Как реализовать себя и свои идеи?
(Элементы социального проектирования)
1. Что такое проект? 2. Что может стать предметом социального проектирования? 3. Каковы принципы социального проектирования? 4. Каковы функции социально проектной деятельности? |
Проект– это способ организовать собственные идеи, сосредоточиться на главном в предстоящей деятельности, это полезный инструмент и руководство к действию. Он не только помогает его авторам реально оценить свои силы, сэкономить время, он незаменим при всех видах инициативы и творчества студентов вузов.
Социальный проект – сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные или ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
Социальные проекты многообразны по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого из проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.
Работа над проектом делится на этапы в соответствии с жизненным циклом проекта (промежутком времени между моментом появления проекта и моментом его реализации). Основными этапами являются разработка концепции проекта, оценка его жизнеспособности, планирование проекта, составление бюджета, защита проекта, коррекция проекта по итогам мониторинга.
Предметом социального проектирования может быть:
1. Новая вещь, предмет (это может быть здание, сооружение, комплекс, например, центр помощи юным матерям, реабилитационный центр для инвалидов, для подростков с девиантным поведением и т.д.).
2. Новые свойства старой вещи (например, адаптация англоязычного фильма по социальной тематике, выделение социального компонента в работе скорой медицинской помощи, кафе-ретро для пожилых людей).
3. Услуга (создание видеокласса для слабослышащих детей, подбор персонала под индивидуальные запросы работодателей, телефон доверия для наркозависимых и т.д.).
4. Организация (общественное объединение, фирма, художественная студия, студенческий клуб, общественная организация «Кризисный центр для женщин» и т.д.).
5. Система воздействия (программы консультирования молодой семьи, индивидуального развивающего обучения детей, специализированная городская газета по социальным вопросам и т.д.).
6. Мероприятия (день семьи, ярмарка профессиональных возможностей, вакансий и идей «Мир женщины», профориентационные мероприятия для молодежи и т.д.).
Очень важно определить принципы социального проектирования, то есть те требования, которые позволяют создать проекты, направленные на адекватное достижение целей.
Организатор, готовясь к организации проектной деятельности, всегда должен предвидеть ее результаты, выражающиеся в изменениях, которые произойдут как в молодежной группе, так и в каждом молодом человеке.
В связи с этим необходимо руководствоваться принципом прогнозирования последствий реализации проекта.
Прогноз (предвидение),как правило, базируется на анализе данных об отношениях, складывающихся в группе, отношениях между группами и других данных о факторах, влияющих на организацию их деятельности. Однако в прогнозировании большое значение имеет не только анализ, но и интуиция организатора, основой которой является интериоризированный опыт работы. Социальная интуиция – это способность предчувствовать последствия реализации педагогических действий.
Данный принцип состоит в выполнении следующих правил:
– определяя цель, необходимо представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения; любой социальный проект должен быть гуманистичен и не приносить вреда окружающим;
– при прогнозировании результатов ориентируются как на близкие, так и на дальние перспективы в социально-педагогической деятельности;
– создавая проект, опираются на уже достигнутый результат, чтобы реализация каждого проекта приводила к постановке новых целей;
– интуитивные предположения необходимо подтверждать материалами анализа объективных данных.
Принцип саморазвитияпроектируемых систем, процессов, ситуаций основан на необходимости создания их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Создать очень точный проект практически невозможно. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над его участниками. Если участники сопротивляются внедрению проекта, то запроектированное не выполняется или осуществляется плохо.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в социальной сфере.
Когда речь идет о социально-педагогических проектах, реализуемых молодежными агентствами, молодежными организациями, нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на молодого человека, ломали его волю.
Принцип саморазвития реализуется посредством выполнения таких правил:
– модели, проекты, конструкты разрабатывают таким образом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, подвергались модернизации, корректировались;
– планы, программы, сценарии составляются с учетом того, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям;
– не следует останавливаться на одном проекте, важно иметь в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.
Принцип мотивационного обеспеченияреализации проекта предполагает ориентацию на положительное, заинтересованное отношение как молодых людей, так и их организаторов к осуществляемому проекту. Этот принцип означает ориентацию на актуальные интересы молодежи, на формирование этих интересов.
