Сопровождающие эти движения Ваши выражения

И можно увидеть и рассмотреть...

И стоит представить и нарисовать

картину...

И можно услышать...

Что скажут другие...

И почувствовать и ощутить...

И, наконец, сказать самому себе...



3. Определение и использование внутренних стра­тегий вашего партнера.Дело в том, что где-то глубже первичной репрезентативной системы у человека нахо­дится еще один элемент его «карты» — стратегия извле­чения последовательности модальностей. Не пугайтесь мудреного названия — за ним стоит всего-навсего некая цепочка (действительно последовательность) обработки информации, которую использует человек. Для того, чтобы определить эту самую стратегию извлечения, за­дайте простой вопрос, имеющий некоторое отношение к теме вашего взаимодействия, например: «Мы встрети­лись для того, чтобы (укажите, для чего)... Как нам лучше всего это сделать?» Внимательно следите за тем, куда пойдут глаза вашего партнера после вашего требо­вания. Например, они ушли «вверх вправо» (зрительно воспринимаемые образы), затем «вниз влево» (кинестети­ческие ощущения), далее «побегали» по горизонтали (аудиальные звуки и слова), после чего «ушли» «вниз вправо» (внутренняя речь) — это, кстати, может совер­шаться и очень-очень быстро. Все, дело сделано. Перед вами не просто стратегия извлечения информации дан­ным человеком, но последовательность действий, кото­рые вам надлежит осуществить с ним в ходе взаимодей­ствия: показать; дать пощупать и ощутить; поговорить о деталях и подробностях; а потом просто немного по­молчать, пока он сам с собою будет обсуждать вопрос о том, стоит ли делать это.Если хотите, можете косвен­но сообщить партнеру или клиенту об извлеченной стра­тегии: «Наверное, нам лучше сначала рассмотреть об­щую картину, потом пощупать ее детали, далее обсу­дить все это и, конечно же, позволить спросить самого себя о том, стоит ли это того». Если вы точно определи­ли последовательность смены репрезентативных систем, ответом вам будет конгруэнтность — увеличение соответ­ствия внутреннего и внешнего состояния человека (нап­ример, увеличение наклона головы, некоторое расслаб­ление и успокоение дыхания) — или просто какое-то проявление «Да» — легкий кивок, улыбка и т.п.




Многопозиционное описание реальности

Мы вынуждены были столь подробно остановиться на проблеме репрезентативных систем вовсе не потому, что она того заслуживает, а в основном из-за того, что просто плохо понимается и воспринимается. Хотя нельзя не от­метить, что, например, вышеописанная процедура извле­чения бессознательных стратегий используется в класси­ческом НЛП для переноса эффективных стратегий. И, например, для многих малограмотных субъектов, одного только обучения применения «эффективной» последова­тельности движений глаз перед написанием малоизве­стного слова (например той, которую он использует в ка­честве внутренней стратегии при «опознании» марок ав­томобилей) оказывается достаточным для того, чтобы резко повысить уровень грамотности любого из современ­ных Митрофанушек...

Теперь — куда более коротко — рассмотрим вторую из анонсированных в данной главе тем: многопозицион­ного описания реальности. Иначе — в классическом НЛП — это называется еще и пять перцептивных пози­ций, позволяющих рассмотреть любой процесс и/или явление с различных точек зрения, а в результате по­нять его глубже и всестороннее.

Первая позиция — это пребывание внутри себя, ко­гда вы живете здесь и сейчас, а, главное, смотрите на мир своими собственными глазами. Вторая позиция — это вы же, но уже притворяющийся кем-то или чем-то другим благодаря своему воображению, которое способно свободно перемещаться в виртуальном пространстве. В этой позиции восприятия вы на какое-то время перестае­те быть самим собой, а, наоборот, как бы становитесь другим, пытаясь, как это часто говорят, «влезть в его шкуру» и/или посмотреть на все это с его точки зрения».

Третья позиция — это вы, который как бы отходит в сторону и от себя, и от другого, и становится сторонним наблюдателем, изучающим систему ваших отношений как своеобразный отстраненный эксперт (см. рис. 2).


Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru

2-я позиция

1-я позиция

я

Он

3-я позиция

Эксперт


Рис.2

Данные три позиции восприятия были выделены еще в раннем Нейролингвистическом программировании и до сих пор еще активно используются для получения полной и всесторонней картины, например, взаимоотношений. Однако впоследствии к ним прибавились еще две позиции восприятия: четвертая и пятая.

Четвертая позиция — это вы и другой, рассматри­ваемые как единая система, что вполне соответствует принципу «общих интересов», и позволяет определить не только интересы этой самой системы, но и ее перспекти­ву. Любопытно, что именно четвертая позиция соответ­ствует тому самому альтернативному как эгоизму пер­вой позиции, так и альтруизму позиции второй чувст­ву «Мы», каковое ныне считается главным критерием (т.е. достаточным и необходимым условием) возникнове­ния группы как общности (например, семья рождается тогда и только тогда, когда на смену эгоистическому «Мне выгодно, и потому так и будет» или альтруистиче­скому «Тебе выгодно, а, значит, так тому и быть» рож­дается социоцентрическое «Нам, как семье, выгодно»: а иначе это не семья, а временный союз одиночек).


Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru

2-я позиция

1-я позиция

я

Он

4-ая ПОЗИЦИЯ 3-я позиция

Эксперт


Рис. 3

Что же касается пятой позиции, то это вы, времен­но потерявший границы своей индивидуальной сущно­сти, и слившийся с другим до полной потери обеих са­моидентичностей, что, если и бывает, то у очень немно­гих и в редкие мгновения подлинной интимности. А поскольку другим может выступать не только отдельный человек, но и весь мир в любых своих проявлениях, пя­тая позиция суть утрата границ собственной личности и ощущение всеобщности, когда все и вся едино...


Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru

2-я позиция Он

1-я позиция я

5-ая ПОЗИЦИЯ 3-я позиция Эксперт


Рис.4

Ассоциация и диссоциация

Понимание различий перцептивных позиций дает ключ к осмыслению двух широко используемых в Ней­ролингвистическом программировании описаний харак­тера фиксации и использования опыта: ассоциирован­ного и диссоциированного. Впервом случае — ассоции­рованного опыта — речь идет о презентации чего-то воспринимаемого и/или вспоминаемого с первой (собст­венная точка зрения) или второй (точка зрения другого) позиций восприятия, но как бы из своих глаз, когда се­бя самого вы ну никак не видите в реальной или вооб­ражаемой ситуации. Во втором случае — диссоцииро­ванного опыта — мы, наоборот, как бы видим себя в этом опыте со стороны, что, в принципе, соответствует третьей позиции восприятия. Кстати, перевод воспомина­ний из ассоциированного в диссоциированный варианты означает переработку этого воспоминания, что, конечно же, более всего в связи с воспоминаниями неприятными и болезненными. Так, давнишнюю аварию вы можете вспо­минать ассоциированно — например, как бы видя из сво­их глаз сминаемый в гармошку капот, и диссоциирован­но — как бы видя со стороны себя в разбитой машине. Ассоциированность в воспоминании означает, что оно все еще настолько свежо в памяти, актуально и насуще, что без соответствующей проработки может превратиться в психотравму, а то и фобию. Диссоциированность. же от воспоминания значит, что оно само собой переработалось и уже не ощущается как болезненное.

Выше мы преимущественно говорились о воспомина­нии и восприятии неприятного, но это только потому, что в НЛП-психокоррекции мы редко имеем дело с чем-то приятным. Если же брать проблему ассоциации-диссоциации более широко, то тогда окажется, что одна из ипостасей мудрости жизни выглядит так:

Ассоциируйтесь со всем приятным (ибо только так вы можете его ощутить вполне исполна) и

Диссоциируйтесъ от всего неприятного (поскольку только тогда оно вас как бы даже и не затронет).

Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Упражнение 6.

