Составные части управления садоводческим тосариществом
Шилин Остап.
УПРАВЛЕНИЕ
Лидер действует открыто, босс — за закрытыми дверьми.
Лидер ведёт за собой, а босс управляет.
Теодор Рузвельт
Появление этой статьи вызвано не только особой важностью рассматриваемой проблемы управления в садоводческих товариществах (далее - СТ), но и вопиющими нарушениями в этой области со стороны председателей правлений. Последние вызывают негативное отношение садоводов к власти и неверие в справедливость в СТ. Людям кажется, что всё делается только против них, что руководством всё везде и давно схвачено, и за всё заплачено, а потому нет смыла возражать, а есть смысл влачить своё рабское существование, исходя из принципа "не стоит связываться - себе выйдет дороже".
Те, кто не согласен быть рабом у председателя, пытаются отстаивать свои права всеми доступными способами. Обращаются в правоохранительные органы, органы исполнительного комитета, суды. Но очень часто проигрывают. Происходит это по причине незнания основ функционирования садоводческого товарищества в соответствии с основным законом УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 января 2008 г. № 50 О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ. А это приводит к слабой по своей эффективности доказательной базе при обращении в инстанции. Последние в свою очередь просто отписываются, оставляя жалобы по сути без ответа и принятия законного решения, а суды отказывают в исках, подшивая их в дела без удовлетворения.
Многие садоводы, поднявшие голос против произвола в СТ, подвергаются гонениям, запугиванию, преследованию со стороны председателя и его слуг. При этом средства для давления выбираются самые простые: отключают электроэнергию, воду, не пускают на территорию СТ автомобиль, приводят в негодность посадки и т.п. Все эти председательские средства устрашения незаконны изначально. Но председатели придерживаются только одного принципа: "В моём садоводстве я - конституция, и я - власть". Война носит затяжной характер. Другие, глядя на такое развитие событий в отношении соседа, просто сидят тихо на своих садовых участках и даже не пытаются что-то возразить в защиту преследуемого. Такие вот, с позволения сказать, "люди в футляре" тихонько ругают правление на своих дачных кухнях и продолжают добровольное финансирование местных боссов от СТ.
На самом деле такие войны между защитниками своих прав, а по сути защитниками прав всех садоводов в одном конкретно взятом товариществе происходить не должны при условии правильного понимания всеми смысла управления в СТ, правильного выстраивания всей цепи: от вынашивания идеи, просчитывания её стоимости, обсуждения, принятия решения и до конечного исполнения.
Безусловно, мы сейчас не рассматриваем и не будем рассматривать происки псевдо правдоискателей, скорее относящихся к категории халявщиков нежели защитников своих прав и прав садоводов. Эти бьются насмерть за своё положение в СТ, при котором они не платят ни за что, а пользуются всем. При этом втихоря, а где-то внаглую, посмеиваются над дураками-садоводами и такими же дураками, засевшими в правлении, которые платили, содержали и продолжают это делать сейчас и будут в будущем, оплачивая работу всех объектов инфраструктуры и имущества общего пользования из своего кармана с целью улучшения и создания условий для ведения садоводства халявщиками. На эту тему в сети интернета есть даже сайты, авторы которых, якобы с точки зрения закона, доказывают справедливое положение халявщика, которого обязаны и должны кормить другие садоводы из числа членов СТ. Разобраться в этом вопросе очень трудно, т.к. их ссылки на законодательство перемежаются с неправильными выводами, причём частичными, или же искажают вырванные из контекста нормы закона. Как результат в таких СТ халявщики процветают за счёт безграмотности председателей и правлений, которые проигрывают суды, осознавая в то же время свою правоту. Но, к сожалению, одно только осознание правоты не может победить в суде.
Устранить в СТ противоречия, идущие от недовольных политикой председателя, как управителя в одном лице, и халявщиков, паразитирующих в объединении, можно только одним способом: организовать управление в объединении таким образом, чтобы эта важнейшая функция была понятна и прозрачна для каждого садовода. В этом случае правление всегда сможет не только спокойно работать на благо людей, но и защитить СТ от неплательщиков - халявщиков, а если надо, то и от единоличной власти председателя. Кроме того, в таком СТ быстро развивается инфраструктура и люди тянутся на ПМЖ, переселяясь из своих городских скворечников в дачные дома, ближе к природе.
Определим основные вопросы для этой статьи:
Суть управления в СТ во взаимосвязи составных частей?
Как должен строиться процесс управления в садоводческом товариществе?
