Виды чувств и эмоциональные состояния личности
Психические процессы и свойства личности: эмоции
1. Понятие об эмоциях и чувствах.
2. Виды чувств и эмоциональные состояния личности
Литература
Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1972.
Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.
1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ
Эмоции— психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Своеобразие эмоций определяется:
1. потребностями,
2. мотивами,
3. стремлениями человека,
4. особенностями его воли и характера.
Основные функции чувств и эмоций.
- сигнальная. Она выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. И это является сигналом для тех или иных действий (например, избегание опасности, продолжение рода и т.п.);
- оценочная. Человек оценивает события с положительным или отрицательным знаком (радость, печаль, гнев);
- регуляторная. Эта функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают деятельности, блокируют ее.
- побудительная, стимулирующая. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
- подкрепляющая – значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются.
- переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой обнаруживается доминирующая потребность.
- приспособительная – благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
- коммуникативная – все невербальные проявления являются языком человеческих эмоций, посредством которого человек передает окружающим информацию об отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Выразительные движения эмоций и чувств дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей. (Не все чувства одинаково легко распознать; так, легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем — отвращение (48%) и удивление — 34%).
- компенсаторная – действует в обстоятельствах, угрожающих жизни или чему-то ценному, значимому для этого человека (например, жизни близкого человека, материальным ценностям и т.д.). эмоциональное состояние, при котором сознательный контроль над действиями прекращается, переходя к бессознательному.
Основные качества эмоций и чувств.
Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении.
Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные и неопределенные.
Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания.
Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.
Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым.
К свойствам эмоций и чувств относится:
Полярность — это двойственное эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость-грусть, любовь — ненависть, обаяние — отвращение).
Интегральность – исключительность по отношению к другим состояниям и реакциям. Чувства охватывают весь организм. Они интегрируют все функции организма.
Связь с жизнедеятельностьюорганизма – под влиянием эмоций изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции.
Факторы возникновения эмоций по С.Шехтеру (схема)
- Физические факторы (воздействующие стимулы);
- Психологические факторы (память, оценка ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей);
- Физиологические факторы (изменения нервно-мышечной системы);
Виды чувств и эмоциональные состояния личности
Все эмоциональные состояния по длительности протекания и интенсивности подразделяются на чувственный тон, настроение, эмоции, аффекты, стресс, фрустрацию, страсть и высшие чувства.
Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.
Чувственный тон – эмоциональная окраска психического процесса, побуждающая субъекта к ее устранению или сохранению. Например, цвет, запах, звук гут сами по себе вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Отражает признаки полезных или вредных факторов окружающей среды.
Настроение– это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель.
Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье.
Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства. Реакция не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые.
К фундаментальным эмоциям К. Изард отнес следующие:
Радость — эмоция, связанная с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности.
Интерес - психическое переживание, сопровождающее процесс удовлетворения познавательной потребности и выражающееся в повышении уровня активности субъекта, в сосредоточении ее на взаимодействии с объектом интереса. Многие виды человеческой активности невозможно объяснить в терминах биологической недостаточности или физиологической нужды. Здесь действуют особого рода внутренние побуждения, основанные на потребности в уменьшении когнитивного диссонанса.
Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание — отрицательная эмоция, связанная с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев — эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.
Отвращение — отрицательная эмоция, вызываемая предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях. Порождается рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения взаимодействующих людей.
Страх — отрицательная эмоция, появляющаяся при получении человеком информации о реальной опасности.
Стыд — отрицательная эмоция. Возникает при осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих, а также собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Вина -
Аффективное состояние и аффект.
Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение.
Аффект — интенсивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка. К аффектам относятся сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека.
Аффект навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры.
К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства.
Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Легче предупредить его развитие.
Стресс.
Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. Длительные стрессы могут вести к психосоматическим болезням.
Стресс имеет следующие стадии:
- фаза тревоги (мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость);
- фаза стабилизации (при наступлении адаптации);
- фаза истощения.
(Стресс кролика и стресс льва).
Фрустрация — крах надежд. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести.
Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, не закаленные в "битвах жизни", плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.
В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервнопсихическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и предметна (страсть к коллекционированию, к знанию и т.д.). страсть может вызываться осознанными убеждениями и телесными влечениям, может иметь патологическое происхождение.
Высшие чувства – это нравственные (переживания при восприятии явлений в их сравнении с нормами, принятыми в обществе), эстетические (эмоциональное отношение к прекрасному в природе, жизни и искусстве), интеллектуальные (переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека) чувства.