В различных возрастных, социальных и профессиональных группах

Возраст и мотивация.

Человек рождается с активным стремлением к действию и познанию. В пер-вые годы жизни время измеряется для него не календарем, а числом открытий, которые происходят постоянно. Все родители знают, каких трудов стоит покормить ребенка, уложить его спать. Зато он всегда готов направиться туда, где его ждут новые открытия. В этот период жизни человек – активный созидатель и антипотребитель по своим устремлениям.

Это отразилось и в результатах тестирования. Самые младшие из прошедших тестирование школьников – пятиклассники (10-11 лет) характеризуются наиболее положительными с позиции развития показателями соотношения "прогрессивного" и "регрессивного" мотивационного профиля в сравнении с более старшими школьниками.

Это соотношение в приводящихся ниже таблицах дано в виде разностей соответствующих показателей (Пг–Рг) в разных группах, дифференцированно по общежитейской (Ож) и рабочей (учебной) - (Рб-Уч) сферам – см. табл.1,2.

"Пг–Рг" 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Ож 24 – 13 16 - 16 26 - 23 24 – 23 12 - 35 5 - 35 4 – 43
Рб(Уч) 34 – 19 17 - 23 25 - 24 20 – 24 13 - 25 5 - 40 2 – 42

Младшие школьники (5 кл.) характеризуются наибольшей разностью "П"-"Р", а показатель "П" в учебной сфере – наибольший среди всех школьников. Правда, это отношение к учебной деятельности заметно изменяется уже в следующем классе – при переходе к среднему школьному возрасту, в котором поддерживается примерное равенство "прогрессивной" и "регрессивной" направленности. А далее, в старшем школьном возрасте, последняя начинает все более доминировать, достигая в 11 классе разницы с "прогрессивной" мотивацией до 40%.

В зрелом возрасте, если исходить из результатов тестирования, происходит в определенной степени обратный процесс. Управленцы старше 35 лет характеризуются заметно более "прогрессивными" (в процентном соотношении) мотивационными профилями в сравнении с соответствующим контингентом до 35 лет.

Пол и мотивация.

Равноправие мужчины и женщины, с одной стороны – социальная декларация, распространившаяся, возможно, с времен движения феминисток, с другой стороны – жизненная реальность, заставляющая общественные и политические круги решать проблемы прав и обязанностей тех и других, а широкие обывательские массы – развивать культуру взаимоотношений между представителями поллов. В этом смысле знание сходства и различия мотивационных качеств может работать на уяснение "метафизических" вопросов – о жизненном, социальном и глобальном предназначении и роли полов.

Соотношение мотивационных характеристик школьников и школьниц дается ниже в графиках, усредненных для учащихся 5-х и 10-х классов (см. табл.1).

Ож Рб(Уч)

12___________________________ 12 _________________________

_ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ _

_ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru 8 _ _b_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ g_ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ g b _ _ g _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ b _ _ b g b _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ g _ _ g b _

4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ _

_ _ _ _

0 __________________________ 0 __________________________

П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД

Усредненные мотивационные профили 5-классников

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru g - девочки,

b - мальчики.

Ож Рб(Уч)

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru 12___________________________ 12 __________________________

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ b _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ b _ _ b g _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ g g _ _ g _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru 4 _ _g_ _ _ _ _ b_ _ _ _ b_ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ bg _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ _

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru _ _ _ _

0 __________________________ 0 __________________________

П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД

Усредненные мотивационные профили 11-классников

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru g - девушки,

В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru В различных возрастных, социальных и профессиональных группах - student2.ru b - юноши.

Графики для мальчиков и девушек, как можно видеть, достаточно сходны, как по рисунку, то есть соотношению разных мотивационных характеристик, так и по количественным значениям однотипных шкал, то есть степени их величины, интенсивности. Повидимому, характеристики мотивационных рисунков определяются скорее возрастными особенностями, чем половыми. Обращает на себя внимание и ставит вопрос только заметное превышение стремления к комфорту (К) в общежитейской сфере ("Ж") у юношей-десятиклассников по сравнению с девушками.

