Символы творений человека

Мост, канал, резервуар, тоннель, флаг, фонтан, ма­як, свеча, дорога, тропинка, стена, дверь, дом, замок, ступеньки, лестница, зеркало, сундук, меч и т.д.

5. Религиозные и мифологические символы:

а) универсальные и западные религиозные символы:
Бог, Христос, Богоматерь, ангелы, дьявол, свя­
тые или праведники, священник, монах, монахи­
ня, воскрешение, ад, чистилище, небеса, чаша
Грааля, храм, церковь, часовня, крест;

б) восточная символика: Брахма, Вишну, Шива,
Будда и т.д.;

в) мифологические символы — языческие боги и бо­
гини и герои: Аполлон, музы (искусства и нау­
ки), три грации (в частности, как символы жен­
ственности в ее утонченном смысле), Венера,
Диана (как символ женщины, отвергающей свою
женственность), Орфей, Дионис, Геркулес, Вул­
кан, Плутон, Сатурн, Марс, Меркурий, Юпитер,
Один, Зигфрид, Брунгилада, Валъхалла, Нибелун-
ги, Валькирии и т.д.

6. Абстрактные символы:

а) цифры: в пифагорейском смысле, например, еди­
ница символизирует единство; двойка — поляр­
ность, тройка — взаимосвязь и т.д.;

б) геометрические символы: двумерные — точка,
круг, крест (разнообразной формы — вроде ма­
тематического знака «плюс», христианского
креста, креста Св. Андрея или знака умноже­
ния) равносторонний треугольник, квадрат,
ромб, звезда (пятиконечная, шестиконечная и
т.д.); трехмерные — сфера, конус, куб; нисходя­
щая (или восходящая) спираль и т.д.

7. Индивидуальные или спонтанные символы.
Такие символы возникают в ходе сознательной рабо­
ты или самопроизвольно в сновидениях, грезах и т.дл

Основные символы интегративной гипнотерапии

Л. Кроль, директор Института Групповой и Семей­ной Терапии и одновременно основатель так называемой интегративной гипнотерапии, несколько «укрупнил» проблему символов. В своей книге «Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии» он использует понятие «универсальные метафорические образы». И отмечает, что кроме метафор, созданных для данного конкретного человека, в своей работе использует повторяющиеся об­разы, которые представляют собой общее пространство смыслов и являются своеобразными универсальными знаками-сообщениями. В качестве таковых универсаль­ных метафорических образов Л. Кроль выделяет сле­дующие (По: Л. Кроль «Образы и метафоры в интег­ративной гипнотерапии», с. 26—28).

«Сказка. Это образ, принадлежащий и взрослому миру, и миру ребенка. И в наведении, и в беседе он помо­гает вывести человека из его «ожидаемой сейчас» ре­альности в пространство, где возможны случайность и изменение, где происходит воскрешение веры в чудо. Сказка завораживает. И эта завороженность проти­воположна обычному «прыгающему» состоянию созна­ния, когда оно мечется между многими заботами.

Сказка уводит из этого состояния, создает атмосферу защищенности. Она, как магическое зеркало, содержит целый мир, где сложное становится простым, а простое легко превращается в сложное. Само слово «сказка» вы­зывает ресурсное состояние покоя и безоблачности. В сказке героя любят просто так, таким, какой он есть. И ничего не надо делать с собой, для того чтобы быть любимым. Можно оказаться слабым, проигравшим, не­обязательно быть правильным и заметным. В сказке можно просто ждать, надеяться и верить в то, что случится что-то хорошее. Тропинка.Этот образ сим­волизирует движение — как нечто противоположное замиранию, застыванию, фиксации на чем-либо. Это образ надежды, новизны и чего-то, что может свер­шиться. Любая дорога метафорически восходит к те­чению времени, к жизненному пути. Так и тропинка, маленькая, личная дорожка, является образом само­стоятельности, символом избавления от забот одино­чества.

Применяя образ тропинки, можно заметить, что у клиента изменяются движения глаз и дыхание, рас­слабляются плечи и ноги и т.д. Человеку становится легко, потому что, с одной стороны, он неподвижен, си­дит на стуле, а с другой стороны, понимает, что в ином ментальном, знаковом пространстве скрыта возможность движения.

