Альтернатива: метод энергетических шаров
Если вышеописанный метод не приносит желаемых результатов (не появляется достаточная уверенность), на помощь может придти следующий подход, автором которого является Аннеке Мейер.
1. Установите энергетические шары.
Представьте визуально три энергетических шара,
один для прошлого, один для настоящего и один для будущего. Речь идет об энергетических шарах, каждому из которых можно придать свой собственный цвет, и каждый из которых подаст определенный сигнал, когда будет установлен на верном месте.
2. Пусть энергетические шары, сами займут опреде
ленные места. Представьте себе, где в настоящий мо
мент находятся прошлое, настоящее и будущее в том
помещении, где вы находитесь. Пусть энергетические
шары «займут свои места».
Какой из шаров первым виден/слышен/ощутим на своем месте?
Какой из шаров следующий?
3. Соедините энергетические шары друг с другом.
Как происходит соединение?
Выявляются признаки, отличающие прошлое, настоящее и будущее друг от друга, за исключением их мест в помещении?»
Психокоррекция линии времени
После того, как линия времени построена, можно уже приступать к собственно терапии. Однако начинается она не с устранения ограничивающего решения или высвобождения «застрявшей» эмоции, а с анализа экологичности обнаружившейся линии времени. Перед этим, однако,
следует проверить иные, нежели пространственного расположения, субмодальности временного кодирования — например (как минимум), различие картинок прошлого, настоящего и будущего в:
• размерах «изображений»;
• их ассоциированности или диссоциированности;
• яркости «картинок»;
• их резкости и «фокусировке»;
• цвете (цветные или черно-белые; если цветные, то как меняется гамма цвета);
• неподвижности/подвижности (это фотографии или кинофильмы?);
• глубине изображения (плоские или трехмерные?) и т.п.
Мы привели список только самых основных субмодальностей, причем исключительно визуальных. Остальные субмодальностные характеристики линии времени клиента вы можете исследовать самостоятельно.
Как утверждают С. и К. Андреас (цит. по: Ст. Андре-ас, Кон. Андреас. «Сердце мозга», с. 233), «...многие люди представляют свое прошлое в виде дороги, уходящей влево от них, настоящее в виде дороги, лежащей перед ними, и будущее в виде дороги, уходящей вправо. У некоторых людей прошлое и будущее меняются местами. Есть люди, видящие прошлое в виде «туннеля» или дороги, расположенных прямо позади них, в то время как будущее — это дорога, идущая вперед. Существует множество способов организации времени, но ни один из них нельзя назвать «правильным». В то время как большинство людей видят время в виде более или менее прямых линий, есть люди, представляющие нечто напоминающее туннель, арку или даже спираль». Однако данные авторы так же отмечают, что несмотря на то, что любой способ организации линии времени имеет предсказуемые преимущества и недостатки, есть среди них те, которые создают больше проблем, чем решений. И именно поэтому редактирование линии времени, внесение изменений в его кодирование позволяет снять очень многие трудности жизни и упрощает решение отдельных жизненных задач.
143ак. 2731 417
Как мы уже указывали выше, «правильных» и «неправильных» вариантов линии времени не существует. Однако в своей работе с клиентами вы, тем не менее, можете ориентироваться на некоторые принципы, правила или положения, важнейшими из которых являются следующие:
• будущее все-таки должно располагаться перед глазами человека или, по крайней мере, не должно быть где-то совсем уж сбоку или сзади;
• прошлое же не стоит помещать или иметь перед глазами, дабы не пребывать постоянно именно в нем;
• между линиями прошлого и будущего должно быть достаточно приличное расстояние, ибо иначе, глядя в будущее, клиент будет видеть прошлое;
• линия времени не должна быть «скрученной-перекрученной», поскольку в этом случае человек просто не сможет разобраться с собственной жизнью;
• чисто субмодальностно прошлое не должно быть более привлекательно, чем настоящее и будущее — в противном случае человека все время будет тянуть к себе минувшее и вчерашний день.
