Что бы освоить азбуку организаторской деятельности необходимо, прежде всего, уточнить, а что же мы организуем? Что такое деятельность?
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Б. Ительсон).
Всякая деятельность состоит из операций и действий:
1. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются.
2. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят.
Сущность организаторской деятельности и заключается в том, что лидер совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью группы.
В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей (Л.И.Уманский):
– усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
– подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
– распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж, внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
– учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
– работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
– итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива).
Технология организаторской деятельности (шпаргалка для лидера) |
1. Выясните условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
– выделите в задаче главное и второстепенное;
– выясните время выполнения задачи;
– уточните свои права и обязанности, кому подчиняешься ты,
– кто подчиняется тебе;
– определите место выполнения задач и материальные средства, которые вам необходимы для ее выполнения;
– повтори задание.
2. Подготовьтесь к выполнению задания:
– изучите опыт других, посоветуйся с педагогами;
– сделайте предварительную расстановку людей;
– исходя из реальных возможностей, составьте план.
3. Подготовьте к выполнению задания своих товарищей:
– обсудите план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;
– учтите поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, примите коллективное решение действовать.
4. Расставьте людей, учитывая их возможности:
– распределите работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;
– за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;
– каждый должен знать свои права и обязанности.
5. Согласовывайте свои действия:
– постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов;
– поддерживайте связь с теми, кому вы подчиняетесь, получайте от них информацию обо всех изменениях в задании;
– интересуйтесь опытом других выполняющих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:
– подробно объясняйте своим помощникам их задачу на определенный период работы;
– указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;
– подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организаторов в дальнейшем.
7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:
– привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
– осуществляйте учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
– давайте оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;
– старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.
8. Будьте внимательны в период завершения работы:
– требуйте отчета о работе от своих помощников;
– при возникающих затруднениях на отдельных участках
– организуйте помощь;
– организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуйте свое время и силы:
– осуществляйте руководство выполнением задания через своих помощников;
– решайте самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;
– оказывайте помощь в работе на самом трудном участке.
10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:
– анализируйте работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
– давайте оценку работы на основе конкретных результатов;
– старайтесь поощрить, отметить работу своих помощников.
Успешность организаторской деятельности зависит соблюдения ряда рекомендаций (по М. Вудсону и Д. Френсису) |
Установите ясные цели | Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти. |
Начинайте с малого | «Большой дуб» вырастет из маленького желудя. Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться. |
Прежде чем действовать, добейся согласия | Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени. |
Составь реальный график | «Москва не сразу строилась». Научиться – значит от чего отучиться. Культурный уровень людей меняется медленно. |
Советуйтесь часто и искренне | Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает коллектив. |
Свяжите создание коллектива с организационной работой | Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объема дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевидны. |
Смело встречайте политические проблемы | Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия. |
Поощряйте открытость и искренность | С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии. |
Не вызывайте ложных надежд | Обещать легче всего. Не выполнение обещания дискредитирует вас. |
Если нужно, перестройте свою работу | Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объем работы. |
Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Помн6ите, что развитие, в основном, саморегулируется | Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете мы сами отвечаем за свое развитие. |
Помните, что вы можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить | Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они изменились. |
Помните о тех, кто вне игры | Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками. |
Помните, что создание коллектива может вызвать другие проблемы | Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут «перерасти» свои нынешние функции. |
При создании коллектива используйте и возможности | Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. |
Делегируйте (передавайте) полномочия | У людей есть разные сильные стороны и опыт. Делегирование или передача им полномочий создает условия для их развития. |
Принимать помощь извне, если это необходимо | Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны - свой взгляд на проблему, и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организаторской работе. |
Учитесь на ошибках | Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги. |
Делайте то, о чем вы говорите | Дела говорят сами за себя. |
Законы организаторской деятельности |
1. Правило наименьшего действия: «Всякое действие должно совершаться с минимально возможной затратой сил. Начиная готовить какое-то дело, попробуй, прежде всего, от него отказаться».
2. Правило заинтересованности исполнителя: «Условием действительного исполнения дела является действительная заинтересованность исполнителя в его своевременном и качественном исполнении».
3. Правило двойного контроля: «По любому действию должен быть контроль. Действия контролеров, в свою очередь, должны стимулироваться и контролироваться лидером».
4. Правило необходимой квалификации: «Выполнение дела должно поручаться тому члену организации, который обладает теоретическими знаниями для его исполнения».
5. Правило реальных возможностей: «Выполнение задания должно поручаться активисту, который сможет выполнять его в требуемое время».
6. Правило руководства по отклонениям: «Руководители вышестоящих (над исполнителями) уровней вмешиваются в ход работы только при наличии отклонений, не устраненных ответственными самостоятельно».
7.Правило использования автономии (самоуправления): «Люди всегда стремятся определять порядок своей работы. Поэтому полезно не регламентировать детально их действия, а создавать условия для того, чтобы они сами находили рациональные пути в организации своей работы».
Экспресс диагностика организаторских способностей |
Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре ваших организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.
Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.
Опросник
2. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?
3. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?
4. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?
5. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?
6. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?
7. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?
8. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?
9. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?
10. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?
11. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной шлеи?
12. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?
13. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?
14. Вы обычно активны на собраниях?
15. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?
16. Вас раздражают поручения и просьбы?
17. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?
18. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?
19. Вас выводит из себя, когда опаздывают?
20. К вам часто обращаются за советом или помощью?
21. У вас, в основном, получается жить по принципу «дал слово - держи»?