Превращение. Символизирует возможность полного обновления и обретения другого тела, другого дыхания. Превратиться в какого-либо персонажа — значит иден­тифицироваться с ним, стать таким, как он. Букваль­но: встать на его точку зрения, «влезть в его шкуру». Это важнейшее средство выхода из привычного образа, избавления от того, что навязло и держит своей обы­денностью.

Терапевтическая сказка позволяет идентифициро­ваться с разными персонажами, и в этом ее главная ценность. Человек в своем воображении превращается в каждый сказочный образ и в результате выносит из сказки ее легкость и волшебство, способности всех ска­зочных героев и совершенно сказочную возможность за-

снутъ, положив кулак под голову, а потом проснуться и получить ответ на самые сложные вопросы. Еще одно значение превращения — это исчезновение и возмож­ность спрятаться и отдохнуть, быть нигде и никем, находиться в состоянии донашивания и деформирования.

Полет. Означает состояние, противоположное свя­занности, фиксированности. Находиться в состоянии полета значит быть сверху, ни к чему не привязан­ным, владеть всем и видеть все, что находится внизу. Это расправленность, свобода направления и высоты. Расслабление изнутри, снятие напряжения, зажимов, легкость. Свобода дыхания. Освобождение от силы тя­жести, от привычек, обязательств, долгов. Можно ле­тать во сне и летать от счастья. Особенно полезно летать тем, кто якобы «рожден ползать». Расправле­ние крыльев, лопаток, ключиц и плеч дает избавление от тревоги. Полет — это профилактика падений и ошибок. Карта.Первое значение этого гипнотерапев-тического образа — волшебный инструмент, откры­вающий глазу нечто, что может менять масштаб. Глазу передается структура, детали, секреты той плоскости, на которую он смотрит. Второе значение — это состояние ясной рефлексии, отвлечение от своих чувств. Собранность и точный просчет ходов. Третье значение — это возможность планировать ситуацию, простраиватъ будущее.

Шар. Шар ассоциируется с совершенной формой и возможностью ее потери, когда шар спускается. Вос­становление и приобретение формы. Другое значение шара — нечто, собирающее и отдающее энергию. Ша­рик, шар — аналог точки, искорки, отдельного мазка, то малое, что может превратиться в большое.

Зеркало. Встреча с самим собой. Решимость уви­деть самого себя и готовность выдержать все, что мо­жет быть связано с этой встречей; возможность от­крыть свои новые лица. Волшебное зеркало уводит за край обыденности, показывает другое «Я» — мое, но с иными возможностями. Зеркало — волшебная, дальняя дорога, туннель. Игра с зеркалами — это в каком-то смысле игра с памятью, игра с возможностями, с иным

сознанием или бытием. Зеркало — это образ психоте­рапии и возможности меняться, метафора превраще­ний и возвращения к себе.

Образ зеркала выражает ясность видения мира и себя в нем. Стоит протереть зеркало, как жизнь ста­новится чище. Через чистое восприятие чище стано­вятся память, чувства и отношения. Зеркало может быть яснее, чем реальность, может гримасничать, быть кривым. Тем самым оно преобразует реальность, оживляет ее или делает почти невыносимой».

Выбор символов для работы с клиентом

Как видите, даже два вышеприведенных списка (да­же — потому что далее будет еще один список) содержат и необходимое, и достаточное для осуществления ПК количество символов. Но, разумеется, не все из них мо­гут и должны быть использованы. По мнению Р. Ассад-жоли («Психосинтез»), главной задачей в работе с сим­волами является выбор тех из них, которые сразу или после нескольких пробных экспериментов оказываются наиболее полезными и плодотворными для саморазви­тия. Причем на различных стадиях собственного роста также должны использоваться разные группы символов.

Как же выбрать символ для работы над собой? Р. Ас-саджоли утверждает, что главное здесь то, чтобы выбор символа опирался, а сам символ отражал конкретно стоящую задачу или имеющуюся у вас проблему. В ка­честве же более конкретных рекомендаций данный автор отмечает следующие (По Р. Ассаджоли. «Психосинтез»).

Одни символы (например, море или гора) четко свя­заны с проблемами роста; другие же — общечеловеческие символы — пригодны для решения определенных задач социальной жизни. Помимо индивидуальных необходи­мо обязательно использовать стандартные символы — по крайней мере, один или два из каждой из вышеописан­ных категорий первого списка символов.

