Где злой крик – там и болезни
Руки – главный инструмент передачи энергии от человека к человеку. Посмотрите, как тянет влюбленных держаться за руки – они словно купаются в энергиях друг друга.
Раздражение, гнев, злость, обида меняют излучение тела мгновенно, и мы превращается в отравителей. Руки мечут молнии. Помните, что, ударив в таком состоянии ребенка, а в плохом душевном состоянии взяв его на руки, вы немедленно передадите ему часть отрицательной энергии. Вот почему у часто ссорящихся родителей болеют дети. Они не простыли, они просто отравлены взрослыми. Как правило, скандалисты и сами здоровьем не блещут: серые лица, темные тени под глазами, плохие зубы и жутчайший полиартрит. Свою хорошую энергию они давно растеряли и вынуждены теперь отнимать её у других. Тот, кто на их провокацию отзовется раздражением и гневом, тот и “покормит”.
А ведь у некоторых стало правилом “воспитывать” домашних только оскорблениями. В таком доме чахлые цветы, затхлый воздух, даже при частом проветривании. Доброжелательный и тонко чувствующий человек начнет кашлять и задыхаться, ибо энергетика дома напоминает комнату, в которой мололи острый перец. Может ли современно человек - обидчивый, вспыльчивый, ревнивый, отчаявшийся - избежать пагубных переживаний или раз они его настигли, оградить себя от их последствий? Специалисты утверждают, что может.
Эмоции - продукт нашего ума. У человека умственное поведение может быть разным. Оно может способствовать оздоровлению, такое поведение называется саногенным, т.е. оздоровленным, но есть мышление патогенное. Оно усугубляет стресс, напряженность и увеличивает вероятность заболевания.
Источник патогенного мышления - раздумья, связанные с обидой, стыдом, завистью, неудачей, вообще с отрицательными эмоциями.
Человек не может стать по настоящему здоровым, если сам не научится управлять состоянием своей души, направлением своих мыслей. Как научиться этому? Профессор Юрий Михайлович Орлов доктор психологических наук, Московской медицинской академики им. Сеченова, дает способы, овладев которыми можно избавиться от обиды, зависти и страха.
Обида. Она возникает тогда, когда чьи-то действия не соответствуют нашим ожиданиям, нашим приказам. На чем основан наш приказ? Естественно, на нашем опыте общения с конкретным человеком, нам кажется, что после добрых слов в его адрес, после конкретного подарка, он должен стать нашим доброжелателем, преданным другом. Я построил модель его отношения ко мне на основе своих представлений об этом человеке. Но ведь есть еще его собственные представления, их то я во внимание не принимал. Тем самым как бы лишил его права на собственную точку зрения, лишил его индивидуальности. Это отражает мой эгоцентричный взгляд на мир: он должен быть устроен, так как удобно и приятно мне; поступки окружающих программируются моим ожиданием, а если они не соответствуют моим планам то я их воспринимаю как тяжелую обиду, оскорбление не вписывающиеся в этические нормы. Разумеется, на нанесенную обиду я хотел бы ответить наказанием. Чем тяжелее, по моим представлениям, обида тем суровее должно быть наказание. Я хотел бы нанести ущерб, о котором человек помнил бы всю жизнь, я хотел бы, что бы он, не общался со мною, то есть, не работал бы здесь, не жил бы. Что бы его не было! Теперь не только его поступки, но и вся его жизнь должна соответствовать моим представлениям. Это значит, что я признаю лишь собственные желания, совершенно отказываясь сочетать их с программами и моделями окружающих людей. Такой взгляд на жизнь неизбежно ведет к краху, разочарованию, душевному опустошению.
Итак, обида (по Орлову) состоит из трех элементов:
1. Моего ожидания поведения человека.
2. Его реального поведения.
3. Моей неудовлетворенности от несовпадения ожидаемого с реальным.
