Инженеры автоматизированных систем управления, программисты

Основной профиль работы инженеров данной группы специальностей связан с разработкой, проектированием, производством и эксплуатацией различной вы­числительной техники, устройств промышленной электроники, радиоаппарату­ры широкого назначения. При этом в деятельности инженера часто имеют место макетирование, монтаж-сборка, ремонт, наладка, регулирование электронной и радиоаппаратуры, работа на ЭВМ и другие операции, для выполнения которых используются мелкие и микроскопические детали, тонкие инструменты, высоко­чувствительные приборы. Такая работа отличается также большим зрительным и умственным напряжением, длительной гиподинамией, вынужденной позой сидя, монотонность труда.

Инженеры рассматриваемых специальностей должны обладать острым зре­нием, отличным цветовосприятием, поскольку в схемах и при маркировке приме­няемых ими деталей часто используются цветовые обозначения. По цвету отли­чаются и соединительные провода. Для качественной работы необходимы под­вижность основных нервных процессов, высокий уровень тактильной и кинесте­тической чувствительности пальцев рук. Требуются также большая ловкость, хо­рошая координация и точность движений рук, пальцев, подвижность их суставов, навыки и умения быстро и сноровисто манипулировать небольшими предмета­ми, статическая выносливость мышц спины, туловища. Важны способность к продолжительной умственной работе, устойчивость к гиподинамии, умение со­средоточиться, хорошая память, системное мышление.

Инженеры-экономисты, менеджеры.Особенностями трудовой деятельно­сти инженера-экономиста являются: продолжительное нахождение в малоподвиж­ной позе (в основном сидя), монотонность операций, необходимость восприни­мать через зрительный анализатор и перерабатывать огромное количество ин­формации, выполнять большое количество мелких ручных операций, что связано с использованием клавишной и кнопочной вычислительной техники. Специфика такого труда является причиной ряда заболеваний (болезни сердца, кровеносных сосудов, нарушение обмена веществ, рабочая миопия, обусловленная постоян­ным напряжением органов зрения, нарушение осанки и др.). Поэтому инженеру-экономисту особенно необходимы занятия физическими упражнениями, обеспе­чивающими хорошее состояние центральной нервной, сердечно-сосудистой сис­тем, пальцев рук. Ему необходимы статическая выносливость мышц спины, туло­вища, живота, шеи, большая точность движений рук и пальцев. Требуется также умение быстро перерабатывать информацию, выносливость к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания.

На основе полученной информации формулируются задачи ППФП, отбира­ются наиболее эффективные средства, методы, формы их реализации.

3. Профессионально прикладная подготовка студентов, осваивающих различные специальности

3.1. Цель, задачи и критерии ППФП студентов технических вузов

Определение требований к инженерам современного промышленного произ­водства, возможностей их реализации в процессе физического воспитания по­зволяет сформулировать направленность, цель, задачи и критерии эффективнос­ти ППФП студентов технических вузов.

Цель ППФП студентов технических вузов - содействие освоению конкретной профессии инженера, достижения ими необходимого уровня профессиональной деятельности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду. Эта цель вытекает из потребностей производства в специалистах, способных пло­довито трудиться в усложняющихся условиях научно-технического, прогресса.

Основной задачей ППФП студентов технических вузов является формиро­вание с помощью различных средств физической культуры и спорта профессио­нально важных свойств и качеств личности инженера.

В процессе физического воспитания будущих инженеров всех профессий должны решаться следующие профессионально-прикладные задачи.

- Развитие навыков и умений различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, выразительной речи, жестикуляции, рациональ­ной ходьбы, умения наблюдать, педагогических, организаторских и коман­дных навыков и способностей, формирование знаний, умений, привычек использования в прикладных целях физической культуры и спорта.

- Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, спо­собности к интенсивной умственной работе, функционирования централь­ной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, сис­темы терморегуляции; совершенствование зрительного, слухового, тактиль­ного, вестибулярного анализаторов. Овладение коллективными и индиви­дуальными приемами поддержания необходимого уровня работоспособно­сти в процессе трудовой деятельности.

- Укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний, прежде все­го - заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.

- Формирование элементарных профессионально важных психофизических качеств: быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторной реак­ции, ловкости, выносливости, концентрации устойчивости внимания, па­мяти, оперативного мышления. Формирование интегральных качеств лич­ности: помехоустойчивости и коммуникативности.

Решение этих профессионально-прикладных задач является специфической функцией физического воспитания.

Для успешного планирования и осуществления профессионально-приклад­ной подготовки студентов необходимо знать критерии ее эффективности. Можно выделить четыре группы таких критериев.

Критерии, характеризующие социально-экономическую эффективность ППФП

Показателем эффективности ППФП по рассматриваемому критерию являет­ся разница продуктивности производственной деятельности до и после подготов­ки занимавшихся и не занимавшихся ею.

- Критерии, характеризующие влияние ППФП на личность инженера в це­лом, его профессиональную дееспособность, развитие определенных свойств и качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.

- Критерии, характеризующие методику и организацию ППФП.

- Критерии, определяющие экономическую целесообразность ППФП. Пока­зателем эффективности здесь являются материальные средства и обществен­но полезное время, затраченные в процессе подготовки на улучшение ре­зультатов труда или повышение уровня психофизиологической подготов­ленности людей.

Могут быть и другие критерии эффективности ППФП, но эти - основные.

Средства ППФП и их отбор

Особое значение при целенаправленном формировании и самоформировании профессионально необходимых свойств и качеств у будущего инженера имеют сред­ства воздействия на организм студентов. В связи с этим очень важно четко уяснить, что представляют собой средства ППФП студентов технических вузов.

Средства ППФП студентов технических вузов - это обычные средства физи­ческого воспитания, но подобранные в полном соответствии с задачами ППФП будущих инженеров. К ним относятся физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы. Кроме того, применяются общепеда­гогические и специальные технические средства, воспитательные мероприятия.

Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они заим­ствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных уп­ражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической куль­туры и трудовой деятельности.

Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности упражнений, их влияния на функционирование и надежность отдельных органов и систем вы­деляют упражнения, развивающие и совершенствующие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. Они в основном берутся из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры. Физические упраж нения разделяют на упражнения для развития психофизических качеств: силы, быстроты движений, ловкости, внимания и т.д. Такие упражнения используются в общей физической и спортивной подготовке.

Для решения задач ППФП работников современного промышленного произ­водства, наряду с физическими упражнениями, активно используются природ­ные факторы: солнце, воздух, вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений и вместе с тем может служить относи­тельно самостоятельным средством ППФП.

К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относят­ся: санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий и оборудования; режим дня, сна; режим и рацион питания; отказ от вредных привычек; гигиена кожи и т.д.

При отборе средств для решения задач ППФП необходимо следовать также определенным критериям. Наиболее важным из них являются доступность средств для использования и интерес к нему со стороны занимающихся.

Большое значение играет способ отбора средств в ППФП. Эффективным приемом является сравнение тех требований, которые прибавляют к психофи­зической подготовке занимающегося физическое упражнение или другое сред­ство физвоспитания, с требованиями, предъявляемыми производственной дея­тельностью к этой подготовке. Полезную информацию при выборе средств ППФП можно получить при анализе научной и методической литературы, по физиологии и психологии спорта, теории и методике спортивной тренировки, опросе выпускников технических вузов, активно занимающихся в студенчес­кие годы спортом. Объективным методом отбора средств для ППФП является автоэксперимент.

Наши рекомендации