Животные символы могут быть, по мнению Р. Ас­саджоли, использованы как в диагностических целях (с каким конкретным животным вы себя отождествляете),

так и в качестве средства для пробуждения некоторых необходимых психологических черт. В качестве примера он приводит методику Ленера, в которой человека про­сят представить себя на лугу смотрящим на лес и ожи­дающим появления оттуда какого-нибудь животного. То, какое животное возникнет из бессознательного пациента, дает возможность сделать вывод о его психологических характеристиках — тех, которые представлены обычно ассоциируемыми с этим животным (например, лев — мощь и сила; крыса — хитрость и злобность).

В этой связи вместо популярного общечеловеческого символа автомобиля (в НЛП мы часто сравниваем чело­века с водителем автобуса, который завел его, тронул с места, а после пересел на заднее сидение и как бы стал пассажиром неуправляемого автобуса своей жизни...), Р. Ассаджоли предлагает использовать символ лошади, который в отличие от автомобиля подразумевает ста­диальность: вначале — дикая лошадь, затем — ее обузда­ние, а далее — ее использование человеком и ее привя­занность к человеку. Отношение к лошади, по мнению отца психосинтеза, может символизировать характер от­ношения к своему физическому телу, где «правильным» будет овладение им, а не насилие и осуждение телесности.

Помимо этого Р. Ассаджоли указывает на очень бога-тиые возможности использования символа дверей, по­скольку этот символ обычно означает вход в новую жизнь, или в новый жизненный цикл. Один из способов использования этого символа, на который указывает данный автор, заключается в том, чтобы представить дверь (в стене или здании — в зависимости от ситуации), а на ней начертать в воображении слово, с которым свя­зана проблема, (например, «страх», «тревога», «беспо­койство», «сомнение» и т.п.) или же (на стадии разви­тия) слова, имеющие положительное значение («надеж­да», «мир», «любовь» или даже «просветление»). Затем следует просто мысленно открыть эту дверь. То, что на­ходится за ней, иногда имеет очень глубокий смысл.

Наконец, по Р. Ассаджоли весьма полезным классом символов являются детские символы, которые относятся к до-невротической или до-психотической стадии состояния

человека. Это позволяет установить связь с его нормаль­ной частью (которая в настоящее время скрыта или по­гружена в невротический или психотический поток); вступить с ней в контакт; дать возможность выразиться и оказать поддержку. Здесь он рекомендует использо­вать такие образы раннего детства (но конечно же, вызы­вающие положительные чувства) как Новый год или Ро­ждество, карусель и воздушные шары, любые игрушки, песенки из детского репертуара и т.п. (разумеется, на ос­новании вашего лексикона и образов, почерпнутых из ва­шей же собственной биографии).

Создание личностной метафоры

Однако главное в выбранном вами для работы с кли­ентом символе должно заключаться в том, чтобы он, во-первых, был действительно его собственным — пусть даже и отобранным из предложенного списка. А во-вто­рых — соответствовал проблеме, которая в данный мо­мент является действительно актуальной для клиента. То есть был внутренней метафорой проблемного про­странства (или пространства развития): его и/или ситуа­ции — а еще, возможно, жизни и мира вообще.

Как обнаружить внутреннюю (личностную) метафору клиента? Самым простым способом здесь является тех­ника вызывания личностной метаформы — многократ­ное задавание вопроса: «Ты как кто (в этих условиях и обстоятельствах)?» (в этом случае вы выходите на метафору самоидентичности) и «На что похожа эта ситуация — какую ее аналогию могло бы предло­жить твое бессознательное?» (а тут вы можете полу­чить метафору ситуации). Лучше всего задавать этот (эти) вопросы тогда, когда клиент пребывает в расслаб­ленно-медитативном состоянии сознания. И не торопить ответ, а ждать того, что «всплывет» само. Предложите ему представить, например, что он телезритель, который включил телевизор и ждет, пока тот нагреется; причем точно знает, что сейчас возникнет изображение, но даже не догадывается — какое. Наиболее продуктивными яв­ляются визуальные символы, хотя нет никаких ограни-

чений в том, чтобы использовать кинестетические и да­же аудиальные метафоры.

