Сопровождающие эти движения Ваши выражения
И можно увидеть и рассмотреть...
И стоит представить и нарисовать
картину...
И можно услышать...
Что скажут другие...
И почувствовать и ощутить...
И, наконец, сказать самому себе...
3. Определение и использование внутренних стратегий вашего партнера.Дело в том, что где-то глубже первичной репрезентативной системы у человека находится еще один элемент его «карты» — стратегия извлечения последовательности модальностей. Не пугайтесь мудреного названия — за ним стоит всего-навсего некая цепочка (действительно последовательность) обработки информации, которую использует человек. Для того, чтобы определить эту самую стратегию извлечения, задайте простой вопрос, имеющий некоторое отношение к теме вашего взаимодействия, например: «Мы встретились для того, чтобы (укажите, для чего)... Как нам лучше всего это сделать?» Внимательно следите за тем, куда пойдут глаза вашего партнера после вашего требования. Например, они ушли «вверх вправо» (зрительно воспринимаемые образы), затем «вниз влево» (кинестетические ощущения), далее «побегали» по горизонтали (аудиальные звуки и слова), после чего «ушли» «вниз вправо» (внутренняя речь) — это, кстати, может совершаться и очень-очень быстро. Все, дело сделано. Перед вами не просто стратегия извлечения информации данным человеком, но последовательность действий, которые вам надлежит осуществить с ним в ходе взаимодействия: показать; дать пощупать и ощутить; поговорить о деталях и подробностях; а потом просто немного помолчать, пока он сам с собою будет обсуждать вопрос о том, стоит ли делать это.Если хотите, можете косвенно сообщить партнеру или клиенту об извлеченной стратегии: «Наверное, нам лучше сначала рассмотреть общую картину, потом пощупать ее детали, далее обсудить все это и, конечно же, позволить спросить самого себя о том, стоит ли это того». Если вы точно определили последовательность смены репрезентативных систем, ответом вам будет конгруэнтность — увеличение соответствия внутреннего и внешнего состояния человека (например, увеличение наклона головы, некоторое расслабление и успокоение дыхания) — или просто какое-то проявление «Да» — легкий кивок, улыбка и т.п.
Многопозиционное описание реальности
Мы вынуждены были столь подробно остановиться на проблеме репрезентативных систем вовсе не потому, что она того заслуживает, а в основном из-за того, что просто плохо понимается и воспринимается. Хотя нельзя не отметить, что, например, вышеописанная процедура извлечения бессознательных стратегий используется в классическом НЛП для переноса эффективных стратегий. И, например, для многих малограмотных субъектов, одного только обучения применения «эффективной» последовательности движений глаз перед написанием малоизвестного слова (например той, которую он использует в качестве внутренней стратегии при «опознании» марок автомобилей) оказывается достаточным для того, чтобы резко повысить уровень грамотности любого из современных Митрофанушек...
Теперь — куда более коротко — рассмотрим вторую из анонсированных в данной главе тем: многопозиционного описания реальности. Иначе — в классическом НЛП — это называется еще и пять перцептивных позиций, позволяющих рассмотреть любой процесс и/или явление с различных точек зрения, а в результате понять его глубже и всестороннее.
Первая позиция — это пребывание внутри себя, когда вы живете здесь и сейчас, а, главное, смотрите на мир своими собственными глазами. Вторая позиция — это вы же, но уже притворяющийся кем-то или чем-то другим благодаря своему воображению, которое способно свободно перемещаться в виртуальном пространстве. В этой позиции восприятия вы на какое-то время перестаете быть самим собой, а, наоборот, как бы становитесь другим, пытаясь, как это часто говорят, «влезть в его шкуру» и/или посмотреть на все это с его точки зрения».
Третья позиция — это вы, который как бы отходит в сторону и от себя, и от другого, и становится сторонним наблюдателем, изучающим систему ваших отношений как своеобразный отстраненный эксперт (см. рис. 2).
2-я позиция |
1-я позиция |
я |
Он |
3-я позиция |
Эксперт |
Рис.2
Данные три позиции восприятия были выделены еще в раннем Нейролингвистическом программировании и до сих пор еще активно используются для получения полной и всесторонней картины, например, взаимоотношений. Однако впоследствии к ним прибавились еще две позиции восприятия: четвертая и пятая.
Четвертая позиция — это вы и другой, рассматриваемые как единая система, что вполне соответствует принципу «общих интересов», и позволяет определить не только интересы этой самой системы, но и ее перспективу. Любопытно, что именно четвертая позиция соответствует тому самому альтернативному как эгоизму первой позиции, так и альтруизму позиции второй чувству «Мы», каковое ныне считается главным критерием (т.е. достаточным и необходимым условием) возникновения группы как общности (например, семья рождается тогда и только тогда, когда на смену эгоистическому «Мне выгодно, и потому так и будет» или альтруистическому «Тебе выгодно, а, значит, так тому и быть» рождается социоцентрическое «Нам, как семье, выгодно»: а иначе это не семья, а временный союз одиночек).
