Социальных и профессиональных группах
Представители различных групп, объединенные одним или несколькими общими признаками, естественным образом показывают характерные результаты в массовых психодиагностических обследованиях. Поэтому соответствующие результаты, наряду с содержательными научными данными приносят и результаты, используемые в стандартизации методики в части ее валидности, надежности и норм для интерпретации.
Соответствующие данные собирались с начала 80-х годов. В получении и обработке тестовых материалов принимали участие В.Э.Мильман, А.А.Немцов, А.М.Медведев, Л.А.Скабелина, Р.Сабирова, И.В.Топчий, А.С.Битуева и др.
Весь контингент испытуемых составляют следующие группы:
1. Школьники 5 классов средней школы 54 чел. 1989-1990
2. Школьники 6 классов 70 "
3. Школьники 7 классов 79 "
4. Школьники 8 классов 56 "
5. Школьники 9 классов 65 "
6. Школьники 10 классов 74 "
7. Школьники 11 классов 88 "
8. Плохоуспевающие школьники 6 класса 10 "
9. Хорошоуспевающие школьники 6 класса 30 "
10. Плохоуспевающие школьники 9 класса 15 "
11. Хорошоуспевающие школьники 9 класса 24 "
12. Одаренные ученики физ-мат класса 25 "
13. Школьники 8-10 классов из отряда "Дозор" 32 "
14. Школьники 9 классов вспомогательной школы 55 "
15. Студенты младших курсов пединститута 96 1986 – 1988
16. Студенты младших кусов МГУ 24 1990
17. Студенты младших курсов ГИТИС 18 1987
18. Слушатели высших режиссерских курсов ГИТИСа 34 1987
19. Инженерно-технические работники – мужчины 50 1990
20. Инженерно-технические работники – женщины 40 1990 21.
21. Управленцы в муниципальных органах. Среди них: 94 2000 22
22. Мужчины 42 "
23 Женщины 52 "
24. Моложе 35 лет 50 "
25. Старше 35 лет 44 " " 26. Работники мелкой торговли 20 1997
27. Мужчины различных профессий (30-60 лет) 280 1985
28 Женщины различных профессий (30-60 лет) 140 “
29. Мужчины из той же группы, достигшие успехов в работе 37 “
30. Женщины, достигшие успехов в своей работе 29 “
МП – Ож | МП – Рб | ||||||||||||||||
№ | n | Группа | П | К | С | О | Д | ДР | ОД | П | К | С | О | Д | ДР | ОД | |
м . Шк 5 кл. | 8.6 | 6.3 | 5.7 | 7.4 | 7.2 | 7.1 | 8.9 | 5.3 | 5.8 | 6.0 | 6.3 | 4.8 | 8.8 | 6.0 | |||
24 | ж | 8.3 | 5.5 | 6.4 | 6.9 | 5.7 | 7.8 | 9.5 | 6.4 | 5.7 | 7.8 | 5.9 | 5.1 | 7.5 | 6.5 | ||
6 кл | 6.0 | 8.0 | 5.2 | 7.4 | 6.4 | 7.3 | 7.5 | 5.2 | 6.4 | 6.6 | 5.5 | 4.8 | 7.5 | 4.7 | |||
78 | 7.0 | 7.8 | 5.4 | 7.0 | 6.7 | 7.2 | 7.5 | 4.2 | 6.5 | 6.7 | 5.7 | 4.5 | 8.0 | 5.0 | |||
7 кл | 7.8 | 7.5 | 6.0 | 7.3 | 6.7 | 8.7 | 8.0 | 5.6 | 5.7 | 6.3 | 7.0 | 5.6 | 7.5 | 4.5 | |||
59 | 7.3 | 6.6 | 5.0 | 6.8 | 5.5 | 7.3 | 7.0 | 5.2 | 5.8 | 6.4 | 6.7 | 4.4 | 7.0 | 4.7 | |||
8 кл | 7.8 | 6.2 | 6.6 | 7.2 | 5.7 | 6.0 | 7.9 | 6.3 | 5.9 | 8.5 | 7.4 | 5.3 | 7.6 | 4.5 | |||