Однако этот несколько «вольный» или, так сказать, неформальный способ поиска соответствующей лич­ностной метафоры не всегда срабатывает. В этом слу­чае мы обычно прибегаем к «формализованному» поис­ку — с помощью психотехнологии, описанной в книге Р. Шермана и Н. Фредмана «Структурированные техни­ки семейной и супружеской психотерапии» — техники формализации личностной метафоры.

Суть этой психотехнологии довольно проста, что, од­нако, не снижает ее психодиагностических и психоте­рапевтических возможностей. Созданная в 1984 году Э. Коуэнигсберг, она представляет собой просто систему незавершенных предложений, как бы инициирующих внутренние метафоры — например, в этой ситуации (или с этой проблемой):

Если бы я был транспортным средством, я был бы...

Если бы я был автомобилем, я был бы...

Если бы я был погодой, я был бы...

И, как говорится, и т.д. В качестве других аналогий для создания внутренней метафоры могут быть ис­пользованы следующие:

время года, время дня, цвет, цветок, плод, область местности, литературный персонаж, исторический деятель, хозяйственный инструмент, оружие, музы­кальный инструмент и опять-таки и т.д.

Однако учтите, что если вы даже определили лично­стную метафору, адекватную или релевантную ситуации или аспекту идентичности клиента (например, «рево­львер» — это как если бы он был оружием), обязательно уточните ее (метафоры) смысл, задав вопрос: «Какой?». Информация для размышления и работы может мгно­венно увеличиться буквально на порядок (например, окажется, что револьвер его со сломанным курком и за­битым грязью дулом). Выбирайте внутреннюю метафору, которая, по вашему мнению, лучше всего передает про­блемное пространство, и начинайте работать с ней.

Работа с личностной метафорой

Как именно работать? Да, в общем-то, как угодно, развивая или видоизменяя «сюжет» метафоры и «пара­метры» символа. Например, в вышеописанном случае вы можете предложить клиенту мысленно «отремонтиро­вать» револьвер — самому или, если не получится, с по­мощью Мастера. Однако вы должны быть готовы к тому, что сразу может и не получиться. Ибо за любым, на пер­вый взгляд, невинным символом могут скрываться очень серьезные неосознаваемые проблемы бессознательного, и только когда они будут разрешены, внутренняя метафора буквально соизволит измениться в лучшую сторону — разумеется, при вашем деятельном участии. Кстати, если вы предварительно проанализируете значение символа, то получите очень любопытный психодиагностический материал. Например, револьвер — это опасный, стреля­ющий, скрывающий свою убойную силу в себе, полез­ный только для «военных» действий предмет, в то время как, например, нож — предмет тоже опасный, но режу­щий, острый, а также могущий быть полезным. То есть просто характеристика личности вашего клиента — точ­нее, одной из ее сторон...

Направления видоизменения личностной метафоры вам не обязательно придумывать самому. Ведь все то, что было описано ранее, представляет собой прямые под­сказки, и, избранный вами символ, вы, во-первых, мо­жете «включить» в пространство универсальных метафо­рических образов Л. Кроля, отправив его в сказку или дав ему возможность идти по тропинке. Во-вторых, же просто воспользоваться «жевательной резинкой консуль­тирования» для «раскрутки» и трансформации символа.

Все, что вам здесь надо — так это знать принципы работы с символами и внутренними метафорами (их образами), которыми следует руководствоваться (По: В. Стюарт. «Использование символов в психологическом консультировании »).

1. Принцип конфронтации,каковой побуждает кли­ента быть смелым и противостоять образам, кото­рые вызывают тревогу. Успешное противостояние

ведет к трансформации и устранению тревоги. Пу­гающая символическая фигура обычно является частью самого себя.

2. Принцип трансформации,по которому допускает­ся превращение пугающего объекта в нечто более приемлемое. Причем это не просто способ спра­виться с «неприятностью» — новый объект часто демонстрирует значительный психологический рост (здесь вы, кстати, можете предложить клиенту ис­пользовать любые «магические» устройства типа волшебной палочки).

3. Принцип кормления,согласно которому там, где конфронтация не подходит или неприемлема, клиент может просто накормить пугающую фигуру, чтобы та сделалась ленивой и сонной.

4. Принцип примирения,каковой дает ему возмож­ность стать другом враждебной символической фигуры, обращаясь к ней и прикасаясь к ней.

5. Принцип магической жидкости,по которому ру­чей или река представляют собой поток психиче­ской энергии и потенциал эмоционального разви­тия, а значит купание в реке или питье из нее часто оказывается целебным; ну а купание в море вообще может значить и сделать очень и очень многое.