"Пг–Рг" Мужч. Женщ.
Ож 18 – 12 12 – 18
Рб 28 – 11 21 – 17
  ИТР ИТР
Ож 24 – 10 20 – 5
Рб 30 – 8 11 – 4
  Упр. Упр.
Ож 19 – 25 18 – 45
Рб 30 – 21 27 – 18

Сопоставление процентного распределения разных типов МП у взрослых обнаруживает некоторые различия по полам, сформировавшиеся, повидимому, с жизненным опытом. В общей выборке работающих мужчин и женщин в общежитейской сфере разность "Пг-Рг" зеркально противоположна: 18-12 \ 12-18. Это означает, что для мужчин в несколько большей степени характерна "прогрессивно-производительная" направленность, для женщин, в той же степени -"регрессивно-потребительная". В рабочей сфере (Рб) мужчины и женщины несколько уравниваются по знаку разности "П-Рг", хотя остается определенное различие по степени:

28-11 \ 21-17. Работа все же в несколько большей степени настраивает мужчин на трудовой лад в сравнении с женщинами.

Это очень отчетливо видно в мотивационных показателях у ИТР; у них к тому же производительная направленность превышает потребительную и в общежитейской сфере. Возможно, это связано с тем, что обследование проводилось в дореформенное, советское время (1990), к тому же оно охватывало работников в резерве на выдвижение, то есть наиболее сознательных и старательных.

Влияние времени и характерных для него социально экономических условий хорошо отражается в мотивационных характеристиках работников управленческого труда. В рабочей сфере производительная направленность несколько превышает потребительную у мужчин и женщин. В то же время, в общежитейской сфере – противоположное соотношение, притом, как и следовало ожидать, у женщин – в значительно большей, можно сказать, рекордной степени. Возможное объяснение этому в том, что соответствующее обследование проводилось в наше, капиталистическое время (2002 г.).

Род деятельности и мотивация.

"Бытие определяет сознание", и это верно в той же степени как то, что "Бытие" определяется реализуемой субъектом деятельностью, в основе которой лежит выполняемая им работа. В свою очередь, "сознание" определяется заложенными в нем побуждениями, мотивацией; в то же время очевидно и обратное влияние сознания на мотивацию и, соответственно, на бытие – в первую очередь, субъективное. Что показывает в этом контексте соотношение "профессионального бытия" и мотивации ?

"Пг–Рг" М + Ж Реж. Гитис Упр. Торг.
Ож 16 – 14 12 – 13 27 – 8 18 – 34 0 – 55
Рб(Уч) 26 – 12 23 – 0 50 – 0 28 – 26 0 – 65

В качестве эталона нормы соотношения "П-Р" возьмем показатели общей выборки работающих мужчин и женщин, которые составляют: (16 -14) для общежитейской сферы и (26 -12) для рабочей.

Слушатели Высших режиссерских курсов ГИТИСа характеризуются примерно такими же показателями в общежитейской сфере и резко улучшенными в сторону "Прогрессивных" МП в сфере рабочей; студенты актерского факультета этого же вуза в обеих сферах имеют резкое доминирование соответствующих мотивационных профилей, особенно в сфере рабочей мотивации (50 – 0). Здесь, несомненно, сыграли роль профессиональные ожидания, которые у их более старших и опытных коллег могли уже достаточно остыть.

В свою очередь, работников управленческого труда характеризует очень заметный, в сравнении с предыдущими группами, сдвиг в сторону "Регрессивно-потребительной" направленности, в первую очередь в общежитейской сфере.

И уже совершенно откровенный "Регрессивно-потребительный" характер присущ распределению мотивационных профилей в выборке работников мелкой торговли, особенно в профессионально-рабочей сфере (0 – 65). Несомненно, этого следовало ожидать. В чистой торговле ничего не создается, поэтому основные уст-ремления тех, кто в ней занят, направлены в сферу потребительских интересов.

"Экспрессивный", "импульсивный" и "уплощенный" типы мотивационного

профиля в различных жизненных проявлениях.

