Метод «Мастерская будущего»
Назначение метода: развитие мышления, формирование ценностных ориентаций, «я»-концепции, приобретение опыта творческой деятельности, моделирования и конструирования деятельности.
Оборудование: листы бумаги (А4), ручки.
Количество участников: до 30 человек.
Рабочее время: от часа и более.
Условия для реализации:
1) учитель знакомит участников с целями и задачами каждого этапа, порядком и условиями их реализации;
2) учитель знакомит с проблемой (проблему могут предложить ребята, можно обсудить проблему вместе); например, работают по проблеме «Культура современного города и человек
3) ребята готовят по два листа бумаги и ручку;
4) фиксируются положительные (+) и отрицательные (-) аспекты социокультурного состояния городской жизни;
5) участники представляют результаты своей аналитической работы, используя краткий комментарий.
Например, «+»:
• социально организованная среда жизни;
• хорошие условия для жизнедеятельности;
• возможность осуществлять большое количество непосредственных личных взаимодействий, контактов;
• достаточное количество материальных и духовных условий для существования, становления, развития и деятельности человека;
• наличие информационного обмена высокого уровня;
• возможности для интеллектуализации труда и развития на этой основе личности;
• комфортные и благоустроенные жилищные условия;
• доступность учреждений культуры и искусства;
• возможность приобщиться к занятиям физкультурой и спортом;
• хорошие условия для творческого развития детей;
• большое количество объектов обслуживания;
• свободный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям;
• возможности для самореализации и самоопределения личности.
Например, «-»:
• многочисленные группы людей разбросаны на большом пространстве, между ними нет непосредственных контактов;
• создано много условий для соперничества и зависти;
• необходимость получения высокой квалификации, требование повышенного внимания;
• большие затраты человеческой энергии, психическое напряжение, что и сказывается на здоровье и самочувствии;
• высокая квалификация требует длительного обучения, что приводит к поздней социальной зрелости молодежи;
• однообразие застроек, жизнь в высотках вызывает чувство дискомфорта и затерянности;
• трудности приобщения к культурным ценностям из-за больших расстояний (жилые кварталы на окраинах и центр);
• чувство затерянности и раздражительности, которое многие люди испытывают в городской толпе, острое желание уединиться;
• вынужденные, не всегда приятные контакты с многочисленными соседями;
• повышенный уровень шума и соответствующая отрицательная реакция на это организма;
• гиподинамия, стрессовые нагрузки;
• экологические проблемы, отсутствие условий для полноценного биологического функционирования организма.
Участники могут не только прокомментировать свои аналитические выводы, но и выслушать своих оппонентов по особенно важным вопросам и проблемам.
Этот этап работы заканчивается обобщающим выступлением учителя.
На социокультурную ситуацию в городе оказывают влияние множество факторов. И развитие производств, и экология, и то, какое воздействие оказывает на человека информационное пространство, и тот предметный мир, который его окружает, - все это многообразие становится той единой силой, которая влияет на формирование нашей культуры. Что-то влияет положительно и помогает нам повышать свой образовательно-культурный уровень, другие же факторы создают нам проблемы, приводят к чувству дискомфорта, психическому напряжению и стрессам.
Социокультурная ситуация в городе усложняется. В культуре происходит множество изменений. Люди реагируют по-разному на всевозможные изменения. Каждый по-своему выстраивает для себя значимость культурных норм и ценностей. Некоторые просто отметают, как они выражаются, «старые ценности». Но все ли новое в нашей жизни и культуре так положительно? Человек, конечно, вынужден изменять свою жизнедеятельность в связи с изменением социокультурной ситуации. Но при этом, чтобы жить достойно, ему необходимо сохранять те добрые традиции и нравственные нормы, которые сделали человека человеком.
Конструирование модели решения проблемы. Например:
• деревня должна остаться доступной любому горожанину в качестве неотъемлемой части условий для его жизнедеятельности;
• при проектировании необходимо учитывать обеспеченность районов города объектами повседневного, хозяйственного и культурного обслуживания;
• соответствующим структурам необходимо следить за тем, чтобы не создавать ощущения перегруженности, для этого не увеличивать объем передаваемой информации через рекламу (плакаты, витрины, ТВ и т. д.);
• не манипулировать сознанием людей путем социальной дезинформации;
• обратить большее внимание на формирование системы ценностей у молодого поколения, поднимать уровень и престиж образования;
• создать условия для активного отдыха населения;
• предоставить возможность для улучшения качества использования свободного времени с целью отказа от «массовой культуры» и приобщения к подлинным духовным ценностям;
• создать условия для улучшения культурной жизни города;
• человеку необходимо дать те знания:
а) которые соответствовали бы новым условиям его жизнедеятельности;
б) которые помогли бы сформировать систему ценностей;
в) которые смогли бы оказать помощь в самоопределении.
На этом этапе работы ребята могут разбиться на группы. Работа может идти от 15 минут и более. Работают с листом большого формата и маркерами. Каждая группа представляет свою модель и обосновывает свои предложения. По желанию идет обсуждение моделей, которые вызвали у ребят наибольший интерес. Учитель может подвести итог и выделить наиболее реальные и значимые предложения.
Разработка предложений по определению конкретных шагов для решения обсуждаемой проблемы. Например:
• снизить цены на загородные участки;
• сделать скидки для молодежи;
• выносить проекты застроек на обсуждение жителей будущего микрорайона;
• убрать щиты с плакатами на улицах, обязать переоформить витрины;
• пересмотреть (и почистить) колонку объявлений в районной газете;
• снизить оплату занятий для детей и молодежи в спортивных клубах и секциях;
• более тщательно проверять репертуар предстоящих выступлений, концертов, выставок и т. д.;
• разработать серию культурно-познавательных программ для молодежных кафе и т. д.
Каждая группа представляет свои предложения, комментирует их. Затем проводится обсуждение, выделяются наиболее значимые и реально выполнимые.
В обсуждении могут участвовать представители власти, молодежных организаций, отдела архитектуры, отдела культуры и т. д. Они знакомят ребят с планами социокультурного развития города (района).