От успеха социализации зависит насколько личность сумеет реализовать себя в общественной жизни.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказы­вается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватаете. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и силь­нее общество в целом. <...>

Всякое проявление жизни индивида является проявлени­ем и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от дру­га, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуаль­ного как только единичного и неповторимого. Определяя ин­дивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отли­чает людей друг от друга. Определяя личность, подчерки­ваем общие, типические черты. <...>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обо­гащает благодаря своим особенностям другого человека, ни­чего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм оз­начает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования, эта разорванность общества и личности, как правило, обра­щается против самого человека. Таким образом, в индивиду­алистической интерпретации другой человек есть граница для меня», в условиях развитых коллективистских отноше­ний каждый другой есть не граница, а продолжение и допол­нение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуаль­ное в социальной структуре человека // Социально-гумани­тарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

С1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки? Ответ: Индивидуальность означает ограниченность, неповторимость личности, т.е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости, с помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуаль­ность является одним из факторов развития подлинно гуман­ного гармоничного общества.

Ответ: Индивидуальность является одним из факторов раз­вития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, че­го ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельнос­ти, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом

СЗ. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности. Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социаль­ный статус, коммуникативный характер.

C4. I В тексте говорится о двуединстве общего и индивиду­ального как об одном из внутренних источников формирова­ния личности. Поясните этот вывод одним из примеров. Ответ: В качестве примера может быть приведен следую­щий: Формирование личности предполагает соотношение со­циально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Тема: Социальные ценности и нормы:

Социальные ценности – это значимые для удовлетворения потребностей человека и общества явления и предметы реальной действительности.

Социальные ценности (в узком смысле) – нравственные, религиозные и эстетические образцы, представления, требования, выработанные в процессе деятельности.

Социальные ценности определяются психологией, особенностями образа жизни, занятий и культуры различных социальных групп.

Ценности, которые способны влиять на деятельность людей, регулировать её, становятся социальными нормами.

Социальная норма – общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями. Регулятор действий и поступков людей в социальных группах.

Социальная норма обязательна для исполнения членами определённой социальной общности, группы; рассчитана на многократное применение; имеет определённый механизм реализации и социального контроля.

Виды социальных норм

Виды норм Признаки Механизмы контроля
Правовые Установлены или санкционированы государством (Конституция государства) Властные ресурсы государства
Моральные Регулируют отношения людей с позиции добра и зла (быть честным) Общественное мнение, внутренние убеждения людей
Эстетические Закрепляют образцы представлений о прекрасном и безобразном Общественное мнение
Обычаи Утвердились в результате многократного повторения на протяжении десятилетий Сила привычки
Религиозные Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью Внутренние убеждения людей, деятельность церкви
Корпоративные Установлены различными организациями для своих сотрудников (появляться на работе в строгом костюме) Внутренние убеждения сотрудников, деятельность организации

Отклоняющееся поведение – поведение людей, которые ведут себя «не по правилам».

Наши рекомендации