Пирамида усвоения знаний

Методы обучения Кол-во усваиваемой информации
Лекция (активная, пассивная) 5%
Чтение 10%
Аудиовизуальные методы 20%
Демонстрация 30%
Групповые методы обучения 50%
Дидактическая игра 70%
Обучение других 90%

Тема № 3: Контроль и оценивание знаний.

Требования к проверке знаний:

- систематичность

- глубина

- объективность (без учёта личностного отношения к ученику)

- индивидуальность в сочетании с коллективностью

- дифферинцированость

- выявление новизны (анализ ошибок)

Функции проверки:

- контрольная

- обучающая

- развивающая

- воспитывающая

- предупредительная

- профилактическая

- корректирующая

- организационная

Виды проверки:

- предварительная

- текущая (ежедневная)

- контрольная

- итоговая

- инспекторская

Методы проверки:

- устный опрос

- письменный опрос

- тестирование

- текущее наблюдение

- практическая проверка

Тема № 4: Методы обучения.

Методы обучения –это способы совместной работы обучающего и обучаемых, способы организации познавательной деятельности обучаемых.

Классификация методов обучения по Лихачёву:

I группа

Методы этапа восприятия-усвоения:

- рассказ

-объяснение

- беседа

- лекция

- визуальное изучение явлений и приобретение зрительной и звуковой информации (иллюстрация, демонстрация)

П группа

Методы этапа усвоения воспроизведения:

- упражнения

- взаимообучение

- учебная дискуссия

- учебно-лабораторный эксперимент

- проблемная/игровая ситуация

- контрольные и проверочные рабоы

- опрос

- зачет

- экзамен

- самостоятельное получение информации

Ш группа

Методы этапа учебно-творческого самовыражения

Классификация методов обучения по Бобанскому:

I группа

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. по источнику и получению учебной информации:

- словесные (рассказ, беседа, лекция)

- наглядные (иллюстрация, демонстрация)

- практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд)

2. по логике передачи и получения учебной информации:

- индуктивные

- дедуктивные

- аналитические

- синтетические

3. по уровню самостоятельности мышления учащегося при

усвоении знаний (тип познавательной деятельности)

- репродуктивные (поисковые, частично поисковые, исследовательские)

- продуктивные

4. по уровню руководства учебной деятельности:

- учебная работа под руководством учителя

- самостоятельная работа учащихся

- работа с книгой

- письменная работа

- лабораторная работа

- выполнение трудовых заданий

П группа

Методы контроля

1. методы устного контроля:

- индивидуальный опрос

- фронтальный опрос

- устный зачёт

- устный экзамен

2. методы письменного контроля

- контрольные работы

- самостоятельные работы

- письменные зачет

- письменный экзамен

3. методы лабораторно-практического контроля

- машинный контроль

Дискуссия как метод обучения

Дискуссия -это спор, словесное состязание, в котором каждый высказывает своё мнение.

Цели проведения дискуссии:

1. Выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьника.

2. Воспитание учащихся культуры речевого общения во время спора, формирование умений просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, способность выслушивать доводы собеседника.

Дискуссия как форма демонстративного общения имеет преимущество перед другими формами. Она предполагает организацию живого общения, вовлечение большинства участников в обсуждение вопроса, предполагает направленность мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях разных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений.

Методика проведения дискуссий:

I этап:

1. Предварительная подготовка: выбор темы, она может быть предложена, но не навязана учителем. Для обсуждения следует выбрать вопрос, который был бы интересен многим. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

2. Создать инициативную группу по подготовке и дискуссии. Подготовить объявление о дискуссии, оформить помещение.

П етап:

1. Советы ведущему дискуссии: перед названим дискуссии четко назвать тему, обосновать её выбор, ясно сформулировать цель.

2. В первые минуты дискуссии настроить учеников на полемический лад. Создать обстановку, при которой каждый ученик не стеснялся бы высказать свою точку зрения.

3. Не препятствовать желающим выступить, но и не принуждать к выступлению. Стимулировать активность участников. Продумать вопросы, ответы на которые не можно предугадать. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, что позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, не торопится исправлять затрудняющегося, а дать эту возможность другим учащимся. Когда целесообразно, то необходимо переадресовать вопрос на других участников. Не спешить навязывать окончательное решение. Выбрать необходимый момент для окончания дискуссии, не нарушая логику спора. Не нарушать этику спора, не показывать недовольство. Соблюдать правила спора.

Наши рекомендации