Сама по себе психотехнология изменения линии времени относительно несложна, и может выполняться как минимум двумя способами. Первый — рекомендованный Бо Щёбергом и Time Line Therapy — заключается в том, чтобы предложить клиенту представить новую, экологичную линию времени и сделать ее зримой и даже светящейся (разумеется, в воображении), после чего старую линию можно скатать в комок и выбросить во Вселенную. На наш взгляд, это не самый экологичный способ, ибо, во-первых, в психике человека нет ничего «лишнего», и уничтожение чего-угодно может отрицательно сказаться на его жизнедеятельности, а во-вторых, вряд ли стоит «засорять» Вселенную своими «отходами» — тем более, что неизвестно еще, что придет оттуда в ответ на то, что вы выбросили... Поэтому мы рекомендуем вам другую технику изменения линии времени.
1. Воссоздайте свою прежнюю линию времени и представив, что она состоит из какого-то пластичного материала (например, легко гнущейся проволоки), видоизмените ее (если это дейстёительно необходимо) и сделайте соответствующей той форме линии времени, которую вы выбрали.
2. В случае, если вы меняете включенное время на сквозное, мысленно вышагните из своего проходящего сквозь вас настоящего, отступив от него примерно на шаг, или осторожно «извлеките» настоящее из своей головы и поместите перед собой.
3. Теперь определитесь, какими — полными чего именно — вы хотели бы видеть свое прошлое, настоящее и будущее, подберите соответствующие эталоны или контр-примеры и осуществите субмодалъностное редактирование.
Сразу после построения ЛВ клиенту следует предложить как бы взлететь над ней («представьте, что вы поднимаетесь над линией времени как на вертолете») и, паря, отправиться сначала в прошлое, а потом в будущее, обратив его внимание на то, что он не только может видеть картины (например, светящейся линии времени), но и слышать какие-то звуки и испытывать некие ощущения. В заключение он может подняться выше («так высоко, чтобы ваша линия времени стала длиною в сантиметр»), после чего следует вернуться в настоящее и ассоциировать с ним.
Обнаружение глубинной причины
После этого можно уже приступать к собственно психотерапии. Здесь в Time Line Therapy главным выступает обнаружение глубинной причины проблемы, которая, однако, ищется не только в нынешней жизни клиента, но и в его генеалогии (память предков) и прошлых жизнях, что можно представить в виде следующей схемы (рис. 26).
Сам же подход к анализу СКО или комплексов (цепочкам событий, проистекающих из одного — главного) полностью аналогичен вышеописанному — за, пожалуй,
одним исключением: использования для их обозначения номинации «гештальт».
Генеалогия
Прошлое Настоящее Будущее |
Внутриутробный период |
Прошлые жизни
Рис. 26
Обнаружение глубинной причины в терапии линии времени может осуществляться двояко: либо до и помимо собственно работы на ЛВ, либо непосредственно на ней.
В первом случае вам надлежит осуществить своеобразное «биографическое» расспрашивание клиента, в ходе которого, предложив ему полностью опираться на свое бессознательное, вы предлагаете ему определить (найти) самое первое событие с помощью ваших уточняющих вопросов типа:
Как, если бы вы знали, то как вам кажется, это
событие произошло:
• до, в момент или после вашего рождения?
• если до, то в течение внутриутробного периода или до зачатия?
• если в течение внутриутробного периода, то на каком месяце?
• если до зачатия, то в прошлой вашей жизни или в жизни ваших предков?
• если в жизни ваших предков, то сколько поколений назад?
• если в прошлых жизнях, то сколько жизней назад?
Просим вас обратить внимание на то, что хотя реин-карнационная модель жизнедеятельности человека отнюдь не является абсолютной истиной, в терапевтической практике мы неоднократно сталкивались с реальным ли, воображаемым ли, но «проходом» в прошлые
жизни наших клиентов, так что существование их следует признать если и не как объективный, то субъективный факт.