6. Принцип изнурения и убийства,каковой следует применять в исключительных случаях, потому что очень часто это представляет собой нападение на Сущность клиента.

Базовые символы структурированной символдрамы

Вышеупомянутый В. Стюарт, предложил свой — же­стко структурированный набор символов, которые в дан­ном подходе рассматриваются как темы для исследова­ния и переработки. Здесь предлагается использовать сле­дующие восемнадцать тем (По: В. Стюарт. «Работа с образами и символами в психологическом консультиро­вании»).

Книга Пещера Вместилище

Дом Дракон Лев

Луг Гора Розовый куст

Субличности Спящая Красавица Река

Пустыня Меч Вулкан

Ведьма/колдун Ментор Лес

Темы эти могут использоваться двумя способами: им можно позволить возникать спонтанно или вы будете осознанно побуждать клиента работать с ними. Годятся оба метода, ибо главное — это чтобы все эти темы были исследованы и проработаны.

18 тем структурированной символдрамы разделяются на три уровня следующим образом:

Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Луг Книга Лев

Река Пещера Субличности

Гора Вместилище Спящая Красавица

Дом Меч Вулкан

Лес Дракон Пустыня

Розовый куст Ментор Ведьма/колдун

На данные три уровня (в общем-то сложности) эти темы разделены потому, что некоторые из них (пещера, лес или Спящая Красавица) имеют дело с весьма глу­бокими областями бессознательного, и чтобы исследо­вать эти символы, требуется опыт и понимание, кото­рое возникает после проработки первых двух уровней. Впрочем, это рекомендация, а не безоговорочное пра­вило, которое никогда не следует нарушать.

Удобным способом начала структурированной сим­волдрамы по В. Стюарту может явиться следующее «введение» в нее через тему «Луг» (По: В. Стюарт. «Ра­бота с образами и символами в психологическом кон­сультировании», с. 37).

Вообразите «себя где-нибудь на прекрасном лугу; где-нибудь в известном вам месте, или вы можете создать его в своем воображении. Сейчас теплый солнечный день, вторая половина дня, дует легкий ветерок и вы ощуща­ете мир и комфорт. Вы осматриваетесь и где-то слы­шите шум реки, вода звенит по камням, прокладывая

Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru путь через луг. Когда вы смотрите вокруг, вы видите лес, гору и дом. Вам нравится это место, вы чувствуе­те себя счастливым и решаете прилечь на траву. Вы смотрите наверх, в голубое небо и наблюдаете за пуши­стыми белыми облаками, медленно плывущими по небу. Вы слушаете жужжание насекомых и пение птиц, слы­шите шелест травы, колеблемой ветерком. Вы чувст­вуете сонливость и начинаете грезить наяву. Что про­ходит через ваш разум?»

По мнению В. Стюарта, этот не имеющий конца вопрос помогает поместить свое «я» в смягченную рамку разума и повышает ощущение того, что вы контролируе­те ситуацию. Образы, которые обнаруживаются далее, будут влиять на пут^ь, по которому пойдет весь сеанс символдрамы.

Упражнение 164.

-►Расскажите кому-то о

— роли и значении символов в жизни человека

— использовании символов в нейролингвистиче-
ском программировании.

Упражнение 165.

-►Внимательно изучите списки символов Р. Ассад-жоли и Л. Кроля, отметив наиболее близкие вам в контексте стоящих перед вами проблем.

Упражнение 166.

-►Поработайте по отдельности с отмеченными вами символами Р. Ассаджоли, не используя какой-либо формальной психотехнологии, а просто наблюдая, как они спонтанно изменяются.

Упражнение 167.

-►Выберите один из созвучных вам символов Р. Ас­саджоли и отправьте его в адекватный универсальный метафорический образ Л. Кроля (или «сопрягите» их так, чтобы первый символ стал изменяться).

Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Символы творений человека - student2.ru Упражнение 168.

-►Осуществите работу с каким-либо близким и от­ражающим ваши проблемы символом по схеме «жева-тельной резинки консультирования».

Упражнение 169.

-►Создайте свою собственную внутреннюю метафору и трансформируйте ее любым из уже известных вам способов.

Упражнение 170.