2-я позиция |
1-я позиция |
я |
Он |
4-ая ПОЗИЦИЯ 3-я позиция |
Эксперт |
Рис. 3
Что же касается пятой позиции, то это вы, временно потерявший границы своей индивидуальной сущности, и слившийся с другим до полной потери обеих самоидентичностей, что, если и бывает, то у очень немногих и в редкие мгновения подлинной интимности. А поскольку другим может выступать не только отдельный человек, но и весь мир в любых своих проявлениях, пятая позиция суть утрата границ собственной личности и ощущение всеобщности, когда все и вся едино...
2-я позиция Он |
1-я позиция я |
5-ая ПОЗИЦИЯ 3-я позиция Эксперт |
Рис.4
Ассоциация и диссоциация
Понимание различий перцептивных позиций дает ключ к осмыслению двух широко используемых в Нейролингвистическом программировании описаний характера фиксации и использования опыта: ассоциированного и диссоциированного. Впервом случае — ассоциированного опыта — речь идет о презентации чего-то воспринимаемого и/или вспоминаемого с первой (собственная точка зрения) или второй (точка зрения другого) позиций восприятия, но как бы из своих глаз, когда себя самого вы ну никак не видите в реальной или воображаемой ситуации. Во втором случае — диссоциированного опыта — мы, наоборот, как бы видим себя в этом опыте со стороны, что, в принципе, соответствует третьей позиции восприятия. Кстати, перевод воспоминаний из ассоциированного в диссоциированный варианты означает переработку этого воспоминания, что, конечно же, более всего в связи с воспоминаниями неприятными и болезненными. Так, давнишнюю аварию вы можете вспоминать ассоциированно — например, как бы видя из своих глаз сминаемый в гармошку капот, и диссоциированно — как бы видя со стороны себя в разбитой машине. Ассоциированность в воспоминании означает, что оно все еще настолько свежо в памяти, актуально и насуще, что без соответствующей проработки может превратиться в психотравму, а то и фобию. Диссоциированность. же от воспоминания значит, что оно само собой переработалось и уже не ощущается как болезненное.
Выше мы преимущественно говорились о воспоминании и восприятии неприятного, но это только потому, что в НЛП-психокоррекции мы редко имеем дело с чем-то приятным. Если же брать проблему ассоциации-диссоциации более широко, то тогда окажется, что одна из ипостасей мудрости жизни выглядит так:
Ассоциируйтесь со всем приятным (ибо только так вы можете его ощутить вполне исполна) и
Диссоциируйтесъ от всего неприятного (поскольку только тогда оно вас как бы даже и не затронет).
Упражнение 6.
-> Используя в качестве ключей доступа словоупотребления и физиологию, определите предпочитаемые репрезентативные системы не менее чем десяти своих знакомых. Закончив, разберитесь с тем, кем являетесь вы сами — «визуалом», «аудиалом», «кинестетиком» или «дискретом».
-> Проделайте это для десяти известных людей или политических лидеров, выступления и речи которых вы можете увидеть по телевизору.
Упражнение7.
-> Выучив наизусть схему глазных ключей доступа в течении недели (не меньше) потренируйтесь в определении режимов работы мозга (и смены этих режимов) большинства встречаемых вами людей.
Упражнение 8.
-> Пригласив любого из своих знакомых и предоставив ему вести диалог, потренируйтесь в улучшении подстройки к своему партнеру за счет предикативного сопровождения его глазодвигательных реакций.
-> Достаточно в этом преуспев, приступайте к отработке ведения партнера за счет изменения направлений вашего взгляда и соответствующей предикативной фразы. Обратите внимание, что ваши глаза должны двигаться зеркально (или асимметрично) — т.е. для того, чтобы ваш партнер что-то зрительно вспомнил, вы должны посмотреть в область визуального конструирования.
-> На не менее чем десяти партнерах потренируйтесь в определении их внутренних стратегий. Выявленные стратегии «отыграйте» или просто используйте.
Упражнение 9.
-> Попробуйте глубже понять какого-либо из действительно близких вам людей, последовательно применяя три (больше пока не надо) позиции восприятия: — первую(как бы глядя на него из своих глаз)
— вторую(как бы глядя на себя из его глаз)
— третью(как бы глядя на ваши взаимоотношения со стороны.
Для облегчения работы используйте разложенные на полу листы формата А4 с обозначениями «Я», «Он» и «Эксперт» (см. рис. 3), по которым и перемещайтесь, меняя позицию восприятия.
Упражнение 10.
-> Вспомните любую из своих действительно крупных неприятностей, определите ассоциированы ли вы в нее до сих пор (т.е. как бы видите происходящее из своих глаз), затем диссоциируйтесь из нее (как бы выйдите из своего тела и увидьте себя в неприятности со стороны) и изучите различия во впечатлениях и восприятиях опыта, испытав заодно заметное облегчение.
Глава 3. Раппорт и калибровка
По результатам исследований факторов эффективности психотерапии, именно раппорт является главным условием результативности психотерапевтических интервенций и вообще — результата любой психокоррекции. Однако именно и только в НЛП проблема организации и осуществления раппорта получила наиболее адекватное воплощение, причем не только лишь в теоретическом, а, наоборот, в весьма практическом, а, точнее, инструментальном плане. Поскольку только Нейролингвистическое программирование прямо и непосредственно постулировало, что для эффективного изменения людей необходимы не только (и не столько) эффективные психотехнологии, но и (сколько) прочный и точный раппорт.