Профессор Орлов полагает, что прогнозирование чьих-то поступков следует использовать не категории долженствования, а категории вероятности. Только в этом случае прогноз может быть объективным, а разрыв между ожидаемым и свершившимся - минимальный. А значит, не будет основания для обид. Логично возникает вопрос: значит можно совсем не обижаться? Профессор Орлов отвечает: жизнь достаточно разнообразно и случаются ситуации, когда первая реакция на неожиданный поступок остается обида или, скажем, гнев. Но уже вторая реакция - размышление над происшедшим. Размыслив обиду, сразу приходишь к выводу, что твои ожидания были чрезмерно жесткими, и что они требуют корректировки. А когда видишь, что сам ошибся, то обижаться остается только на самого себя.
Обида связанна с бурной реакцией, вспышкой, выбросом гормонов. Поэтому, прежде всего, следует сдерживать первый порыв. Быстро взять себя в руки, расслабиться. Только на фоне расслабления можно размыслить обиду, разрушить ее. Подобным же образом можно избавиться и от страха, гнева, агрессивности, закомплексованности.
Обидчивость удел слабых. Сильный мудрый человек неуязвим и поэтому необидчив. Помочь сделать себя таким должно здоровое мышление. Профессор Орлов приводит пример здорового мышления (саногенного) Иванушка - дурачок. С точки зрения братьев он поступает крайне глупо, но на самом деле дает образцы саногенного мышления: со всеми приветлив, весел, не держит обид, равнодушен к финансовой удаче, не дорожит деньгами и престижными должностями.
Зависть. Она программирует наше поведение в значительно большей степени, чем мы думаем. Отдавшись её власти, мы становимся агрессивными, гневными, мстительными. Чем более она овладевает нами, тем более изнуряет. Нередко приводит и к пагубным, далеко идущим последствиям. Не зря с помощью этого чувства властители издавна создают у поданных образ врага (раскулачивание...).
Разберемся в механизме зависти. Операция первая - сравнения себя с другими. Сравнение идет по какому-то признаку, как правило, очень существенному: по успеху - профессиональному, житейскому, по принадлежностям к определенному типу людей, по обладанию чем-то ценным и т.д. При этом человек сравнивает себя с другими автоматически, в результате чего сам процесс зарождения эмоций уходит из-под контроля. Однако сравнение само по себе не может продлить эмоцию. Для этого требуется еще одно непременное условие. А именно - признание равенства сравниваемых объектов - это операция вторая. Ведь мы не сравниваем несравниваемое (с арабским шейхом). Следовательно, для культивирования зависти необходимо культивировать идеи равенства людей. По крайней мере, равенства тех, которых я сравниваю. "Ты такой же, как я и права у тебя такие же, и возможности, а у меня все хуже". Начинаются неприятные переживания. Тут же включается механизм психической защиты, страдания, порождаемые завистью, могут быть так велики, что, как правило, орудием защиты становится агрессия. Завидующий критикует того, кто его превосходит, и получает удовлетворение, если тем наносит удар другому. Тем, кто страдает от зависти, профессор Орлов советует, прежде всего, отказаться от идеи равенства. "Он такой же, как я, а живем по-разному". Нет, он не такой, и я - не такой, как он. У него иная работоспособность, радость или боль он испытывает не так, как я. Если я это пойму, признаю, то другой становится уникальным, единственным, несравненным, несравнимым, со мной.
Сравнение имеет смысл, когда надо комплектовать команду для выполнения совместной работы. Сравнение уместно если другого человека рассматривать в интересах дела. И оно бессмысленно, если сравнивать с кем-то своих родителей, детей, любимых, близких. Один мудрый поэт воскликнул: "Пока я в своем уме, я не сравниваю свою милую!" И он был прав.