-►Найдите время, для того чтобы «всласть побродить» по темам структурированной символдрамы Р. Стюарта.

Глава 4. Определение смысла жизни и миссии человека

Прояснение жизни клиента

Если всего вышеописанного в трех предыдущих раз­делах оказалось все-таки недостаточным для того, чтобы решить «экзистенциальные» проблемы клиента, реко­мендуем вам воспользоваться техникой прояснения соб­ственной жизни (при ее создании мы использовали не­которые положения Д. Линн, автора книги «В поисках видений»). Техника это как раз и позволяет (правда, только в первом приближении) как бы определить главную тему, красной линией проходящей через всю жизнедеятельность вашего клиента — лейтмотив его собственной жизни.

Займите мета-позицию и как бы станьте свидете­лем своей жизни. Просмотрите ее от начала и до на­стоящего момента, но объективно и беспристрастно, воз­держиваясь от любых оценочных суждений. И попробуйте ответить на следующие семь групп вопросов:

• Какие ситуации и проблемы настойчиво повто­рялись в вашей жизни?

• Что было в ней действительно важно? Какие события явились главными? Что послужило «.поворотными пунктами», определившими ва­шу жизнь?

• Какова главная тема вашей жизни? Какие мо­тивы были в ней постоянными? С чем вы непре­рывно сталкивались и сражались? Чего страши­лись? К чему, наоборот, все гда стремились? И чего хотели?

• Какова ваша суть? И в чем ваша уникальность? Если вы припомните и перечислите все те мо­менты своей жизни, в которых чувствовали себя сильным (или те сферы жизнедеятельности, в которых оказывались триумфатором), не най­дется ли общая тема, пронизывающая все эти моменты и области — проявление вашей истин­ной Сущности?

• Где вы находитесь в своей жизни сейчас — физи­чески, эмоционально и духовно? Все еще в начале? В середине? Или уже в конце? А сопоставимо ли это с количеством лет, которые вы прожили? И тем временем, которое у вас осталось?

• Кем вы себя чувствуете и ощущаете в своей жизни — в каждой из ее сфер и областей ? Вы все еще Ребенок (несчастный или счастливый)? Уже Взрослый? Или только лишь Родитель (для своих домочадцев, подчиненных и т.п.)? Кем вы вынуж­дены быть и в качестве кого — выступать? А кем вы хотите себя чувствовать и ощущать?

• Каковой вам представляется цель вашей жизни? Что вы всегда мечтали осуществить (и почему не сделали этого)? Что имеет для вас действи­тельно большое значение? А что вы привычно откладываете на потом? И что вы вообще хо­тите сделать со своей жизнью?

И еще три группы вопросов — уже более простых:

• Каковы ваши способности и таланты! Приме­
няете ли вы их для того, чтобы сделать свою
жизнь лучше!

• Делаете ли вы то, что действительно всегда хо­тели делать? Если нет, то кто или что мешает вам начать это делать?

• Любите ли вы свою работу? Если нет, то делали вы. хоть какие-то попытки изменить положение дел? Или хотя бы пробовали полюбить то, чем вы занимаетесь?

Создание нового образа будущего

Психотехнология прояснения жизни зачастую позвол­яет почти сразу (но лучше — на следующем сеансе) при­ступить к планированию будущей жизни клиента с помо­щью довольно несложной техники «будущая жизнь». За­ключается она в последовательных ответах клиентах на следующие вопросы:

1. Какой я хочу видеть свою жизнь...
...завтра?

...через неделю?

...через месяц?

...через год?

...через пять лет?

...через десять лет?

...к середине своей жизни?

... к ее (жизни) концу?

2. Кем я хочу быть сегодня?

3. Кем я хочу стать через несколько лет?

4. Какие способности я имею, чтобы стать таким?

5. Какие препятствия могут возникнуть на моем пути?

6. Что я собираюсь делать по использованию своих способностей и возможностей?

7. А что я собираюсь делать со своими препятст­виями и ограничениями?

8. Какие дела я

• хотел бы

• должен был бы

сделать, если бы узнал, что жить мне осталось...
Хотел бы. 10 лет Должен бы

Хотел бы. 1 год Должен бы

Хотел бы. 1 месяц Должен бы Хотел бы 1 неделю Должен бы

У смерти на краю

Если ваш клиент так и не смог уловить некий лейтмо­тив собственной жизнедеятельности, никто не препятст­вует вам углубить его осознание Смысла с помощью ни­жеописанных и весьма своеобразных психотехнологий.