Сущность НЛП-раппорта
В Нейролингвистическом программировании раппорт обычно презентируется так (по материалам семинаров ИГиСП: автор текста неизвестен. С изменениями).
1. Раппорт — это глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт — это предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества. Когда есть раппорт, коммуникация подобна танцу, в котором оба партнера плывут, как один.
2. Люди знают, когда они в раппорте или не в раппорте, но не всегда могут установить, как они приходят к раппорту или что делать, если уровень раппорта меняется.
3. Раппорту наносится урон, когда между вашим миром и миром другого — конфликт.
4. Раппорт развивается, когда наши внутренние миры объединяются или «подходят» друг к другу. Люди устанавливают раппорт легче, если они чувствуют общую почву под ногами.
5. Поведенческая подстройка или подстройка к позе, жесту, голосу, тону, темпу и т.д. так же, как и к содержанию разговора, может эффективно поднять раппорт на новый уровень.
6. Когда мы не «совпадаем» — предлагаем разные позы, жесты, голоса, темпы и т.д., — мы можем не допустить раппорта или прервать его. Иногда и это нужно, если мы не хотим коммуницировать или есть необходимость радикально изменить ход «застрявшей» коммуникации.
7. Менее решительно, когда у нас хороший раппорт, мы можем элегантно «вести» коммуникацию в желаемом направлении, изменяя содержание, позу, жесты, голос, темп и т.д. так, что другой человек естественно за ними следует. В общем, мы «сначала подстраиваемся, затем ведем».
8. Для глубокого раппорта надо подстраиваться к интересам, убеждениям и ценностям другого человека.
9. И, наконец, чтобы создать раппорт, нам нужно быть в раппорте самому с собой. Если в нашем собственном внутреннем мире есть конфликт, мы будем обращаться к другим со спутанными посланиями.
Для того, чтобы создать раппорт на отличном от привычного нам, более глубоком бессознательном уровне, специалисты по НЛП предлагают использовать своеобразную цепочку: присоединение, закрепление и ведение (которую, правда, часто сводят только к двум фазам: подстройки и ведению, поскольку давно доказано, что если вам удастся добиться хорошей подстройки, в дальнейшем вы действительно можете «вести» человека в нужном вам направлении).
Этапы создания раппорта
Согласно «классической» схемы, в начальном этапе этой цепочки — присоединении — преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение синхронности своего дыхания с дыханием партнера (клиента), а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в раппорт. Идентичность поз является здесь отправным пунктом в присоединении, ибо, например, если поза клиента свидетельствует о его закрытости, то только после ее копирования («отзеркаливания») можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельствующей об открытости к общению.
В закреплении применяются соответствующие жесты (асимметричные, т.е. как бы «зеркальные»), мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении «подключения» к миру партнера (клиента), обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.
В ведении осуществляется постепенное переключение партнера (клиента) с его собственной программы на предлагаемую взамен. Здесь основное внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения партнера (клиента) на выполнение нужной программы и развития общения с ним в интересующем вас направлении.
Поддержание и сохранение раппорта
Для поддержания и сохранения раппорта во время ПК и просто общения, специалисты по Нейролингвистическому программированию рекомендуют время от времени задавать себе следующие вопросы:
" В раппорте ли я (все еще)?
Что мне нужно сказать или сделать, чтобы создать (еще лучший) раппорт?
Почему другой человек изменил позу/голос/дыхание?
По мнению М. Гриндера («Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике»), для полного раппорта достаточно отражать (по отдельности, а не все сразу) поведенческие характеристики партнера (клиента) в указанных пропорциях:
• Тело (поза) — 50% движений и положений тел;
• Дыхание — 100% темпа и ритма дыхания;
• Жесты — 100% основных жестов;
• Лицо и глаза — 70% направлений взгляда и выражений лица;
• Язык (голос) — 100% темпа и тона речи.
В связи с исключительной важностью раппорта для осуществления эффективной психокоррекции (по утверждениям очевидцев, М. Эриксон, например, в последний период своей работы осуществлял психотерапевтические интервенции без словесных воздействий, т.е. только за счет невербального ведения), коротко разберем основные его формы и виды.
Основные виды подстройки
Согласно Г. Олдер и Б. Хаузер («NLP. Полное практическое руководство»), вы можете устанавливать раппорт, добиваясь подстройки по следующим параметрам.
1. Физиология:поза и телодвижения.
2. Голос:тон, темп речи и прочие характеристики.
3. Язык и образ мышления(точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система представления.
4. Убеждения и ценности:то, во что люди верят и что считают важным.
5. Личный опыт:поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах.
6. Дыхание:утонченное, но очень мощное средство подстройки.
3 Зак. 2731
Основываясь на материалах данных авторов, рассмотрим все эти варианты установления раппорта чуть более подробно.