Перечень тем практических и самостоятельных заданий
4.1. Практическая работа(выполняется обязательно, текущий контроль)
Тема: Нормативно-правовые акты по обеспечению жизнедеятельности в РФ(см. также тему 1 в п.3 Планы практических занятий)
1. Отметьте верные варианты в предложенных заданиях, используя Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 г. (в ред. 2009 г.):
А. ФЗ определяет:
а) общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан;
б) частные для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан;
в) конкретные меры по защите граждан и объектов экономики в ЧС.
Б. Цели ФЗ:
а) прогнозирование ЧС, эвакуация людей и материальных ценностей, возмещение ущерба от ЧС;
б) предупреждение ЧС, снижение размеров ущерба и потерь, ликвидация ЧС;
в) определение экстремальных ситуаций, определение потерь, спасение людей.
В. Количество основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
а) 10; б) 14; в) 13.
Г. Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС:
а) быть проинформированными о риске и мерах защиты; иметь право на возмещение ущерба здоровью и имуществу; иметь право на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
б) получать письменную информацию о ЧС и денежные средства согласно заявлению; пользоваться стационарными лечебными учреждениями МЧС;
в) получать закрытую информацию о ЧС, компенсации, льготы и медицинское обслуживание на правах ликвидаторов ЧС.
Д. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС:
а) изучать меры безопасности при ЧС; уметь оказывать первую медицинскую помощь;
б) разрабатывать меры безопасности при ЧС; оказывать помощь спасателям МЧС в ликвидации ЧС;
в) соблюдать меры безопасности, не допускать нарушений, которые могут привести к ЧС; изучать и знать основные способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи, правила пользования средствами индивидуальной защиты и постоянно совершенствовать свои знания.
Е. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств:
а) организаций, находящихся в зоне ЧС;
б) объектов, попавших в зону ЧС, и спонсоров;
в) организаций, находящихся в зоне ЧС, средств органов исполнительной власти, бюджетов страховых органов и других источников.
2. Установите соответствия между понятием и определением (табл.1.1) и проставьте в клетках с цифрами соответствующие им буквы (табл.1.2), используя ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 г. (в ред. 2009 г.)
Таблица 1.1
1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций | А. Территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация |
2. Чрезвычайная ситуация | Б. Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения |
3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций | В. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей |
4. Зона чрезвычайной ситуации | Г. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов |
Таблица 1.2
3. Укажите, какие полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют органы государственной власти РФ в соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 г. (в ред. 2009 г.):
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ | Уровни органов исполнительной власти * | |||
1. Создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера | ||||
2. Организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ||||
3. Определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей | ||||
4. Вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение | ||||
5. Издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение | ||||
6. Осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера | ||||
7. Определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ||||
8. Устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации | ||||
9. Принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение | ||||
10. Обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера | ||||
11. Содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера | ||||
12. Обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ||||
13. Проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ||||
14. Принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера | ||||
15. Обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов | ||||
16. Осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях |
* 1 - Президент Российской Федерации
2 - Федеральное Собрание Российской Федерации
3 - Правительство Российской Федерации
4 - Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
4. Отметьте верные варианты, используя постановление Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
А. Укажите правильную классификацию ЧС:
а) местные; | б) локальные; | в) объектовые; | г) локальные; |
территориальные; | местные; | локальные; | муниципальные; |
региональные; | территориальные; | местные; | межмуниципальные; |
федеральные. | региональные; | региональные; | региональные; |
федеральные; | федеральные. | межрегиональные; | |
трансграничные. | федеральные. |
Б. Составьте классификационную схему ЧС на основе критериев,
1) указанных в Постановлении
- количество людей, пострадавших в этих ситуациях,
- размер материального ущерба,
- границы зон чрезвычайных ситуаций.
2) указанных в ст. 24 ФЗ№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
- финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
5. Определите, к какому типу ЧС (согласно Постановлению Правительства РФ №304), относится предложенная Вам конкретная ситуация (одна из пяти, см. набор ситуаций)
Примеры ситуаций
1. 8 октября 2009 года в Вологодской области произошло обрушение конструкций цеха Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь». Погибли двое рабочих, еще один находится в больнице в тяжелом состоянии.
2. 13 июля 2009 года под Самарой в районе села Печерское на мель село нефтеналивное судно «Бельская-75». Специалистами МЧС было установлено, что в водную акваторию поступило более 5,8 тонны мазута марки М-100 – химического вещества 3 класса опасности. Согласно заключению экологической экспертизы, в результате разлива мазута произошло загрязнение воды, берега, дна реки Волги Саратовского водохранилища расстоянии от 15 до 20 километров ниже по течению от места аварии. Ущерб Саратовскому водохранилищу превысил 9,5 миллионов рублей. Благодаря действиям всех служб и организаций удалось предотвратить распространение мазутного пятна в соседние области.
3. 17 августа 2009 года в машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС хлынула вода, уничтожив три гидроагрегата и повредив все остальные. Крупнейшая в России ГЭС была остановлена. Погибли 75 человек, 13 пострадали. Ущерб от аварии превысил 7,338 миллиарда рублей, включая экологический ущерб. Сумма, которая потребуется на восстановление ГЭС, составляет около 20 миллиардов рублей.