Экспрессивность мотивационного профиля предполагает не только, и не столько экспрессию, выразительность; а если и включает ее, то не только, и не столько внешнюю, а скорее внутреннюю. Внутренняя экспрессия отражает стремление проявиться, выделиться, самоутвердиться в разных сферах и способах действия.

"Э" 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Ож 22%
Рб(Уч)
"Э" 6 кл.(+) 9 кл(ФМ) 9 кл(Доз) 9кл(Всп)
Ож
Рб(Уч)

Это стремление в школьные годы, судя по полученным результатам, наиболее присуще в подростковом возрасте, ученикам 6 – 9 классов, в общежитейской и учебной сферах, притом, у учеников 6 класса оно, возможно, является фактором школьной успеваемости. Нужно отметить, что, по полученным результатам, старшеклассники тоже достаточно экспрессивны.

Наименее "экспрессивными" в общежитейской сфере предстают серьезные учащиеся физ-мат класса и особенно участники отряда "Дозор".

"Э" Ст(Пед) Ст(Гитис Режис. ИТР Мужч. Управл. Торг.
Ож
Рб

В более старшем возрасте самыми "экспрессивными" в общежитейской сфере выглядят студенты, служители театральных профессий, ИТР обеих полов и мужчины из общей выборки, причем, в последних двух группах соответствующие показатели высоки также и в рабочей сфере.

В наименьшей степени соответствующая направленность представлена у работников торговли и управленческого труда.

Импульсивность предполагает заметные колебания в физическом поведении, состояниях, настроениях, образе мыслей и других психологических параметрах. Это все вполне может быть следствием импульсивного мотивационного профиля, отражающего определенную борьбу мотивов внутри мотивационной сферы личности.

Количественные показатели данного качества мотивационной сферы ведут себя также импульсивно, подобно тем сущностям, которые в них отражаются. В общежитейской сфере наиболее импульсивны младшие подростки (5 – 6 кл.) и старшеклассники. У старших подростков (7 – 9 кл.) здесь образуется некоторый провал, нарушая сколько-нибудь плавную эволюцию качества в школьные годы.

"И" 5 кл. 6 кл. 7 кл 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Ож
Уч
"И" 6 кл.(-) 6 кл.(+) 9 кл.(-) 9 кл.(+) 9 кл(ФМ) 9 кл(Доз) Всп.
Ож
Уч

Столь же импульсивно ведет себя одноименное качество в сопоставлении групп, отличающихся успехами в учебе, характером увлечений и возможностями достижений в своей активности. Так, успеваемость у учеников 6 класса связана с "импульсивным" МП скорее отрицательно, а у девятиклассников – скорее положительно. Среди учащихся физ-мат класса – абсолютно низкий процент учеников с этим МП ( 0 ), а у представителей отряда "Дозор" – очень высокий ( 30% ). Ученики вспомогательной школы по полученным данным очень мало импульсивны. Никаких закономерностей.

"И" Ст.(Пед) Ст(Гитис Режис. Женщ. ИТР Управл.
Ож
Рб(Уч)

В более старших возрастах наиболее выражена "импульсивность" у студентов, режиссеров и женщин разных возрастов, наименее – у ИТР обоих полов и управленцев. Здесь – похоже на правду.

Уплощенный мотивационный профиль означает, что основные мотивации, составляющие мотивационную сферу личности, развиты примерно в равной степени, без пиков и резких спадов, образуют ровную, плоскую структуру. Хорошо это, или плохо ?

"У" 6 кл(-) 6 кл(+) 9 кл(-) 9 кл(+) 9 кл(ФМ) Ст(Гити
Ож
Уч

В наших данных этот тип МП встречается очень часто и во многих группах достигает половины и более. Поэтому этот профиль, в принципе, можно считать обычным. Возможно, поэтому трудно выделить, какая из групп является "более обычной". Интересно, что и хорошо и плохо успевающие школьники и в 6 и в 9 классах отличаются заметной выраженностью этого типа. Наименьшая представленность этого МП отмечена в учебной сфере учащихся физ-мат класса и у студентов-актеров ГИТИСа – совсем микроскопические проценты. Этих увлеченных учащихся, видимо, ведут другие, более сложно структурированные рисунки мотивационной сферы.

