Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости
Основным инструментом оценки результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестаций) является балльно-рейтинговая система. Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности определяют рейтинг студента.
Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие промежуточного и текущего контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.
Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр – 70 баллов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить по результатам промежуточного контроля (экзамена) – 30.
Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях, выполнение творческой работы и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки.
При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.
Если к моменту проведения промежуточной аттестации (экзамена) с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «зачтено», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена.
Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:
1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 8 баллов из расчета 8 лекций.
2. Посещение практических и семинарских занятий - 1 балл за одно занятие, максимально 8 баллов из расчета 8 занятий.
3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 1 балла за одно занятие, максимально 8 баллов из расчёта 8 занятий.
4. Выполнение домашних заданий - до 1балла за одно задание, максимально 6 баллов.
5. Выполнение реферативных работ - до 20 баллов за одну работу.
6. Выполнение итогового теста – максимально 20 баллов.
Итого максимально – 70 баллов.
Прохождение промежуточной аттестации (экзамен) – максимально 30 баллов.
Всего – 100 баллов. Итоги изучения дисциплины «Человек и его потребности» оцениваются суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок.
Шкала оценок по дисциплине
Оценка ECTS | |||
Название | Сумма баллов | Числовой эквивалент | Буквенное обозначение |
отлично | 91-100 | A | |
очень хорошо | 84-90 | B | |
хорошо | 74-83 | C | |
удовлетворительно | 68-73 | D | |
посредственно | 61-67 | E | |
неудовлетворительно | 0-60 | Fx | |
F |
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Человек и его потребности» включают:
Компьютерные тестовые задания;
Примерные темы творческих реферативных работ;
Вопросы к экзамену (промежуточной аттестации).
Используя учебный Интернет-портал – СПБУУЭ. -http://e.spbume.ru/.
на базе тестовых заданий организуется итоговый контроль знаний.
В рамках часов аудиторной работы в определенном компьютерном классе (или классах) для группы в целом организуется работа с банком тестовых заданий с помощью компьютерных технологий. Количество тестовых заданий, выдаваемых каждому студенту в рамках итогового тестирования составляет 30 тестовых заданий.
Полные комплекты оценочных средств и контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре социально-культурного сервиса и туризма и являются учебно-методическими материалами ограниченного (конфиденциального) пользования.
Пример тестовых заданий
Задание к тесту – выбор правильного ответа (ОКВ11)
Рассмотрение человека как индивидуальности вбирает в себя следующие характеристики
1. Представитель рода, имеющий природные свойства
2. Высшая ступень духовного развития
3. Представитель общества со своей позицией
4. Уникальная, самобытная личность
Задание к тесту – выбор сопоставления возможных вариантов (ПК6)
Сопоставьте факторы, способствующие и тормозящие воспроизводство «человеческого капитала»
1. Общественное мнение
2. Хроническая бедность и безработица
3. «Утечка мозгов»
4. Забота государства
5. Заказ работодателей на подготовку специалистов
6. Стагнация общества
Факторы развития | Факторы тормоза |
Задание к тесту - выбор последовательности (ОКВ11)
В хронологии философских подходов в понимании сущности человека наблюдается следующая последовательность
1. Антропоцентризм – теоцентризм – космоцентризм
2. Космоцентризм – теоцентризм - антропоцентризм
3. Теоцентризм - антропоцентризм - космоцентризм
4. Космоцентризм – антропоцентризм – теоцентризм
Задание к тесту – выбор правильных ответов
В классификациях потребностей, построенных по иерархическому типу, в основе лежат принципы (ПК6)
1. Сотрудничества
2. Доминирования
3. Перевёрнутого треугольника
4. Соподчинения
Примерные темы творческих реферативных работ
Рекомендации
При выборе темы работы студент должен придерживаться следующих критериев:
1. Заинтересованность студента темой исследования.
2. Доступность литературы для изучения темы исследования.
3. Возможность практических выводов по теме исследования.
Выполнение работы осуществляется несколькими этапами:
1. определение темы работы;
2. уяснение содержания, теоретических вопросов и задачи для выполнения работы;
3. подбор необходимой литературы;
4. изучение подобранной литературы;
5. составление плана работы;
6. написание текста работы и решение технологической схемы задачи;
7. оформление работы;
8. представление работы на проверку.
Пример тем
Форма выполнения | Темы работ | Коды компетенций |
Творческая реферативная работа | Современные философские учения о человеке: закономерности и противоречия | ОКВ-11 |
Особенности формирования материальных и духовных потребностей в жизнедеятельности человека | ПК-6 | |
Сравнительный анализ сферы сервиса в России и за рубежом | ОКВ-11 ПК-6 |
Вопросы к экзамену (промежуточной аттестации)
Код компетенции | Вопросы к экзамену |
ОКВ-11 | 1. Различные подходы к изучению сущности человека. 2. Социологические аспекты экологии человека. 3. Ценностно-смысловые ориентации человека – основа его жизнедеятельности. 4. Основные проблемы взаимодействия человека и природной среды. 5. Проблема воспроизводства качества человека. 6. Психофизиологические особенности человека и требование структур. 7. Индивидуальные особенности и мотивационная сфера человека. 8. Характеристика индивидуальной деятельности человека. 9. Основы теории интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину и социальная активность личности. 10. Культурная деятельность человека: философские, религиозные, педагогические идеи. 11. Потребности и мотивы. Уникальность и неповторимость личности. 12. Самореализация личности и иерархия потребностей. 13. Духовные потребности и социализация личности. 14. «Ноосферный» человек по В.И. Вернадскому, его характеристика и предназначение. 15. Творчество как потребность и вид деятельности человека. 16. Познание как специфическая форма удовлетворения потребностей личности. 17. Формирование интегрированной личности в условиях становления современного общества. 18. Биосоциальная структура личности в современной социологии. 19. Социоприродные измерения человека и стадии социализации личности. 20. Самосознание человека как составная часть «Я-концепции». 21. Философское и психологическое понимание индивидуальности. |
ПК-6 | 1. Потребность, её сущность и поведение человека. 2. Различные подходы к классификации потребностей. 3. Классификация потребностей по С.Б. Каверину: принципы построения и структура. 4. Деятельность человека как процесс удовлетворения потребностей. 5. Потребности человека и рекреационный эффект. 6. Характеристика сферы обслуживания как составной части социальной сферы. 7. Социально-экономическое и правовое обеспечение сферы бытового обслуживания. 8. Особенности функционирования сферы обслуживания в советский период. 9. Характеристика сферы сервиса в постсоветский период. Принципы современной сферы сервиса. 10. Структура обслуживания региона: комплексная программа развития. 11. Формы и методы обслуживания населения. 12. Сфера услуг и удовлетворение человеческих потребностей. 13. Развитие профессионального образования для отраслей сервиса в России. 14. Структура потребления и прогнозирование спроса на услуги. 15. Характерные черты сферы сервиса в различных странах мира. 16. Научные основы и прикладные аспекты исследований в области сферы сервиса. Сервисология. 17. Проектирование оптимальной структуры обслуживания населения. 18. Ремесленничество и российское предпринимательство: концепции и направления развития. 19. Сфера сервиса и выход из кризиса |