Так уж получилось, что пресловутые экзистенциали­сты первыми опубликовали и обнародовали тот доволь­но-таки простой факт, что к пониманию Смысла собст­венной жизни мы чаще всего приходим в неких экзи­стенциальных же ситуациях, обычно сопряженных с реальностью смерти и осознания конечности земного су­ществования. Подобные ситуации дарят нам воистину пиковые переживания, намного превосходящие момен­ты обыденного восприятия.

Существует несколько способов психологической ра­боты по открытию смысла. Но во всех этих способах с помощью воображения вы просто представляете себе пиковые события, которые позволят вам резко расши­рить перспективу своей жизни. А поскольку самым пи­ковым из них, безусловно, является смерть, именно на моделировании этого печального события и построены три нижеприведенных техники. Ибо часто только пони­мание быстротечности жизни позволяет нам действи­тельно жить — нет, не «на всю катушку» или «во все тяжкие», но с полным осознаванием своего места и предназначения. На основании Смысла, который обрета­ет наша жизнь...

Первая из рекомендуемых нами техник постижения Смысла и Предназначения — техника визуализации сцены похорон — предложена С. Кови в его книге «Семь навыков высокоэффективных людей». В авторском из­ложении она выглядит так (с. 122—123):

«Представьте себе, что вы отправляетесь на похо­роны близкого вам человека. Вот вы подъезжаете к за­лу для прощальной церемонии или к церкви, паркуете машину и выходите из нее. Вы входите внутрь, видите

цветы, слышите негромкую органную музыку. Вы ви­дите лица родных и друзей умершего. Вы чувствуете, что сердца присутствующих излучают общую горечь утраты и волнующую близость к тому, кто ушел. Вот вы проходите вперед, заглядываете в гроб и внезапно видите там самого себя. Это ваши похороны, которые происходят тремя годами позже. Все эти люди пришли сюда почтить вашу память, выразить свою любовь и признательность за прожитую вами жизнь. Вот вы са­дитесь на скамью и в ожидании траурной церемонии просматриваете оказавшуюся у вас в руках програм­мку. Ожидаются четыре выступления. Первым вы­ступающим будет кто-то из членов вашей семьи или из родственников, приехавших со всех концов стра­ны, — муж: или жена, один из ваших детей, братьев, сестер или племянников, ваша тетя или дядя, двоюрод­ный брат или сестра, дедушка или бабушка. Вторым выступит один из ваших друзей — тот, кто сможет рассказать, каким вы были человеком. Третий высту­пающий — сослуживец, ваш коллега по профессии. А четвертый — представитель вашей церкви или какой-то общественной организации, в которой вы состояли. А теперь серьезно подумайте. Какие слова о себе и своей жизни вы хотели бы услышать от каждого из выступа­ющих? Каким мужем или женой, отцом или матерью предстанете вы. в их выступлениях? Каким сыном или дочерью, братом или сестрой? Каким другом? Каким коллегой по работе?

Какими характеристиками вы бы хотели обладать в их представлении? Какие ваши дела и достижения вы бы хотели запечатлеть в их памяти?Внимательно по­смотрите на окружающих вас людей. Какой след хоте­ли бы вы оставить в их жизни?

Обязательно посвятите несколько минут тому, чтобы записать свои ответы на поставленные вопросы, а также мысли и впечатления в связи с этим упраж­нением».

Две другие техники — техника сцены смертного ложа и техника вашего последнего часа — представлены в весьма интересной вам книге «Рожденные выигрывать»

М. Джеймс и Д. Джонгвард. И мы с удовольствием приводим их собственное изложение данных техник, за исключением выделения курсивом «чисто технических» мест, каковое было осуществлено нами (с. 279—280). «Найдите тихое место, где вам не смогут помешать. Представьте, что вы уже очень пожилой человек и находитесь на смертном одре. Ваша жизнь мысленно проходит перед вами. Закройте глаза. Спроецируйте вашу жизненную драму на воображаемый экран перед вами. Следите за ней с самого ее начала до настояще­го момента. Не спешите. После этого опыта рассмот­рите вопросы:

• Какие воспоминания были для Вас наиболее бо­лезненными? Какие самыми приятными?