Эмоциональный профиль и жизненные параметры.

Характеристики эмоциональной сферы введены в мотивационную психодиагностическую методику не случайно. Эмоция, эмотивность прямо связана с мотивацией, являясь структурой внутренней субъективной оценки реализации мотива. В используемой методике в этом плане выделяются две шкалы – характер эмоциональных предпочтений и характер поведения в стрессовой ситуации - стенический (С) и астенический (А ). Таким образом, вычленяются 4 типа эмоционального профиля (ЭП) – см. стр. 46-47:

1. СТЕНИЧЕСКИЙ (С-С),

2. АСТЕНИЧЕСКИЙ (А-А),

3. СМЕШАННЫЙ СТЕНИЧЕСКИЙ (А-С),

4. СМЕШАННЫЙ АСТЕНИЧЕСКИЙ (С-А).

СТЕНИЧЕСКИЙ ЭП характеризуется предпочтением эмоций стенического типа и стеническим поведением в стрессовых ситуациях. Такой человек любит активность, напряжение, возможно, азарт и риск. Устойчив и рационален в стрессовой ситуации, успешно действуя в ней.

Ниже отражены те из исследованных групп, которые обнаружили наибольшую процентную долю этого профиля в соответствующей группе.

"ЭП" 5 кл. 9кл(Доз) 9кл(Всп) Ст(Гити ИТР(м.) Упр(м.)
С-С

Среди них (как можно видеть из таблицы):

Ученики-младшеклассники с их натуральными активными устремлениями и смелостью, наверное, связанной с еще не выработанным умением разглядеть и оценить характер ситуации – ее стрессогенность, опасность, критичность; учащие-ся 9 класса вспомогательной школы, возможно с теми же устремлениями и возможностями; социально активные и любознательные участники отряда "Дозор".

Сюда же примыкают; студенты ГИТИС с их возвышенно-творческими установками и верой во всемогущество их искусства.

Представители сильного пола среди ИТР и работников управленческого труда -

люди закаленные в жизненных и трудовых перипетиях, и их стеничность не должна вызывать вопросов.

А вот группы с наименьшим представительством эмоциональных профилей стенического типа:

"ЭП" 10 кл. 11 кл. 6 кл.(+) Женщ. Торг.
С-С

Это: старшеклассники, повидимому, уставшие от учебы в школе и ожидающие в близком будущем более легкой жизни; почему-то оказавшиеся здесь хорошо успевающие шестиклассники; работающие женщины в возрасте от 30 до 60 лет – женщины в принципе менее стеничны, чем мужчины; и наконец, работники мелкой торговли с их недостаточно организованной эмоциональной сферой.

АСТЕНИЧЕСКИЙ эмоциональный профиль по определению противоположен стеническому. Он характеризуется эмоциональными предпочтениями пассивного, гедонистического типа и недостаточной устойчивостью к давлению стрессовых факторов. Посмотрим, представители каких групп этим страдают (а быть может, и радуются) больше других.

"ЭП" 9-11 кл. 9 кл (-) 9кл(Всп) Режис. ИТР(ж.) Упр(ж.) Торг.
А-А 35 – 44

Полученные в реальном обследовании результаты в целом соответствуют тем характеристикам, которые ожидались по определению. Наиболее астеничны: старшеклассники, в том числе плохоуспевающие; женщины, работающие в трудных профессиях, включая работниц ИТР и управленческого труда а также слушатели Высших режиссерских курсов ГИТИСа обоих полов. Торговые работники

и здесь показывают рекордные результаты – почти половина обследованных характеризуется астеническим эмоциональным профилем. Интересно, что у учащихся вспомогательной школы удельный вес астенического типа достаточно высок (34%), но не больше удельного веса противоположного ему стенического типа. (33%). Эмоциональная дезадаптация, повидимому, проявляется в крайностях.