Страх. Профессор Орлов определяет страх как самую губительную эмоцию. Сильный страх искажает мышление, он мобилизует самую примитивную, темную энергию. Когда человек во власти страха, он способен на самые жестокие поступки: так преступник убивает свою жертву из-за страха быть раскрытым. Каждым в какие-то моменты жизни овладевает страх, главным образом из-за того, что он думает, что способен глянуть в будущее. Страх предвосхищает страдания, боли. Отрешившись от прогнозирования мыслей о будущем, можно освободиться и от страха. Существует и другой источник страха: индукция. Бывает, что человек не отдает себе точного отчета о том, чего же он боится, а чувство страха его не покидает.
Мы существа социальные и воспринимаем чувства, возникающие у других. Их страх передается нам, неизбежно передается. Особенно это касается близких людей. И поэтому, когда мне страшно, я должен подумать, какова в этом страхе доля индуцирования, вызванная эмоциями других. Так же подумать и о том, что я своими страхами, отравляю жизнь тех, кто рядом, так, мать, которая владеет отрицательными чувствами, губительно воздействует на свое дитя, которое себя защитить здравыми рассуждениями не может.
А как наше здоровье реагирует на страх? Если невозможно защита бегством или нападением, то ты оказываешься во власти гнева, становишься агрессивным, раздражительным. Хронический гнев опасен, он истощает иммунную систему подобно СПИДу. Когда человек испытывает страх, и, следовательно, гнев и агрессию, у него сгорает Т - лимфоциты, без которых организм открыт для любых болезней. «Рак – это на 100% результат обиды и страха» - И.Неумывакин. Говорят: "Твой гнев есть твоя болезнь" и это совершенно верно замечает профессор Орлов и рекомендует замечательное средство от страха - любовь, доброта, согласие. Когда я начинаю прощать, вижу, что и меня прощают, я получаю надежду на согласие, и мой страх уменьшается. Через согласие, через терпимость, через любовь я уменьшаю свой страх. Когда я отказываюсь судить, ценить, оценивать, когда я не говорю что одни хорошие, а другие плохие; когда я не задаю ситуацию оценивания, тогда я и не боюсь, что меня кто-то будет оценивать. Мне спокойнее. Мне легче. Я не боюсь. Ю. Орлов1991.
3) Психопатологические последствия гласности. Многие не способны пережить объективную информацию. У нас около 8% высоко внушаемых людей – "пустоголовые". С наступлением гласности, перестройки: одни построили новые идеи, другие ушли в религию, создали свою философскую концепцию, и прочее. 8% - ничего не придумало и в их головы можно вложить любую информацию.
4) Снижение уровня социальной поддержки. В настоящее время строится институт социальной помощи. Вследствие снижения уровня социальной поддержки происходит повышение соматических заболеваний (язвы, аллергии, ишемические заболевания).
Источниками социальной поддержки в плане здоровья являются:
1) семья
2) начальник, руководитель предприятия
3) церковь
4) клубы по интересам
5)Многие перепутывают понятия «цель жизни» и «смысл жизни». Достижение цели жизни - это еще не смысл жизни. Зачастую достигнув цель, перед человеком возникает безысходность, обрыв. В жизни есть две трагедии:
1) Когда человек поставил цель и не осуществил
2) Когда поставил цель и осуществил.
Но на это мы порой не обращаем внимания.
Пример: I) молодой человек: цель – квартира, много работал, заработал квартиру, "обмыл" её. Итог – алкоголик.
За целью пустота. Это условие мнимой смерти. Надо учиться перенацеливаться.
Смысл жизни - это есть движение на восток, за горизонт, это явление недостижимое. Задача: стремиться достичь - в этом и есть смысл жизни. Великая мудрость: когда человек может войти в процесс жизни и двигаться вперед.
Цель в жизни – это нечто принципиально достижимое.
Смысл в жизни – это нечто принципиально недостижимое (движение за горизонт), это сам процесс жизни. Если выпадаешь из процесса, то нет смысла в жизни.
