Ii. объём дисциплины и виды учебной работы
I. ВВЕДЕНИЕ
«Безопасность жизнедеятельности» - обязательная для изучения дисциплина в рамках базовой части «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»), реализуемого Российской академией правосудия.
«Безопасность жизнедеятельности» - новая дисциплина в системе знаний, предоставляемых Российской академией правосудия. Она представляет собой область научных знаний, изучающей общие опасности, угрожающие социуму, закономерности их возникновения и проявления и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Бакалавр по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» обязан знать мир опасностей, который реально существует и является постоянным спутником нашей жизни. Он должен понимать, что современный мир опасностей во многом субъективен и, к сожалению, негативно влияет на здоровье людей, природу и состояние техносферы. Уровни материального, социального и морального ущербов, обусловленных воздействием опасностей, огромны. Они непрерывно нарастают во многом из-за техногенных и антропогенных опасностей, обусловленных развитием техники, ростом численности населения Земли и его урбанизацией.
Для ограничения и снижения негативного влияния опасностей на нашу жизнь и природу человек обязан владеть основами культуры безопасности жизнедеятельности и бережного отношения к природе. Каждый бакалавр должен обладать основными приёмами и способами реализации безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, знать требования безопасности к современной технике и технологиям. Реализация этих требований с целью минимизации или полного устранения ущерба от опасностей -важнейшая целевая функция каждого бакалавра.
При реализации своих обязанностей в области безопасности бакалавр должен понимать, что его конкретные решения должны быть направлены на снижение негативного влияния внешних причин на травматизм и смертность работающих и населения и, в конечном итоге, на решение демографических проблем России.
Цель образования по дисциплине - приобретение студентами необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и социально-бытовой деятельности.
Основные компетенции дисциплины:
1.Понимание проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека.
2.Овладениеприёмами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества.
3.Формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
- культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
- способностей обоснования и рационального принятия решений с точки зрения безопасности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
1. Знатьосновные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, способы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
2. Уметь:
- идентифицировать основные опасности среды обитания человека;
- оценивать риск их реализации;
- выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- выбирать рациональные способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.
3. Владеть:
- законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды;
- требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
- навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении профессиональных, естественно-научных и гуманитарных учебных дисциплин, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе (колледже). «Безопасность жизнедеятельности» изучается на лекциях, практических (ПЗ) занятиях, семинарах (С) и в ходе самостоятельной работы (СР).
Уровень дисциплины ЗНАТЬ – это основной объём сведений, которые студенты получают в ходе лекций.
Уровень дисциплины УМЕТЬ решается на ПЗ, на которых закрепляется как лекционный материал, так и знания, полученные в ходе самостоятельной работы (СР) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
Уровень дисциплины ВЛАДЕТЬ достигается студентами в ходе семинаров, где детально отрабатываются все вопросы изучаемого материала в рамках предстоящей профессиональной деятельности.
Учебно-материальное обеспечение курса включает специализированный класс «Безопасность жизнедеятельности», класс персональных компьютеров с установленным на них необходимым программным обеспечением «Консультант» и «Гарант» и подключёнными интернет-ресурсами по основам безопасности жизнедеятельности (принадлежность кафедры информационного права, информатики и математики Российской академии правосудия), а также специальный медиа-курс на DVD –дисках.
Рабочая программа дисциплины построена по модульно-блочному принципу. Под модулем (разделом) курса «Безопасность жизнедеятельности» понимается укрупненная логико-понятийная тематика, характеризующаяся общностью используемого понятийно-терминологического аппарата. Каждый модуль (раздел) состоит из трёх блоков (рис.1.1):
- инвариантного блока, включающего ядро – необходимый минимум знаний, принципов и понятий курса «Безопасность жизнедеятельности»;
- вариативного блока, под которым понимается укрупненная группа области знаний курса «Безопасность жизнедеятельности»;
- блока вузовской образовательной программы с конкретными научно-практическими знаниями применительно к направлению подготовки 030900.62 – «Юриспруденция» квалификация бакалавр.
Рис.1.1. Модульно-блочная архитектура программы
«Безопасность жизнедеятельности»
II. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачётных единиц и часов по формам обучения |
Очная | |
Зачётные единицы - общая трудоёмкость | 2 з.е. – 72 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | |
ü Лекции | |
ü Семинарские ü (практические занятия) | |
ü Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |
Форма итогового контроля | Зачёт |
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачётных единиц и часов)