• Какие обязательства, переживания и достиже­ния придают смысл вашей жизни?

• Испытали ли Вы сожаление о чем-либо? Если да, что Вы могли бы сделать иначе? Что Вы можете сделать иначе теперь?

• Не хотели бы Вы находиться рядом с кем-нибудь больше или меньше времени?

• Не был ли Ваш выбор не осознаваем вами ранее? Или, возможно, Вы просто боялись сделать его?

• Вы. обнаружили то, что Вы цените? Ваши ценно­сти оказались такими, какими Вы хотели?

• Вы обнаружили что-либо, что Вы хотели бы те­перь изменить?..

Теперь взгляните на вашу жизнь с другой стороны (и учтите, что это уже другая техника). Вообразите, что вам остался час жизни и вы можете провести его с кем только угодно.

• Кого бы Вы хотели видеть около себя?

• Как и где Вы бы хотели провести этот послед­ний час?

• Этот человек (люди) знает о Ваших чувствах к нему?»

Смысл нашего рождения

Существует еще одно в полном смысле этого слова экзистенциальное событие: наше рождение. Да, конечно же, мы прочно забыли все, что с ним было связано, но, как показывают эксперименты с Измененными Состоя­ниями Сознания, забыли только на сознательном уров­не. И даже не то, чтобы забыли, а просто не можем вос­произвести запись всех обстоятельств вашего появления на свет: запись, которая надежно хранится в нашем бес­сознательном. Так вот, на моделировании ситуации предшествующего рождению зачатия основана еще одна весьма сложная, но фантастически богатая возможно­стями психотехнология постижения Смысла и Предна­значения, каковую мы обнаружили в книге В. Козлова «Истоки осознания»,— техника визуализации зача­тия. Попробуйте «в гипнотическом режиме» прочитать нижеприведенный текст, и очень может быть что ваш клиент обретет некоторые весьма ценные идеи и озаре­ния по поводу того, зачем ему дана его жизнь...

Под спокойную, медитативную музыку лягте на пол, положив рядом с собой листок бумаги и карандаш. Закройте глаза. Расслабьтесь. Сделайте несколько глу­боких вдохов и выдохов. Позвольте себе расслабиться глубоко — умственно, физически и эмоционально.

Далее делайте визуализацию по нижеприведенному тексту.

Увидьте себя бестелесным духом, божественным существом из Света и Любви, плывущим через Вселен­ную. Не пытайтесь «вспомнить» — ваш рассудок по­мешает вам, просто сделайте это, используя те специ­альные эффекты, которые вы, например, видели в фильмах Спилберга.

И вот вы, свободный дух, вне времени и простран­ства. И пора выбрать новую физическую форму. Это время вашего физического зачатия. Вы исследуете бес­конечную, мудрую Вселенную, идеальные условия этой жизни, совершенных людей, совершенные места и вещи, чтобы ими окружить себя так, чтобы вы могли жить

прекрасной жизнью. Научиться тому, чему вы хотите здесь научиться. Учить тому, чем вы хотите поде­литься...

Вы исследовали все и выбираете планету вашего рождения, а именно — Землю... Почему Земля? Завер­шите суждение: «Причина, по которой я выбрал прий­ти на Землю, была...» и после его визуализации запи­шите первую мысль, которая пришла вам в голову! Те­перь увидьте, как вы выбираете конкретное место... Какая страна? Почему? Какой город? Какое'селение? Какая деревня? Почему? Какая нация? Почему? Какая религия? Почему? Какая мать? Почему? Какой отец? Почему? Рассмотрите все эти причины внимательно...

Какие братья и сестры? Почему?А как насчет ба­бушек и дедушек? Какие болезни были в вашей семье? Что творилось в мире? Была ли война? Мир? Экономи­ческий кризис?

И вот наступает время вашего зачатия. Вы выбрали правильные условия для вашей жизни. Вы видите, как вы готовы спуститься в тело, воплотиться в теле...

Вы видите своих родителей, занимающихся любо­вью? Что думает ваш отец? Что думает ваша мать? И что думаете вы, когда ваше сознание входит в чрево вашей матери? Закончите эти фразы: Причина, по которой я выбрал быть живым,— ...Цель моей Жиз­ни — это... То, чему я пришел научиться, — это... То, что я несу людям, — это...».

Настоящее ради будущего

Наши рекомендации