Почему сосредоточение власти только в руках председателя (правления) незаконно, и что из этого следует?
Что надо делать садоводам для восстановления законности в управлении СТ?
Цель: Показать всю цепочку управления садоводческим товариществом такой, какой она заложена в нормы Положения о садоводческом товариществе утвержденного Указом Президента28 января 2008 г. № 50. (далее – Положение)
Пора войти в плотный разбор обозначенной темы. Для начала рекомендую внимательно прочитать главу 4 Положения Управление в товариществе.
Управление в СТ во взаимосвязи всех элементов:
общего собрания, правления, председателя
Составные части управления садоводческим тосариществом
Данная страница содержит в себе прописные истины, которые чётко и однозначно изложены в нашем садоводческом законе Положении о садоводческом товариществе. И казалось бы, что тут непонятного, бери председатель "закон про СТ" читай и выполняй. Всё у тебя будет хорошо. Но нет. Не получается. Поэтому и появляются недовольные, возникают стихийные бескровные бунты. Председатели в свою очередь пытаются подавить инакомыслящих, что им иногда удаётся. А в большинстве случаев - нет. Причиной таких негативных последствий управления со стороны председателя является не столько сама его личность, хотя это нельзя сбрасывать со счетов, сколько непонимание сути управления в СТ.
Важно: Управление в СТ является коллегиальным, начиная с общего собрания, и заканчивая правлением вместе с председателем, возглавляющим этот орган. Председатель правления никогда не был и не будет в одном лице исполнительным и законодательным органом садоводческого товарищества. Формула для председателя типа: "В моём СТ - я конституция!" незаконна.
Однажды был свидетелем крепко спора члена СТ с председателем. Председатель неистово доказывал то, что он, как председатель, имеет право принимать решения, не спрашивая у правления разрешения на каждый свой шаг. В пику ему садовод объяснял, что должность председателя в СТ сродни должности "свадебного генерала" в том плане, что ни одного мало-мальски важного решения председатель самостоятельно принять не может, если на то нет разрешения правления. Когда их обоюдные силы в споре иссякли, председатель пообещал ещё раз глянуть нормы Положения Как и следовало ожидать на следующий день, он признался в своей неправоте и в том, что был поражён тем, что будучи председателем уже не один год, не знал о том, что почти все решения должны в СТ приниматься коллегиально на заседании правления.
Чтобы раз и навсегда разобраться в ситуации с управлением в СТ обратимся к Главе 4 «Управление в товариществе» и выстроим цепочку, согласно которой в товариществе может и должно приниматься любое решение.
Следуя логике закона, после обобщения и анализа норм закона получается следующая последовательность:
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ - высший коллегиальный орган, принимающий решения по всем вопросам жизнедеятельности СТ →
СОБРАНИЕ УПОЛНОМОЧЕННЫХ - коллегиальный орган представителей садоводов, принимающий решения по отдельным вопросам жизнедеятельности СТ (далее упоминать будим только общее собрание подразумевая и собрание уполномоченных)→
ПРАВЛЕНИЕ - коллегиальный исполнительный орган управления, организующий и выполняющий решения общего собрания →
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ - единоличный исполнительный орган, организующий и выполняющий решения правления, общего собрания, одновременно возглавляющий правление →
РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ - контролирующий орган, подотчётен общему собранию, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью СТ, в т.ч. работой правления и председателя. (Работа ревизионной комиссии определена главой 5)
С целью выяснения вопроса о том, кто есть на самом деле председатель правления пришлось целый день лопатить Интернет и читать законодательные акты. Вывод один: председатель был, есть и остаётся единоличным исполнительным органом в садоводческом объединении со всеми вытекающими из его правового положения последствиями. Подробно об этом можно прочитать в статье: "Председатель в СТ раб или вор?" Измышления умных и не очень умных юристов, примыкающих к ним знатоков и прочих любопытствующих, по теме СТ о том, что председатель есть лицо равное свадебному генералу: без прав, без зарплаты, без трудового договора, без обязанностей и т.д., не выдерживают никакой критики и испытаний практикой, как в правовом поле, так и в жизни садоводческих объединений.
Двигаемся дальше. Все обязанности и права органов управления садоводческого товарищества изложены в пунктах 24 - 53 Положения, все вопросы по общему собранию вынесены в отдельную рубрику. Нет смысла их повторять или разбирать особенности деятельности правления и председателя. Эти моменты раскрыты в других статьях.