Данный принцип состоит в выполнении следующих правил:
– проектируемые подсистемы, процессы, ситуации отражают реальные потребности, интересы и возможности молодежной группы;
– организаторы не навязывают молодым людям выполнение своих проектов, конструктов, умеют отступать, готовы заменить их другими;
– проект не должен быть жестким и детальным, остается возможность для импровизации участникам его реализации.
Принцип технологичности проекта позволяет определить алгоритм действий организатора работы с молодежью, обеспечивающий в своей совокупности решение социально-педагогической задачи. Это означает, что в процессе проектирования осуществляется выбор технологии социально-педагогической деятельности, которая в ближайшей перспективе станет основой для взаимодействия участников реализации данного проекта. Овладение проектированием поможет организаторам работы с молодежью не только изменить устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новаторскую. В то же время включение в разработку социальных проектов молодых людей пробуждает их инициативу и общественную активность.
Этот принцип предполагает реализацию следующих правил:
– в проекте должны предусматриваться методы и приемы, реализация которых обеспечивает оптимальность достижения целей;
– составляя проект, необходимо продумывать совокупность непротиворечивых действий;
– проектирование предполагает возможность осуществления проекта в различных социально-педагогических условиях.
Принцип опоры при проектировании на опытпредполагает учет того, что любая проблема в какой-то степени уже решалась на практике.
Данный принцип отражается в следующих правилах:
– учитывается как позитивный, так и неудачный опыт решения аналогичных педагогических задач;
– при анализе своего опыта и опыта других субъектов организации работы с молодежью выделяется главноеи второстепенное;
– имеющийся опыт решения аналогичных задач не должен мешать поиску нового пути их решения.
Реализация совокупности перечисленных принципов может обеспечить успешность процесса педагогического проектирования.
Виды социальных проектов — это документы, в которых описываются с разной степенью точности создание и действие социальных и социально-педагогических систем, процессов или ситуаций.
Можно выделить следующие виды проектов: концепция, модель, программа и план. Создание всех видов проектов предполагает осуществление педагогического конструирования (создание конструкта) — дальнейшей детализации созданного проекта, приближающей его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Концепция– это одна из форм, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований, хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.
Любая социально-педагогическая концепция процесса предусматривает описание предполагаемой технологии организации молодежной работы. Примером этого вида проектирования является создание концепции молодежного правительства в регионе, концепции информационного обеспечения молодежи, которая включает в себя перспективные цели и задачи, основные принципы и идеи их осуществления.
Модель – аналог социально-педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. Примером модели может служить модель развития самоуправления в молодежной организации, в которой отражаются движущая сила этого процесса (формирование мотива группового действия), этапы процесса и определяется характер связи между ними.
Программавыполняет конструктивную функцию. В ней предлагается выстраивание конкретных шагов по достижению спроектированного облика (модели). Программа отражает концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла. Она носит методический характер и является средством (инструментом) организации работы с молодежью.
План– это документ, в котором даются перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планирование определяет последовательность действий, структурированных как целостность (план деятельности молодежного объединения, план мероприятий молодежного агентства год, план проведения молодежной акции и т.п.).
Особое значение для организации работы с молодежью имеет проектирование плана различных дел, мероприятий. При этом формой проектирования может выступать коллективное творческое планирование.
Проектирование есть механизм разработки технологии в социально-педагогической теории и практике.
Проектная деятельность являетсяиндивидуальной или коллективной (групповой) деятельностью, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для разработчиков проекта средствами. Задачи проектной деятельности определяются, исходя из уровня проблем, на решение которых они направлены.
Социальный проект несет в себе следующие функциональные назначения:
– оказывает влияние на социальное окружение, в котором он реализуется;
– формируется в конкретных социальных, пространственных и временных условиях;
– имеет образовательное воздействие на участников и позволяет учиться на основе эксперимента;
– является продуктом коллективной деятельности;
– подразумевает оценку эффективности изменений, которая связывает идею и ее воплощение в социальном проекте.