Проблемы современного образования правовой аспект
Проблемы современного образования: духовный аспект
Успешное развитие воспитания подрастающего поколения зависит в определенной степени от знания духовных ценностей, педагогической культуры народа, и умения использовать опыт народного воспитания в развитии и формировании человека. Поэтому одной из важнейших проблем современной педагогической науки является проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта воспитания.Решением данной проблемы должны заниматься сообща родители, общественность, власть. В решении этих задач важная роль отводится общеобразовательным школам. Проблема формирования духовной культуры современной молодежи имеет разнополярную направленность. Эффективное их решение возможно при наличии следующих педагогических условий и принципов:- соответствующей научно – методической базы;- интеграции учебно – воспитательного процесса;- компетентных педагогических кадров;- обеспеченности современной материально – технической базы;- единого социо – педагогического пространства;- системной оценки и учета уровня сформированности духовной культуры молодежи.Соответствующая научно – методическая база предполагает наличие учебных программ, учебников, методических пособий и дидактического материала, отвечающих предъявляемым к ним требованиям. Оценка уровня сформированности духовной культуры молодежи должна включать три уровня контроля: внутренний – осуществляемый самими образовательными учреждениями; промежуточный – осуществляемый муниципальными органами управления образованием; внешний – осуществляемый государственным органом управления образованием.Результативность должна определяться по следующим показателям и критериям, соответствующими современным требованиям развития образования:- сформированости у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;- приобщению их к нравственным общечеловеческим ценностям, способствующих узнаванию и укреплению национального самосознания, как важного для сохранения самобытности общества и истории;- формированию культуры нового поколения, образования и приобщения ко всему богатству этнокультуры, которые позволяют соотносить себя с другими культурами и их носителями, осознавая свое место и предназначение в цивилизационном развитии;- овладению ценностями окружающей социоприродной среды в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенных в отобранных этносом духовно-нравственных идеях-ценностях и осваиваемых в деятельности;- готовности молодежи к принятию накопленного опыта, знаний, основных этнических ценностей и норм. Стратегия возрождения духовной культуры должна включать признание роли родного языка, развитие национальной культуры, признание ценностей культуры в образовании.
проблемы современного образования правовой аспект
Образование как социальный институт, с одной стороны, тесно связано с другим социальным институтом – правом, с другой, - выступает объектом правового воздействия, в том числе и особенно – правового регулирования. Есть и третья сторона этой проблематики: образование есть важнейший сегмент правового пространства (правовой системы), равно как и право выступает столь же значимым сегментом образовательного пространства.Рассматривая изложенное в качестве исходных посылок для последующих рассуждений, выделим наиболее существенные в контексте целей настоящего исследования моменты.Первое. Одной из ключевых точек теоретико-правовых исследований особенностей правового бытия в сфере образования и, в частности, правового регулирования различных уровней и компонентов системы образования является нормотворческая функция управления этой системой.Второе. Современное образовательное нормотворчество, в том числе как элемент (функция) управления образовательным учреждением, его цели и задачи, содержание, состояние и иные особенности характеризуется рядом достаточно отчетливо выраженных тенденций как позитивного, так и негативного характера. Без учета этих тенденций трудно, если вообще возможно, говорить об эффективности, а тем более обоснованности и целесообразности проводимых в настоящее время и планируемых административных, содержательно-образовательных, правовых и экономических реформ в сфере образования.Третье. Стратегия совершенствования нормотворческой функции управления образованием вообще и образовательными учреждениями, в частности, должна быть стратегией оптимизации. Суть такой стратегии – осуществление оптимального нормотворческого (прежде всего, законотворческого) процесса, завершающегося принятием оптимальных нормотворческих решений.Правоваяфункция, отражающая собой несколько важных аспектов институциональной природы образования.Во-первых, в сфере образования происходит приобщение людей к накопленным в данном обществе и мировым сообществом в целом правовым ценностям и знаниям, их познание и осмысление и, что самое главное, происходит формирование умений и навыков положительного правового поведения.Во-вторых, для образования как сложноорганизованного социального института присущи особые управленческие функции, реализуемые в различных правовых формах. В соответствии с этим выделяются такие разновидности управленческих функций в сфере образования, как: а) правотворческая (нормотворческая) функция; б) правоприменительная функция; в) правоохранительная функция; г) правозащитная функция; д) контрольная функция; е) надзорная функция.В-третьих, образование, будучи сложным системным образованием, состоит из ряда элементов, в число которых входит и нормативный элемент, содержание которого имеет, главным образом, правовой характер.Нормативно-правовой элемент правовой функции управления в нем аккумулируются многие составляющие и других элементов системы образования (политико-идеологический, т.е. образовательная политика, субъектный, информационно-коммуникативный, экономический и др.). Тем самым нормотворческая функция управления образовательной системой и ее многочисленными подсистемами, в том числе образовательным учреждением, должна рассматриваться как ведущая, определяющая векторы развития. Два утверждения.Во-первых, принцип научности в образовательной политике и нормотворческой политике государства стремительно утрачивает свой авторитет.Во-вторых, одним из условий такого положения является отсутствие, с одной стороны, должного внимания к этому кругу вопросов юридической науки, прежде всего, общеправовой теории, и, с другой стороны, – отсутствие такого же внимания к самой этой науке со стороны федерального и регионального законодателей и субъектов муниципального нормотворчества. Решение:Первое (и самое главное): необходимо как можно скорее возобновить работу над кодификацией образовательного законодательства и, прежде всего, над проектом Кодекса об образовании. Второе. Представляется достойным сожаления снижение активности теоретико-правовых, а также социолого-правовых исследований в области образовательного права. Третье. На всех уровнях образовательного нормотворчества с необходимостью должно найти нормативное обеспечение оптимального сочетания государственного и общественного элементов управления образовательным учреждением. Четвертое. Стимулирование образовательно-правовой активности всех основных субъектов системы образования (образовательных отношений) - обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, самих образовательных учреждений, общественных объединений образовательно-правовой направленности и т.п. К сожалению, уровень такой активности, сегодня исключительно низок.