-> Используя в качестве ключей доступа словоупот­ребления и физиологию, определите предпочитаемые репрезентативные системы не менее чем десяти своих знакомых. Закончив, разберитесь с тем, кем являетесь вы сами — «визуалом», «аудиалом», «кинестетиком» или «дискретом».

-> Проделайте это для десяти известных людей или политических лидеров, выступления и речи которых вы можете увидеть по телевизору.

Упражнение7.

-> Выучив наизусть схему глазных ключей доступа в течении недели (не меньше) потренируйтесь в опреде­лении режимов работы мозга (и смены этих режимов) большинства встречаемых вами людей.

Упражнение 8.

-> Пригласив любого из своих знакомых и предоста­вив ему вести диалог, потренируйтесь в улучшении подстройки к своему партнеру за счет предикативного сопровождения его глазодвигательных реакций.

-> Достаточно в этом преуспев, приступайте к отра­ботке ведения партнера за счет изменения направлений вашего взгляда и соответствующей предикативной фра­зы. Обратите внимание, что ваши глаза должны дви­гаться зеркально (или асимметрично) — т.е. для того, чтобы ваш партнер что-то зрительно вспомнил, вы должны посмотреть в область визуального конструиро­вания.

-> На не менее чем десяти партнерах потренируйтесь в определении их внутренних стратегий. Выявленные стратегии «отыграйте» или просто используйте.

Упражнение 9.

-> Попробуйте глубже понять какого-либо из действи­тельно близких вам людей, последовательно применяя три (больше пока не надо) позиции восприятия: — первую(как бы глядя на него из своих глаз)

Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru Сопровождающие эти движения Ваши выражения - student2.ru вторую(как бы глядя на себя из его глаз)

— третью(как бы глядя на ваши взаимоотношения со стороны.

Для облегчения работы используйте разложенные на полу листы формата А4 с обозначениями «Я», «Он» и «Эксперт» (см. рис. 3), по которым и перемещайтесь, меняя позицию восприятия.

Упражнение 10.

-> Вспомните любую из своих действительно крупных неприятностей, определите ассоциированы ли вы в нее до сих пор (т.е. как бы видите происходящее из своих глаз), затем диссоциируйтесь из нее (как бы выйдите из своего тела и увидьте себя в неприятности со сторо­ны) и изучите различия во впечатлениях и восприяти­ях опыта, испытав заодно заметное облегчение.

Глава 3. Раппорт и калибровка

По результатам исследований факторов эффективности психотерапии, именно раппорт является главным усло­вием результативности психотерапевтических интервен­ций и вообще — результата любой психокоррекции. Од­нако именно и только в НЛП проблема организации и осуществления раппорта получила наиболее адекватное воплощение, причем не только лишь в теоретическом, а, наоборот, в весьма практическом, а, точнее, инструмен­тальном плане. Поскольку только Нейролингвистическое программирование прямо и непосредственно постулиро­вало, что для эффективного изменения людей необходи­мы не только (и не столько) эффективные психотехноло­гии, но и (сколько) прочный и точный раппорт.

Сущность НЛП-раппорта

В Нейролингвистическом программировании раппорт обычно презентируется так (по материалам семинаров ИГиСП: автор текста неизвестен. С изменениями).

1. Раппорт — это глубокое чувство взаимного дове­рия и легкости, которое позволяет нам хорошо кон­тактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт — это предвари­тельное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества. Когда есть раппорт, коммуникация подобна танцу, в котором оба партнера плывут, как один.

2. Люди знают, когда они в раппорте или не в рап­порте, но не всегда могут установить, как они прихо­дят к раппорту или что делать, если уровень раппорта меняется.

3. Раппорту наносится урон, когда между вашим миром и миром другого — конфликт.

4. Раппорт развивается, когда наши внутренние миры объединяются или «подходят» друг к другу. Люди устанавливают раппорт легче, если они чувствуют общую почву под ногами.

5. Поведенческая подстройка или подстройка к позе, жесту, голосу, тону, темпу и т.д. так же, как и к со­держанию разговора, может эффективно поднять рап­порт на новый уровень.

