Физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебного дня

Лекция 2

Виды утомления:

1) центральное утомление (ЦУ)

Связано с развитием утомления в двигательной зоне коры большого полушария и неспособностью генерировать двигательные импульсы, которые распространяются по нервам к мышцам. ЦУ развивается при нагрузках макс интенсивности (отжимание, поднятие штанги макс веса), а также при низкой интенсивной но очень длит нагрузки ( длит ходьба, легкий бег в течение часа). Особое значение играет монотонность и однообразие физ деятельности.

Признаки ЦУ - отсутствие желания выполнять физ нагрузку при не яркой выраженности утомления в мышцах и др системах ( сердечно-сосудистой...)

Новизна, изменчивость и внеш мотивация может резко уменьшить или снять ЦУ.

2) периферическое утомление (ПУ)

Развивается в рабочих мышцах. Связано с неспособностью мышц сокращаться в ответ на импульс, поступающий из ЦНС (центр нерв сист). ПУ возникает практически при всех видах физ деятельности. Доминирует по своему вкладу по сравнению с ЦУ

Признаки ПУ: тяжесть в рабочих конечностях, мышечная боль, мышечный отек.

Общие признаки физ утомления:

1) объективные: снижение макс силы, скорости, точности и мощности мышечных сокращений + неспособность поддерживать заданный уровень физ активности.

Объективные симптомы утомления: биохимические показатели: концентрация молочной и мочевой кислоты, протонов водорода, снижение запасов гликогена в мышцах и в печени, креатинфосфата в мышцах и (значит симптом - ) снижение концентрации глюкозы в крови.

2) Субъективные признаки: усталость (нежелание продолжать и выполнять физ. Активность), покраснение кожи, обильное потоотделение, нехватка воздуха (отдышка).

Механизмы развития утомления (причины):

1) накопление продуктов анаэробного окисления (в основном глюкозы в мышцах) (т.е метаболиты: протоны водорода, ионы фосфора, молочная кислота, АТФ, активные формы кислорода). Они накапливаются При всех формах физ Активности.

2) микроповреждение структурных и сократительных белков в мышцах

При максимальной и около макс физ нагрузках (отжимании, подтягивании) выполнении упр в эксцентрических режимах ( фаза приземления прыжка, приседание на одной ноги

3) дифицит энергии в мышцах (креатинфосфат, мышечный гликоген)

4) дифицит кислорода ( сам уислород непосредственное значение дл мышц не имеет, но вызывает причину 1 (накопление метаболитов)

5) обезвожевание ( потеря 1-1,5 литра жидкости). при физ нагрузках в помещении сплртсмен терЯет от 1 до 3 литров жидкости. Ведет к сгущению крови, повышение нагрузки на сердце, это ведет к причине 1

Степени утомления (стадии):

1) острое. Возникает во время физ нагрузки и сразу после нее

2) перенапряжение. Характеризуется долговременным снижением физ активности даже после тдыха в течение 2х недель

3) перетренировка. Снижение физ работоспособности, нарушение сна, самочувтвия. В течение 3 - 4х недель. Не все спортсмены способны восстановиться после перетренировки.

Восстановление

- объективный процесс накопления и восстановления израсходованных структур организма вл время мышечной деятельности.

Фазы:

1) текущеее восстановление (процессы восстановления, которые протекают во время мышечной деятельности одновременно с накоплением утомления) направлено на удовлетворение организма в кислороде и питательных веществах . А также в поддержании гомеостаза организма (постоянство внутренней среды).

2) фаза срочного восстановления (в течение час после физнарузки). Первые две минуты срочное восст максимально, а затем оно замедляется. Задача сроч восстановления: поддержание и восст АТФ и восстановление газового сотава крови. Осн част этих показателей восстанавливается 2-5 минут после физ активности. Потом происходит полное восстановление газового состава и энергетических веществ.

3) фаза замедленного восстановления ( от часа до 48 часов, до 3 дней при сильных). Основная задача- полное восстановление израсходованных веществ, материалов, полное выведение метаболитов из мышц и крови, полное восстановление потерянной жидкости и межклеточной жидкости. В эту фазу развертываются процессы накопления рабочих мышечных белков, клеток крови, метахондрий.

4) фаза сверх восстановление (супер компенсация) - с первых по пятые сутки. Накопление израсходованных сократительных белков, метахондрий, объема крови и плазмы, гликогена в печени, гормонов надпочечников и др структур на 1-3% выше чем нужно, т.е с запасом (в основном это связано с активацией генетического аппарата рабочих клеток). Эта фаза ведет к гипертрофии мышц, увеличеию размеров сердца, содержанию объема крови, эритроцитов, плазмы,

Что вызывает прирост физ качеств и работоспособности. Но период восстановления разновременно.

5) возвращение к исходному уровню и потеря эффекта сверх восстановления( вторые - двенадцатые сутки). Наличие фазы обусловлено отсутствием длит физ нагрузок, что ведет к преобладанию катаболизма над анаболизмом.

Средства восстановления:

1) оптимизация режима дня и систмы тренировки

2) активный отдых

3) сбалансированное по белкам, жирам и углеводам, витаминам, минв-вам питание

4) разрешенные фармакологические ср-ва

5) физиотерапия (душ, баня, массаж)

________________________________

Лекция 3

Организация занятий физры в школе:

Занятия физрыограниз с использованием служющих форм:

1) физкульт. оздоров мероприятия в режиме учебного дня

А) утренняя зарядка

Б) физкульт пауза

В) физкульт минутка

2) - Учебно-тренировочные занятия в форме урока физры и тренир. включ в себя урок физры и тренировку по виду спорта

3) - массовые физкульт оздоровительные мероприятия во внеучебное время (спортивные праздники, спортивные соревнования, походы, купания)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебного дня

Особенности:

1) небольшая продолжительность занятий (дло 10 минут)

2) отсутствие структуры занятий

3) отсутствие постоянного руководителя

4) узкая направленность занятий

Задачи, которые решают:

1) профилактика утомления

2) повышение текущей работоспособности

3) уменьшение перенапряжний, утомления во время учебной нагрузки

-------------------------------------------------------

Утренняя зарядка - основная задача это пробуждение организма и подготовка к повседневной активности. Можно делать дома самостоятельно или на первой перемене перед уроками под рукодством физорганов группы.

Наши рекомендации