В тетради АНТРОПОЭКОСИСТЕМА
блоку №1 («Общность людей»). Основной смысл антропоэкологических исследований сосредоточен на изучении условий, в которых протекает жизнедеятельность общности людей и тех процессов, которые происходят внутри самой человеческой общности. Поэтому в представленной модели этот блок помещен в ее центр.
Райх Е.Л. утверждает, что человеческая общность, которая взаимодействует с остальным населением, участвует в той или иной степени ЖИЗНИ. Изучение жизнедеятельности населения (его труд, быт, отдых, семейно-брачные отношения, образование, культура, общественная жизнь, национальное отношение) и влияющих на нее факторов среды обитания человека, связаны с проблемами образа жизни. Образ жизни охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности социальной группы, которая просматривается в единстве с условиями жизни, определяющими ее.
Акимова Т.А. дает характеристику блоку №2 («Природа»): природа определяет наиболее важные параметры производства хозяйства и условия жизни населения, но одновременно сама находится под ощутимым прессингом хозяйственной деятельности людей. На жизнедеятельность населения (в том числе на его здоровье и демографическое поведение)
Блок №3 («Население») описан в работах Андреевой Т.А.: жизнедеятельность любой общности людей самым тесным образом связана с остальным населением, частью которого является. Эти связи носят преимущественно положительный характер, но могут иметь и отрицательные последствия..
Блок №4 («Хозяйство») рассматривает в своих трудах Лось В.А.: от уровня развития хозяйственной деятельности в рамках изучения существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В наиболее обобщенной форме хозяйство трактуется, как процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в результате которого люди посредством своего труда, используя исторически определенные орудия производства, в условиях конкурентных производственных отношений добывают себе необходимые средства существования и развития
Гирусов Э.В. изучил блок №5 («Социально-экономические условия»). Он говорит, что этот блок объединяет большое число показателей.
Характеристику блока №6(«Загрязнение окружающей среды») дал Новиков Ю.В. он пишет, что на условия жизни людей весьма существенно и постоянно увеличивающиеся негативные воздействия оказывают факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности человечества.
Основные характеристики блока №7 («Демографическое поведение») рассматривал Коробкин В.И.: демографическое поведение – важная характеристика общности людей. Оно представляет собой систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния людей. Демографическое поведение включает действие, связанное с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношения к своему здоровью (самосохранительное поведение).
Алишева К.А. дает характеристику блоку №8 («Экологическое сознание»): экологическое сознание– это способность понимания неразрывной связи человеческого общества с природой, зависимости благополучия людей от ценности и сравнительной неизменностью природной среды и использования этого понимания практической деятельности.
Блок №9(«Уровень здоровья населения») описан в трудах Николайкина Н.И. Он пишет, что уровень или качество общественного здоровья можно оценить или «измерить» с помощью медико-демографических
коэффициентов заболеваемости, инвалидности, смертности и т.д. Уровень здоровья – показатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропологические ситуации). Он зависит от природных социальных, эколого-гигиенических условий и отражает, насколько данные условия комфортны для нормальной жизнедеятельности этой общности людей.
Передельский А.В. дает характеристику блоку №10(«Профессиональные предпочтения»). Он утверждал, что условия жизни существенно влияют на выбор профессии внутри реальных общностей людей. При этом определяющая роль принадлежит как природным, так и социально-экономическим условиям.
Блок №11 («Уровень культуры») описан в работах Валовой В.И. Анализ этого блока, в первую очередь, нуждается в определении понятия «культура», поскольку этот термин имеет различный, иногда далекие друг от друга значения. В данном контексте культура рассматривается как социальная система взглядов человеческой деятельности, которые сформировались на основе функционально-полезных для общества норм и ценностей и закрепились в общественной практике и сознании общества.
Прохоров Б.Б. характеризует блок №12 («Уровень образования»). Образование рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важных функций: экономической, социальной, культурной.
Понятие экологического риска.Количественные показатели риска..Виды ущерба.Классификация факторов риска(в тетради)