32 | 7.2 | 6.5 | 5.8 | 7.6 | 5.0 | 6.2 | 7.3 | 5.3 | 5.9 | 7.0 | 7.9 | 4.2 | 6.8 | 5.2 | |||
9 кл | 6,2 | 5.8 | 4.7 | 6.5 | 5.4 | 6.8 | 5.7 | 4.3 | 5.3 | 6.5 | 7.1 | 5.3 | 7.6 | 4.1 | |||
50 | 5.9 | 6.2 | 4.9 | 7.4 | 4.4 | 5.5 | 5.9 | 3.9 | 5.5 | 5.9 | 7.3 | 3.9 | 7.0 | 4.2 | |||
10 кл | 6.5 | 8.1 | 5.4 | 6.2 | 5.4 | 5.4 | 4.6 | 6.4 | 5.1 | 7.0 | 6.6 | 4.7 | 5.7 | 3.0 | |||
38 | 5.1 | 7.3 | 5.7 | 6.5 | 4.5 | 5.6 | 4.9 | 6.1 | 5.1 | 7.3 | 5.7 | 4.3 | 6.5 | 3.4 | |||
11 кл | 6.7 | 9.2 | 5.9 | 6.4 | 5.7 | 5.4 | 4.6 | 6.5 | 4.7 | 7.8 | 7.4 | 4.9 | 5.7 | 3.0 | |||
44 | 5.0 | 8.0 | 5.5 | 6.3 | 4.5 | 5.6 | 5.0 | 6.4 | 5.0 | 7.3 | 5.7 | 3.9 | 6.5 | 2.5 | |||
Шк. 6 кл. (-) | 6.5 | 6.5 | 3.8 | 6.2 | 5.0 | 5.2 | 6.7 | 5.3 | 5.0 | 6.5 | 6.2 | 5.3 | 5.2 | 3.5 | |||
6 кл (+) | 6.9 | 7.7 | 4.1 | 6.7 | 6.6 | 8.3 | 6.5 | 4.4 | 5.8 | 6.7 | 6.3 | 5.1 | 8.1 | 3.9 | |||
9 кл. (-) | 6.7 | 6.7 | 5.1 | 7.1 | 5.8 | 6.0 | 5.2 | 3.3 | 8.0 | 5.7 | 7.5 | 4.0 | 7.3 | 4.4 | |||
9 кл. (+) | 5.2 | 7.7 | 5.0 | 7.7 | 6.2 | 7.7 | 5.5 | 3.1 | 5.1 | 6.3 | 7.3 | 5.7 | 8.1 | 4.0 | |||
9 (ФМ) | 6.5 | 5.2 | 4.3 | 7.4 | 6.8 | 7.1 | 8.0 | 2.2 | 5.4 | 5.0 | 6.0 | 5.7 | 7.4 | 5.1 | |||
9 (Доз) | 6.5 | 5.2 | 4.3 | 6.4 | 6.2 | 7.1 | 8.0 | 2.2 | 5.4 | 5.0 | 6.0 | 5.7 | 6.4 | 6.6 | |||
9 (Всп) | 8.2 | 7.3 | 5.4 | 6.1 | 5.4 | 4.4 | 5.2 | 6.9 | 6.0 | 5.8 | 5.4 | 3.7 | 5.2 | 5.7 | |||
Студ. (Пед) | 6.1 | 5.7 | 3.8 | 6.0 | 5.4 | 6.5 | 5.8 | 3.6 | 4.0 | 6.0 | 6.3 | 4.6 | 6.4 | 5.1 | |||
(МГУ) | 5.6 | 6.0 | 3.7 | 4.7 | 4.3 | 6.4 | 4.3 | 5.1 | 4.7 | 5.8 | 5.8 | 3.2 | 6.8 | 2.8 | |||
(Гитис) | 2.6 | 3.6 | 2.4 | 5.5 | 4.9 | 9.3 | 6.9 | 3.2 | 4.5 | 3.3 | 5.3 | 3.4 | 9.1 | 7.4 | |||
Режис. | 3.8 | 5.0 | 4.1 | 6.5 | 6.9 | 9.6 | 8.0 | 4.9 | 5.0 | 4.2 | 7.0 | 4.9 | 9.9 | 8.9 | |||
ИТР - мужч. - женщ | 5.9 | 5.1 | 4.3 | 3.6 | 6.7 | 6.3 | 5.6 | 6.0 | 4.7 | 5.5 | 6.5 | 5.4 | 8.4 | 8.0 | |||
5.3 | 5.0 | 2.3 | 4.5 | 5.4 | 4.8 | 5.5 | 4.7 | 5.4 | 5.3 | 6.2 | 4.8 | 7.7 | 7.3 | ||||
Управл. | 5.7 | 5.7 | 5.3 | 6.0 | 4.6 | 5.4 | 5.1 | 5.8 | 5.6 | 6.5 | 7.1 | 5.6 | 7.0 | 5.9 | |||
(мужч) | 5.7 | 5.9 | 4.5 | 5.3 | 4.6 | 5.5 | 5.1 | 5.8 | 5.5 | 6.1 | 6.8 | 5.1 | 7.3 | 6.0 | |||
(женщ) | 5.7 | 6.6 | 5.9 | 6.9 | 4.7 | 6.0 | 5.5 | 6.0 | 5.6 | 7.3 | 7.4 | 5.8 | 7.2 | 6.3 | |||
(-35) | 5.5 | 5.9 | 5.2 | 5.6 | 4.5 | 5.4 | 4.8 | 5.8 | 5.3 | 6.4 | 7.4 | 5.7 | 7.0 | 6.0 | |||
(+35) | 5.1 | 5.7 | 5.1 | 6.3 | 4.6 | 5.9 | 4.9 | 5.9 | 5.6 | 6.4 | 6.9 | 5.8 | 7.3 | 6.0 | |||
Торг.работн. | 7.3 | 8.5 | 6.3 | 9.9 | 4.0 | 5.2 | 4.5 | 8.2 | 8.2 | 7.7 | 7.8 | 5.0 | 8.2 | 7.7 | |||
280 Мужч. (30-60) | 5.3 | 6.3 | 3.2 | 4.8 | 4.8 | 6.0 | 5.0 | 5.2 | 5.6 | 4.5 | 5.5 | 5.0 | 8.2 | 7.7 | |||
140 Женщ. (30-60) | 4.7 | 6.6 | 3.0 | 4.3 | 4.5 | 5.3 | 4.9 | 4.3 | 5.7 | 4.0 | 5.2 | 4.5 | 7.4 | 7.3 | |||