4. 24 мая 2005 года, на подстанции «Чагино» в г. Москве произошла крупная энергоавария. В результате на длительное время были лишены электричества южные районы столицы, а также ряд населенных пунктов Московской, Тульской и Калужской областей. Без электричества остались более 2 млн. человек, была парализована работа множества служб и организаций. Общий материальный ущерб столицы от той аварии составил 1,7 миллиарда рублей.
5. В результате продолжительных ливневых дождей, которые прошли 20-23 августа 2009 года на территории республики Дагестан, пострадало 8 районов и 4 города. Полностью разрушены или пришли в негодность для проживания 239 и пострадало (подтоплено) около 3000 частных домостроений. Ориентировочный ущерб, нанесенный хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса, составляет 172 млн. рублей.
4.2. Вопросы для подготовки эссе(выполняется обязательно, текущий контроль)
Рейтинговая оценка:
ü до 8 баллов за одно эссе
1. Безопасность и теория риска: возможно ли достижение абсолютной безопасности?
2. Культура безопасности личности и общества как фактор обеспечения безопасности в техносфере.
3. Задачи и вклад юриспруденции в решение проблем безопасности в техносфере.
4. Культура безопасности как фактор устойчивого развития.
5. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности.
6. Организация защиты в ЧС: сравнение российского и зарубежного опыта.
7. Психологическая устойчивость в ЧС: проблемы и наиболее эффективные пути выработки.
8. Негативные факторы и методы защиты от них в выбранной сфере профессиональной деятельности (юриспруденция).
9. Особенности создания комфортных световых и климатических условий и организации рабочих мест в сфере профессиональной деятельности (юриспруденция).
10. Роль профессиональной области знаний (юриспруденция) в совершенствовании и организации условий труда.
Методические указания:
В течение семестра студент обязан написать ОДНОэссе в соответствии СО СВОИМ ВАРИАНТОМ (распределяется на занятии): 1-ый вариант – в.1; 2-ой вариант – в.2; 3-ый вариант – в.3; 4-ой вариант – в.4 и т.п.
Эссе (рассуждение на заданную тему, 2 - 3 стр.) должно включать:
- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.
Эссе выполняется на отдельных листах.
Рекомендации по написанию эссе – см. п. 4.5. и 4.6.
4.3. Премиальное задание – подготовка эссе(выполняются по желанию, для премиальных баллов)
Методические указания:
В течение семестра студент может написать еще 1 – 3 эссе в дополнение к обязательному.
Рекомендации по написанию эссе – см. п. 4.2, 4.5 и 4.6.
Вопросы для подготовки эссе:
Рейтинговая оценка:
ü до 5 баллов за одно эссе
1. Первая медицинская помощь: необходимо ли всеобщее образование в этой сфере?
2. Может ли терроризм считаться глобальной экономической проблемой?
3. Здоровый образ жизни как фактор обеспечения личной и общественной безопасности.
4. Экологическая безопасность Забайкальского края и пути ее обеспечения.
Рейтинговая оценка:
ü до 10 баллов за одно эссе
5. Состояние техносферной безопасности в Забайкальском крае, основные проблемы и пути их решения.
6. Характеристика Забайкальского края с точки зрения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Региональный комплекс естественных, антропогенных и техногенных негативных факторов Забайкальского края.
8. Региональная система управления безопасностью и нормативно-правовые акты Забайкальского края, регламентирующие вопросы безопасности.
9. Роль профессиональной области знаний (юриспруденция) в управлении безопасностью жизнедеятельности.
4.4. Премиальное задание – подбор и решение ситуационных задач (выполняются по желанию, для премиальных баллов)
Рейтинговая оценка:
ü до 10 баллов за одну ситуацию
Используя образец анализа реальных ситуаций (см. темы 3, 4, 5 Практических занятий), самостоятельно подобрать примеры и провести анализ по предложенному плану. Работу оформить в письменном виде и в форме презентации.
Методические указания:
В течение семестра студент может выполнить работу по 1 ситуации.
Рекомендации по работе – см. п. 2 (темы 3, 4, 5) и п. 4.5 и 4.6.
4.5. Общие требования к самостоятельным работам:
ü Темы для самостоятельной работы по курсу предлагаются студентам в начале семестра.
Студенты обязательно должны выполнить:
- практическую работу (п.4.1)
- 1 эссе в соответствии со своим вариантом (п. 4.2)
Для повышения рейтинга (премиальные баллы) студент может выбрать еще самостоятельные работы (темы, формы и общее количество определяются студентом):
- 1-3 эссе (п. 4.3)
- 1 ситуационную задачу(п. 4.4)
ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИ Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается. (см. также п.4.6. Как подготовить презентацию)
Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.
Название файла должно совпадать с Ф.И.О. докладчика.
Объем работы – 12 - 20 слайдов. Материал должен быть представлен в виде основных определений, положений, тезисов, схем, таблиц, рисунков, фотографий.
Слайд №1 должен содержать следующую информацию:
- Название ВУЗа и кафедры, где выполнена работа.
- Название доклада.
- Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов.
- Фамилия, Имя, Отчество, учёная степень, звание, должность научного руководителя.
Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.
Все слайды (кроме первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу.
Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.
Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне».
Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт.
Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста.
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.
Использование звуковых эффектов в ходе демонстрации презентации не желательны.
ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ЭССЕ, должна соответствовать изложенным в методических указаниях требованиям к эссе, в противном случае балльная оценка снижается. Работа предоставляется на кафедру в письменном виде на отдельных листах. Объем работы – 2 – 3 страницы (см. также п.4.7. Как подготовить и написать эссе).