В указанной цепочке "общее собрание - правление - председатель" нет ещё нескольких звеньев. А без них управление в СТ не работает так, как должно работать. Чтобы всё заработало, немного продлим цепь, подчёркивая тем самым, что, несмотря на главный орган управления СТ, каким является общее собрание, оно не управляет товариществом без кропотливой деятельности правления и председателя. Получится вот такая цепочка:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ - единоличный исполнительный орган →
ПРАВЛЕНИЕ - коллегиальный исполнительный орган управления →
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ – высший коллегиальный орган →
ПРАВЛЕНИЕ - коллегиальный исполнительный орган управления →
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ - единоличный исполнительный орган →
РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ - контролирующий орган, подотчётен общему собранию, осуществляющая контроль за финансово-хозяйственной деятельностью СТ, в т.ч. работой правления и председателя.
Добавление обоих исполнительных органов управления в представленной последовательности выше общего собрания в итоге даёт нам то, что в любом нормальном объединении правление и председатель играют и должны играть важную роль не только в реализации решений общих собраний СТ, но и в подготовке и принятии в последующем общими собраниями каких-либо решений. Собрание не является чем-то похожим на сам по себе существующий орган управления. Одним из доказательств такого положения в общей системе управления в СТ является норма нашего садоводческого закона:
Пункт 30. Общее собрание (собрание уполномоченных) созывается правлением по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Внеочередные общие собрания (собрания уполномоченных) созываются по решению правления, по письменному требованию ревизионной комиссии, по письменному предложению соответствующего районного исполнительного комитета, по письменному требованию не менее 1/4 от общего числа членов товарищества (далее - требование или предложение). Такое требование или предложение должно включать предполагаемую повестку дня общего собрания (собрания уполномоченных).
Решение о созыве внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) принимается правлением не позднее семи дней со дня получения требования или предложения.
Правление садоводческого товарищества обязано в течение семи дней со дня получения предложения (требования) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении. (пункт 31 Положения)
П.31 Основанием для отказа в созыве внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) может являться несоблюдение порядка подачи требований или предложений, установленного в части первой пункта 30 настоящего Положения. В случае отказа правления в удовлетворении требований или предложений по иным основаниям или без указания оснований инициаторы созыва внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) вправе сами созвать такое общее собрание (собрание уполномоченных).
Положение чётко и однозначно даёт ответ на все вопросы о том: кто может принять решение, организовать и провести собрание.
Из такой цепочки управления складывается следующая вполне себе демократичная система: председатель правления и члены правления работают напрямую с садоводами, а садоводы со своими проблемами, предложениями приходят к председателю и членам правления. Из этой обоюдной работы и общения правление вместе с председателем вырабатывает предложения, которые выносятся на общее собрание. В свою очередь собрание утверждает эти предложения, если они отвечают нуждам и запросам садоводов. После собрания правление и председатель организуют и выполняют решения общего собрания, состоящее из внесённых ими же предложений. Такой вот замкнутый круг получается. И, заметьте, вполне работоспособный, отвечающий закону.
Вывод: Механизм закона построен таким образом, что председатель правления не может сделать ни одного шага без решения правления, а правление не имеет права принимать решений, не соответствующих, в свою очередь, решениям общего собрания.
На практике не все шаги председателя контролируются правлением, а сделанный вывод не надо воспринимать только так и не иначе. Есть и оговорки. Закон позволяет наделить председателя полномочиями сверх тех, которые зафиксированы в пункте 47 "Председатель правления ". Такие полномочия фиксируются в Уставе СТ и обязательно утверждаются общим собранием. Другим вариантом решения вопроса о предоставлении дополнительных полномочий председателю является Трудовой договор, заключённый между избранным председателем и работодателем СТ. Кроме того, председатель, исполняя обязанности согласно нормам закона, не так уж ограничен в своей самостоятельности, как это пытаются представить аппологеты бесправия руководителя правления в СТ.
Если описанный механизм полностью и целиком работает так, как это задумано законодателем, т.е. на СТ, а значит на садоводов, то он соответствует целям и задачам садоводческого товарищества. Решений, которые бы не были нужны людям в таком СТ никогда не выносят на общие собрания. Собрания проходят, может быть и шумно, но продуктивно и с пользой для дела, для людей.
Однако часто бывает так, что правление и председатель отрываются от садоводов и начинают жить по своим понятиям, забывая о людях и целях, ради которых создавалось СТ, избирались органы управления. В таких СТ рвётся цепочка управления, определённая законом. Почему и когда это происходит? Ответы ниже.