Физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебного дня
Лекция 2
Виды утомления:
1) центральное утомление (ЦУ)
Связано с развитием утомления в двигательной зоне коры большого полушария и неспособностью генерировать двигательные импульсы, которые распространяются по нервам к мышцам. ЦУ развивается при нагрузках макс интенсивности (отжимание, поднятие штанги макс веса), а также при низкой интенсивной но очень длит нагрузки ( длит ходьба, легкий бег в течение часа). Особое значение играет монотонность и однообразие физ деятельности.
Признаки ЦУ - отсутствие желания выполнять физ нагрузку при не яркой выраженности утомления в мышцах и др системах ( сердечно-сосудистой...)
Новизна, изменчивость и внеш мотивация может резко уменьшить или снять ЦУ.
2) периферическое утомление (ПУ)
Развивается в рабочих мышцах. Связано с неспособностью мышц сокращаться в ответ на импульс, поступающий из ЦНС (центр нерв сист). ПУ возникает практически при всех видах физ деятельности. Доминирует по своему вкладу по сравнению с ЦУ
Признаки ПУ: тяжесть в рабочих конечностях, мышечная боль, мышечный отек.
Общие признаки физ утомления:
1) объективные: снижение макс силы, скорости, точности и мощности мышечных сокращений + неспособность поддерживать заданный уровень физ активности.
Объективные симптомы утомления: биохимические показатели: концентрация молочной и мочевой кислоты, протонов водорода, снижение запасов гликогена в мышцах и в печени, креатинфосфата в мышцах и (значит симптом - ) снижение концентрации глюкозы в крови.
2) Субъективные признаки: усталость (нежелание продолжать и выполнять физ. Активность), покраснение кожи, обильное потоотделение, нехватка воздуха (отдышка).
Механизмы развития утомления (причины):
1) накопление продуктов анаэробного окисления (в основном глюкозы в мышцах) (т.е метаболиты: протоны водорода, ионы фосфора, молочная кислота, АТФ, активные формы кислорода). Они накапливаются При всех формах физ Активности.
2) микроповреждение структурных и сократительных белков в мышцах
При максимальной и около макс физ нагрузках (отжимании, подтягивании) выполнении упр в эксцентрических режимах ( фаза приземления прыжка, приседание на одной ноги
3) дифицит энергии в мышцах (креатинфосфат, мышечный гликоген)
4) дифицит кислорода ( сам уислород непосредственное значение дл мышц не имеет, но вызывает причину 1 (накопление метаболитов)
5) обезвожевание ( потеря 1-1,5 литра жидкости). при физ нагрузках в помещении сплртсмен терЯет от 1 до 3 литров жидкости. Ведет к сгущению крови, повышение нагрузки на сердце, это ведет к причине 1
Степени утомления (стадии):
1) острое. Возникает во время физ нагрузки и сразу после нее
2) перенапряжение. Характеризуется долговременным снижением физ активности даже после тдыха в течение 2х недель
3) перетренировка. Снижение физ работоспособности, нарушение сна, самочувтвия. В течение 3 - 4х недель. Не все спортсмены способны восстановиться после перетренировки.
Восстановление
- объективный процесс накопления и восстановления израсходованных структур организма вл время мышечной деятельности.
Фазы:
1) текущеее восстановление (процессы восстановления, которые протекают во время мышечной деятельности одновременно с накоплением утомления) направлено на удовлетворение организма в кислороде и питательных веществах . А также в поддержании гомеостаза организма (постоянство внутренней среды).
2) фаза срочного восстановления (в течение час после физнарузки). Первые две минуты срочное восст максимально, а затем оно замедляется. Задача сроч восстановления: поддержание и восст АТФ и восстановление газового сотава крови. Осн част этих показателей восстанавливается 2-5 минут после физ активности. Потом происходит полное восстановление газового состава и энергетических веществ.
3) фаза замедленного восстановления ( от часа до 48 часов, до 3 дней при сильных). Основная задача- полное восстановление израсходованных веществ, материалов, полное выведение метаболитов из мышц и крови, полное восстановление потерянной жидкости и межклеточной жидкости. В эту фазу развертываются процессы накопления рабочих мышечных белков, клеток крови, метахондрий.
4) фаза сверх восстановление (супер компенсация) - с первых по пятые сутки. Накопление израсходованных сократительных белков, метахондрий, объема крови и плазмы, гликогена в печени, гормонов надпочечников и др структур на 1-3% выше чем нужно, т.е с запасом (в основном это связано с активацией генетического аппарата рабочих клеток). Эта фаза ведет к гипертрофии мышц, увеличеию размеров сердца, содержанию объема крови, эритроцитов, плазмы,
Что вызывает прирост физ качеств и работоспособности. Но период восстановления разновременно.
5) возвращение к исходному уровню и потеря эффекта сверх восстановления( вторые - двенадцатые сутки). Наличие фазы обусловлено отсутствием длит физ нагрузок, что ведет к преобладанию катаболизма над анаболизмом.
Средства восстановления:
1) оптимизация режима дня и систмы тренировки
2) активный отдых
3) сбалансированное по белкам, жирам и углеводам, витаминам, минв-вам питание
4) разрешенные фармакологические ср-ва
5) физиотерапия (душ, баня, массаж)
________________________________
Лекция 3
Организация занятий физры в школе:
Занятия физрыограниз с использованием служющих форм:
1) физкульт. оздоров мероприятия в режиме учебного дня
А) утренняя зарядка
Б) физкульт пауза
В) физкульт минутка
2) - Учебно-тренировочные занятия в форме урока физры и тренир. включ в себя урок физры и тренировку по виду спорта
3) - массовые физкульт оздоровительные мероприятия во внеучебное время (спортивные праздники, спортивные соревнования, походы, купания)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебного дня
Особенности:
1) небольшая продолжительность занятий (дло 10 минут)
2) отсутствие структуры занятий
3) отсутствие постоянного руководителя
4) узкая направленность занятий
Задачи, которые решают:
1) профилактика утомления
2) повышение текущей работоспособности
3) уменьшение перенапряжний, утомления во время учебной нагрузки
-------------------------------------------------------
Утренняя зарядка - основная задача это пробуждение организма и подготовка к повседневной активности. Можно делать дома самостоятельно или на первой перемене перед уроками под рукодством физорганов группы.