Какая конечная цель в христианстве? Попасть в царство небесное, в другую жизнь. Эта задача находится за пределами жизни. Человек, который не верит, постоянно встречается с трудностями, он постоянно умирает. Художник нарисовал картину – умер, учитель закончил учебный год - умер; 1 сентября - возродился, воскрес. Если перепутывают понятия цель и смысл жизни, следует трагедия, напряжение, страх.
Что интересно, что алкоголь, курение, обжорство - это защита, уход от проблем, метод справиться со своим внутренним напряжением, механизмы психологической защиты. Курение - ритуал, который сплачивает людей. Много едят - неудовлетворенны потребности в уважении, самоуважении, сексуальные потребности.
Существует 4 вида нагрузок, которые осложняют жизнь людям, и вредят их здоровью:
- влияние окружающей среды (шум, загрязненный воздух, жара, холод и др.);
- обыденные раздражения и конфликты, так называемые мелочи жизни (опоздания, маловажные споры, длительные ожидания и пр.);
- критические (кризисные) жизненные ситуации:
а) большие эмоциональные нагрузки и катастрофы (смерть, развод и др.). - Ситуации, когда необходимо кардинально менять жизненный сценарий.
б) позитивные эмоциональные нагрузки (свадьба, назначение на престижную должность, т.е. все необычное). Это связано с тем, что любые переживания требуют основательной перестройки или переориентировки, превышающие физические возможности человека.
- наряду с внешними воздействиями есть еще внутренние, личностные претензии и ожидания относительно себя или окружающего мира (вера в обязательное уважение со стороны окружающих тебя людей, или что надо вникать в чужие проблемы.)
Итак, стрессы ослабляют защитные силы организма, открывая, таким образом, дверь для болезней и недомоганий, вызывая изменения вегето-сосудистой, нервной систем, в гормональном статусе и в обмене веществ. Личность играет не последнюю роль в развитии многих заболеваний. Еще древние тибетские медицинские трактаты утверждали, что корнями всех болезней являются невежество, злоба и страсти. Все эти причины или факторы были названы стрессорами. Поэтому к ним повышенное внимание психологов, психотерапевтов с точки зрения психологической защиты человека, предупреждения срывов, обеспечения здоровья в широком смысле слова, т.е. благополучие.
Однако к стрессу приводят не сами обстоятельства, порой не зависящие от нас, а то, как мы их воспринимаем. Ганс Селье: "Имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете?" Известно, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья.
Укрепление здоровья человека через самосовершенствование психологической составляющей (повышение уровня психической культуры) опирается на утверждение и применение принципов "само" (само регуляция, самопсихогигиена, самообогащение, само конструирование личности и т.д.). Следовательно, каждый человек, если он хочет быть здоровым, должен учиться определить черты личности, которые повышают вероятность возникновения заболеваний. Мы способны выработать в себе установку на сохранение и укрепление здоровья, развивая собственную личность.
Само регуляция - выступает как средство и как цель сохранения и укрепления психического и физического здоровья, предупреждения психосоматических расстройств или само регуляция - это регуляция активности всех систем организма, (лат. regulare – налаживать).
Психическая само регуляция - имеет целью упорядочивание, налаживание отдельных сторон жизни человека, управление своей психикой.
Способность к само регуляции - это один из важных показателей эмоциональной и социальной зрелости личности.
Канадский физиолог Ганс Селье в своих исследованиях показал, что при воздействии разнообразных внешних раздражителей, стрессоров (физическая нагрузка, яд, тревожное состояние, конфликт) организм отвечает неспецифическими реакциями защиты: учащение пульса, повышение АД, уменьшение слюноотделения, увеличение в крови содержания гормонов - адреналина ("гормон страха" - сужение сосудов - бледность), нор адреналина ("гормон гнева, силы" - расширение сосудов, краснота). Весь этот комплекс физиологических реакций, проходящих по определеннымфазам, Г. Селье и назвал стрессом, что в переводе с английского означает "напряжение".