ТАБЛ. 1. Средние значения основных мотивационных характеристик
в исследованных группах.
Условные обозначения:
МП-Ож - Общежитейский мотивационный профиль,
МП-Рб -Рабочий (учебный) мотивационный профиль,
П – мотивы поддержания жизнедеятельности, К- комфорта,
С – социального статуса, О – общения, Д – общей активности
ДР – творческой активности, ОД – общественной полезности.
МП – Ож | МП – Рб | ЭП | |||||||||||||||
№ | N | Группа | Пг. | Рг. | Э | И | У | Пг. | Рг. | Э | И | У | сс | ас | са | аа | |
Шк.– 5 кл. | |||||||||||||||||
6 кл. | |||||||||||||||||
7 кл. | |||||||||||||||||
8 кл. | |||||||||||||||||
9 кл. | |||||||||||||||||
10 кл | |||||||||||||||||
11 кл | |||||||||||||||||
Шк. 6 кл (- ) | |||||||||||||||||
6 кл.(+) | |||||||||||||||||
9 кл.(- ) | |||||||||||||||||
9 кл.(+) | |||||||||||||||||
9 (ФМ) | |||||||||||||||||
9 (Доз) | |||||||||||||||||
9 (Всп) | |||||||||||||||||
Студ (Пед) | |||||||||||||||||
(МГУ) | |||||||||||||||||
(Гитис) | |||||||||||||||||
Режис. | |||||||||||||||||
ИТР - мужч. - женщ. | |||||||||||||||||
Управл. | |||||||||||||||||
(мужч) | |||||||||||||||||
(женщ) | |||||||||||||||||
(-35) | |||||||||||||||||
(+35) | |||||||||||||||||
Торг.(30-40 | |||||||||||||||||
280 Мужч(30-60 | |||||||||||||||||
140 Женщ(30-60 | |||||||||||||||||
37 Мужч.(+) | |||||||||||||||||
28 Женщ.(+) | |||||||||||||||||
ТАБЛ. 2 Процентное распределение разных типов мотивационных
и эмоциональных профилей в различных группах. .
Условные обозначения:
МП –мотивационный профиль:
Пг. – прогрессивный, Рг. – регрессивный,Э – экспрессивный,
И- импульсивный, У – уплощенный.
ЭП –эмоциональный профиль:
СС – стенический, АС – смешанный стенический,
СА – смешанный астенический, АА – астенический.
Контингент, составляющий различные обследованные группы, различается следующими параметрами:
1. Возраст,
2. Пол,
3. Характер учебных занятий,
4. Характер рабочих занятий,
5. Достижение успехов в своей деятельности,
6. Социальная позиция - активная или пассивная,
7. Социально-экономические характеристики времени, в которое проводились обследования. Вся работа начиналась в восьмидесятые годы, в советский период и продолжается сейчас; в ее результатах отразились характерные черты капиталистических реформ девяностых, которые, несомненно, повлияли на мотивационные характеристики людей, и особенно, молодежи.
В первую очередь это относится к соотношению основных системообразующих характеристик мотивационной сферы личности – производительной и потребительной функциональных тенденций; это соотношение наиболее отчетливо воплощается в "прогрессивном" и "регрессивном" мотивационных профилях..
Соотношение "прогрессивного" и "регрессивного" МП