6. Когда мы не «совпадаем» — предлагаем разные позы, жесты, голоса, темпы и т.д., — мы можем не до­пустить раппорта или прервать его. Иногда и это нужно, если мы не хотим коммуницировать или есть необходимость радикально изменить ход «застрявшей» коммуникации.

7. Менее решительно, когда у нас хороший раппорт, мы можем элегантно «вести» коммуникацию в желае­мом направлении, изменяя содержание, позу, жесты, голос, темп и т.д. так, что другой человек естественно за ними следует. В общем, мы «сначала подстраиваем­ся, затем ведем».

8. Для глубокого раппорта надо подстраиваться к интересам, убеждениям и ценностям другого человека.

9. И, наконец, чтобы создать раппорт, нам нужно быть в раппорте самому с собой. Если в нашем собст­венном внутреннем мире есть конфликт, мы будем об­ращаться к другим со спутанными посланиями.

Для того, чтобы создать раппорт на отличном от при­вычного нам, более глубоком бессознательном уровне, специалисты по НЛП предлагают использовать своеоб­разную цепочку: присоединение, закрепление и ведение (которую, правда, часто сводят только к двум фазам: подстройки и ведению, поскольку давно доказано, что если вам удастся добиться хорошей подстройки, в даль­нейшем вы действительно можете «вести» человека в нужном вам направлении).

Этапы создания раппорта

Согласно «классической» схемы, в начальном этапе этой цепочки — присоединении — преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение синхронности своего дыхания с дыханием партнера (кли­ента), а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в раппорт. Идентичность поз является здесь отправным пунктом в присоединении, ибо, например, если поза клиента свидетельствует о его закрытости, то только после ее копирования («отзеркаливания») можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельст­вующей об открытости к общению.

В закреплении применяются соответствующие жесты (асимметричные, т.е. как бы «зеркальные»), мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении «подключения» к миру партнера (клиента), обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.

В ведении осуществляется постепенное переключение партнера (клиента) с его собственной программы на пред­лагаемую взамен. Здесь основное внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения партне­ра (клиента) на выполнение нужной программы и разви­тия общения с ним в интересующем вас направлении.

Поддержание и сохранение раппорта

Для поддержания и сохранения раппорта во время ПК и просто общения, специалисты по Нейролингвисти­ческому программированию рекомендуют время от вре­мени задавать себе следующие вопросы:

" В раппорте ли я (все еще)?

Что мне нужно сказать или сделать, чтобы соз­дать (еще лучший) раппорт?

Почему другой человек изменил позу/голос/дыхание?

По мнению М. Гриндера («Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике»), для полного рап­порта достаточно отражать (по отдельности, а не все сра­зу) поведенческие характеристики партнера (клиента) в указанных пропорциях:

• Тело (поза) — 50% движений и положений тел;

• Дыхание — 100% темпа и ритма дыхания;

• Жесты — 100% основных жестов;

• Лицо и глаза — 70% направлений взгляда и вы­ражений лица;

• Язык (голос) — 100% темпа и тона речи.

В связи с исключительной важностью раппорта для осуществления эффективной психокоррекции (по утвер­ждениям очевидцев, М. Эриксон, например, в последний период своей работы осуществлял психотерапевтические интервенции без словесных воздействий, т.е. только за счет невербального ведения), коротко разберем основные его формы и виды.

Основные виды подстройки

Согласно Г. Олдер и Б. Хаузер («NLP. Полное практи­ческое руководство»), вы можете устанавливать раппорт, добиваясь подстройки по следующим параметрам.

1. Физиология:поза и телодвижения.

2. Голос:тон, темп речи и прочие характеристики.

3. Язык и образ мышления(точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система пред­ставления.

4. Убеждения и ценности:то, во что люди верят и что считают важным.

5. Личный опыт:поиск общей основы в профессио­нальной деятельности и интересах.

6. Дыхание:утонченное, но очень мощное средство подстройки.

3 Зак. 2731



Основываясь на материалах данных авторов, рас­смотрим все эти варианты установления раппорта чуть более подробно.

Наши рекомендации