Обязательно посвятите несколько минут тому, чтобы записать свои ответы на поставленные вопросы, а также мысли и впечатления в связи с этим упражнением».
Две другие техники — техника сцены смертного ложа и техника вашего последнего часа — представлены в весьма интересной вам книге «Рожденные выигрывать»
М. Джеймс и Д. Джонгвард. И мы с удовольствием приводим их собственное изложение данных техник, за исключением выделения курсивом «чисто технических» мест, каковое было осуществлено нами (с. 279—280). «Найдите тихое место, где вам не смогут помешать. Представьте, что вы уже очень пожилой человек и находитесь на смертном одре. Ваша жизнь мысленно проходит перед вами. Закройте глаза. Спроецируйте вашу жизненную драму на воображаемый экран перед вами. Следите за ней с самого ее начала до настоящего момента. Не спешите. После этого опыта рассмотрите вопросы:
• Какие воспоминания были для Вас наиболее болезненными? Какие самыми приятными?
• Какие обязательства, переживания и достижения придают смысл вашей жизни?
• Испытали ли Вы сожаление о чем-либо? Если да, что Вы могли бы сделать иначе? Что Вы можете сделать иначе теперь?
• Не хотели бы Вы находиться рядом с кем-нибудь больше или меньше времени?
• Не был ли Ваш выбор не осознаваем вами ранее? Или, возможно, Вы просто боялись сделать его?
• Вы. обнаружили то, что Вы цените? Ваши ценности оказались такими, какими Вы хотели?
• Вы обнаружили что-либо, что Вы хотели бы теперь изменить?..
Теперь взгляните на вашу жизнь с другой стороны (и учтите, что это уже другая техника). Вообразите, что вам остался час жизни и вы можете провести его с кем только угодно.
• Кого бы Вы хотели видеть около себя?
• Как и где Вы бы хотели провести этот последний час?
• Этот человек (люди) знает о Ваших чувствах к нему?»
Смысл нашего рождения
Существует еще одно в полном смысле этого слова экзистенциальное событие: наше рождение. Да, конечно же, мы прочно забыли все, что с ним было связано, но, как показывают эксперименты с Измененными Состояниями Сознания, забыли только на сознательном уровне. И даже не то, чтобы забыли, а просто не можем воспроизвести запись всех обстоятельств вашего появления на свет: запись, которая надежно хранится в нашем бессознательном. Так вот, на моделировании ситуации предшествующего рождению зачатия основана еще одна весьма сложная, но фантастически богатая возможностями психотехнология постижения Смысла и Предназначения, каковую мы обнаружили в книге В. Козлова «Истоки осознания»,— техника визуализации зачатия. Попробуйте «в гипнотическом режиме» прочитать нижеприведенный текст, и очень может быть что ваш клиент обретет некоторые весьма ценные идеи и озарения по поводу того, зачем ему дана его жизнь...
Под спокойную, медитативную музыку лягте на пол, положив рядом с собой листок бумаги и карандаш. Закройте глаза. Расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Позвольте себе расслабиться глубоко — умственно, физически и эмоционально.
Далее делайте визуализацию по нижеприведенному тексту.
Увидьте себя бестелесным духом, божественным существом из Света и Любви, плывущим через Вселенную. Не пытайтесь «вспомнить» — ваш рассудок помешает вам, просто сделайте это, используя те специальные эффекты, которые вы, например, видели в фильмах Спилберга.
И вот вы, свободный дух, вне времени и пространства. И пора выбрать новую физическую форму. Это время вашего физического зачатия. Вы исследуете бесконечную, мудрую Вселенную, идеальные условия этой жизни, совершенных людей, совершенные места и вещи, чтобы ими окружить себя так, чтобы вы могли жить
прекрасной жизнью. Научиться тому, чему вы хотите здесь научиться. Учить тому, чем вы хотите поделиться...
Вы исследовали все и выбираете планету вашего рождения, а именно — Землю... Почему Земля? Завершите суждение: «Причина, по которой я выбрал прийти на Землю, была...» и после его визуализации запишите первую мысль, которая пришла вам в голову! Теперь увидьте, как вы выбираете конкретное место... Какая страна? Почему? Какой город? Какое'селение? Какая деревня? Почему? Какая нация? Почему? Какая религия? Почему? Какая мать? Почему? Какой отец? Почему? Рассмотрите все эти причины внимательно...
Какие братья и сестры? Почему?А как насчет бабушек и дедушек? Какие болезни были в вашей семье? Что творилось в мире? Была ли война? Мир? Экономический кризис?
И вот наступает время вашего зачатия. Вы выбрали правильные условия для вашей жизни. Вы видите, как вы готовы спуститься в тело, воплотиться в теле...
Вы видите своих родителей, занимающихся любовью? Что думает ваш отец? Что думает ваша мать? И что думаете вы, когда ваше сознание входит в чрево вашей матери? Закончите эти фразы: Причина, по которой я выбрал быть живым,— ...Цель моей Жизни — это... То, чему я пришел научиться, — это... То, что я несу людям, — это...».
Настоящее ради будущего