Что же касается опыта (памяти) предков, то, как известно, Ч. Тойч блестяще доказал, что значимые события жизни родителей, бабушек и дедушек и т.д. кодируются в ДНК и РНК последующих поколений (см.: Тойч Ч.К., Тойч Д.М. «Второе рождение или искусство познать и изменить себя»).
Второй вариант поиска и обнаружения глубинной причины осуществляется непосредственно на (над) линией времени, и здесь первое, на что следует обратить внимание клиента, так это на то, не видит ли он «темных пятен» или «разрывов» на своей линии времени (каковые всегда соответствуют значимым — судьбоносным! — событиям и которые следует клиенту сразу же попробовать «просветить» и «убрать», сиречь соединить отдельные фрагменты его ЛВ). Ну, а далее можно просто дать ему инструкцию, аналогичную той, которая дается при изменении личной истории:
«Взлетите над линией времени и позвольте своему бессознательному отправить вас в прошлое — в то самое первое событие, которое и породило проблему».
Последующую работу можно объяснить с помощью своеобразного «четырехпозиционного» описания, не относящегося, однако, к принятому в Нейролингвистическом программировании делению позиций восприятия на первую (сам), вторую (другой), третью (наше взаимодействие как бы «со стороны»), четвертую (мета-позиция по отношению к самому себе) и пятую («мы как единая система»). В Time Line Therapy используются следующие обозначения:
1 момент за событием
2 момент над событием
3 момент перед событием и
4 собственно событие.
Все это можно представить следующей схемой (см. рис. 27).
Прошлое |
Настоящее Будущее |
Рис. 27
Далее начинается самое интересное. Согласно Time Line Therapy «заход» в область № 3 означает исчезновение возникшей тогда эмоции или решения. В обоснование этого положения приводятся три объяснения. Психологическое, согласно которому все эмоции требуют времени для выражения своего содержания, вследствие чего изменение временной перспективы приводит к рефреймингу (переосмыслению) эмоции. Метафизическое, в котором утверждается, что единственно реальной на Земле является эмоция любви, а все отрицательные эмоции выступают производными от страха и иллюзорными, так что изменение временной перспективы демонстрирует, что эмоция есть не более чем иллюзия, и она исчезает. И физическое, по которому, согласно квантовой физике, область № 3 является зеркальным образом того, как эмоция содержится в настоящем — многомерной неврологической противоположностью «настоящего», — отчего и действует как своеобразная «антиматерия»: так, что закрепляющие ее в психике нейросвязи разрушаются и эмоция исчезает.
TLT-уничтожение отрицательных эмоций и ограничивающих решений
Однако нас с вами интересуют не объяснения, а то, как это работает на практике. Так вот, при работе с техникой уничтожения отрицательных эмоций (смысл и цели этой работы ясны из названия) вы предлагаете клиенту сделать следующее:
1. Поднимитесь над своей линией времени и, двигаясь в прошлое, остановитесь в области № 1 и заметьте событие, которое породило проблему — отрицательные эмоции.
2. Переместитесь в область № 2, которая находится прямо над событием, и спросите ваше бессознательное, чему можно здесь научиться и какой урок извлечь.
3. Как бы проплыв над событием, пройдите в область М 3 — до того, как событие произошло и обратите внимание на то, что эмоции, связанные с ним просто исчезли .
4. При необходимости (или неуверенности в результате) как бы опуститесь в само событие (область № 4) и проверьте наличие отрицательных эмоций. Если они действительно исчезли, просто возвращайтесь в область № 3. Если нет, повторите пункт 3, зайдя еще дальше в прошлое (до события) или поищите более раннее происшествие, в котором зафиксировались эти эмоции.