СМЕШАННЫЙ СТЕНИЧЕСКИЙ тип ЭП характеризуется стеничностью поведения в стресс-ситуациях и одновременно - астеничностью в эмоциональных предпочтениях; отнесение его хотя и к смешанному, но стеничному типу связано с тем, что по нашему мнению, именно отношение к стресс-факторам является сис-

темообразующим в эмоциональной сфере человека в целом. –(почему) Поэтому, этот тип вместе с чисто стеническим ЭП следует рассматривать как достаточно адекватный в достижении цели и мотива в продуктивной деятельности, в которой всегда встречается достаточно трудностей. Из общей таблицы видно, что смешанный стенический ЭП является наиболее распространенным в большинстве групп, особенно в молодежных. Естественно предположить, что именно стеническое отношение к стресс-факторам формирует в дальнейшем и эмоциональное предпочтение к стеническим эмоциям. Характерно, что среди всех обследованных групп только у учащихся вспомогательной школы этот тип ЭП составляет менее 10 %.

СМЕШАННЫЙ АСТЕНИЧЕСКИЙ тип ЭП противоположен предыдущему.

"ЭП" 6 кл (-) 9кл(Всп) ИТР(ж.) Женщ.
С-А

Он характеризуется стенической эмоциональностью и астеническим поведением в стрессовых ситуациях; среди почти всех обследованных групп он является наименее распространенным. И это можно понять: стеническая эмоциональность в сочетании с неустойчивым поведением в стресс-ситуациях должна создавать общую жизненную неуравновешенность, невротизм. Этот тип ЭП среди всех групп более всего характерен для учащихся вспомогательной школы, далее – для женщин инженерно-технических работников и, наконец, для плохоуспевающих учеников 6 класса. Повидимому, ранняя неуспеваемость является следствием этой самой общей жизненной неуравновешенности.

ВЫВОДЫ

1. Главной, системообразующей мотивационной характеристикой личности, на которую "ложатся" различные жизненные проявления, является соотношение ее производительной и потребительной направленностей. Это соотношение воплощается в характерных мотивационных профилях – "прогрессивном" и "регрессивном"; оно представляет собой важнейшую составляющую мотивационной сферы личности по линии "личностное развитие – регресс", будучи подверженным, в свою очередь, влиянию таких факторов как возраст, пол, род занятий, интеллектуальные и социальные установки индивидов.

2. Другие мотивационные профили – "экспрессивный", "импульсивный" и "уплощенный" в смысле влияния на характер и результаты деятельности можно считать вторичными, формообразующими; в то же время, в определенных условиях они могут оказывать большее или меньшее влияние на параметры деятельности. Так, представители "экспрессивного" МП, повидимому, могут успешно действовать в условиях, требующих повышенного самовыражения, самоутверждения. Характерная для представителей "импульсивного" МП борьба основных групп мотивов может отрицательно влиять на процесс и результаты целенаправленной деятельности. Впрочем, аналогичное влияние может быть присуще и "уплощенному" мотивационному профилю, для которого характерно отсутствие борьбы мотивов, что может вызывать определенное равнодушие, пассивность.

3.Существенное влияние на поведение могут оказывать характеристики эмоционального профиля личности. В целом, положительным фактором творческой, учебной и рабочей активности можно считать ЭП стенического типа; астенический ЭП в этом аспекте скорее может играть отрицательную роль. Наиболее распространенным типом ЭП, в то же время, является смешанный стенический тип.

Литература.

Мильман В.Э. Динамическая структура мотива, цели и плана. – "Материалы

IX Всесоюзной конференции по кибернетике". М. 1981. т.3. с. 89-93.

Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психологич.

ж-л", 1988, № 1.

Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность. – "Эмоции в физическом воспи

тании учащихся". Воронеж. 1986.

Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. – "Во-

просы психологии", 1987, № 3.

Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности – "Практикум по психо-

диагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции", М. МГУ, 1990.

Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. –

"Психология подростка", М. МПУ, 1993.

Глава 5.

Наши рекомендации