5. Теперь, двигаясь над линией времени с максимально возможной скоростью, вернитесь в настоящее. При этом пусть ваше новое эмоциональное состояние, возникшее в области № 3, пройдет через все события, в которых ранее проявлялись отрицательные эмоции, сохраняя и переосмысливая уроки, которые в них были.
6. Затем попробуйте вспомнить любое событие в
прошлом, в котором у вас проявлялась старая эмоция
и, вернувшись к этому событию, посмотрите, испыты
ваете ли вы ее теперь или нет.
, 7. А теперь поищите в вашем будущем событие, в котором ранее вы могли бы испытать отрицательные эмоции и, найдя его, проверьте, можете ли вы испытать их или нет. Если нет, вернитесь в настоящее.
В случае, если проверки по прошлому и по будущему (пункты 6 и 7) дают отрицательный результат, следует повторить процедуру. Однако перед этим следует убедиться:
• что клиент действительно находится в области № 3, т.е. зашел настолько далеко от события (и поднялся настолько высоко над ним), что отрицательные эмоции, связанные с этим событием, действительно исчезли,
Причины этого исчезновения см. выше. — С.К. 423
• что событие, с которым вы работаете на линии времени, на самом деле является первым (если нет, клиенту следует предложить позволить своему бессознательному поискать САМОЕ ПЕРВОЕ происшествие — в т.ч. в генеалогии и прошлых жизнях),
• что клиент действительно хочет избавиться от связанных с происшедшими инцидентами (их цепочкой, комплексом или СКО) отрицательных эмоций, а не собирается и далее извлекать из них вторичные выгоды, трактуя свое желание уйти от реальной жизни и связанных с ней проблем в некоем псевдопсихоаналитическом смысле. Здесь наиболее важным является именно извлечение урока из самого первого события, рефрейминг (если надо) связанных с ним событий и обстоятельств и даже, возможно, работа с Самостоятельной Единицей Сознания, которая возникла там и тогда.
Почти по аналогичной схеме (наглядно представленной на рис. 27) осуществляются и другие базовые техники Time Line Therapy. Так, работа со все теми же обусловленными прошлыми инцидентами негативными эмоциональными реакциями (техника уничтожения отрицательных эмоций-2) может делаться по следующему простому алгоритму (который, однако, исключает возможности работы с выраженными травмами и фобиями).
1. Поднимитесь над линией времени и попросите
ваше бессознательное, двигаясь в прошлое, оказаться на
месте САМОГО ПЕРВОГО события и опуститься
прямо в него — в область № 4.
2. Ощутите (обнаружьте) отрицательные эмоции и извлеките из этого события те уроки, которые позволят этим эмоциям уйти.
3. Переместитесь в область № 3, находящуюся перед началом этого события и, повернувшись, посмотрите на него. Обнаружьте, что эмоция, связанная с событием, исчезла.
Последующая работа по данной психотехнологии абсолютно аналогична вышеописанной и мы приводим ее пункты только «строгости для».
4. При необходимости (или неуверенности в результате) как бы опуститесь в само событие (область № 4) и проверьте наличие отрицательных эмоций. Если они действительно исчезли, просто возвращайтесь в область № 3. Если нет, повторите пункт № 3, зайдя еще дальше в прошлое (до события) или поищите более раннее происшествие, в котором зафиксировались эти эмоции.
5. Теперь, двигаясь над линией времени с максимально возможной скоростью, вернитесь в настоящее. При этом пусть ваше новое эмоциональное состояние, возникшее в области М 3, пройдет через все события, в которых ранее проявлялись отрицательные эмоции, сохраняя и переосмысливая уроки, которые в них были.
6. Затем попробуйте вспомнить любое событие в прошлом, в котором у вас проявлялась старая эмоция и, вернувшись к этому событию, посмотрите, испытываете ли вы ее теперь или нет.
7. А теперь поищите в вашем будущем событие, в котором ранее вы могли бы испытать отрицательные эмоции и, найдя его, проверьте, можете ли вы испытать их или нет. Если нет, вернитесь в настоящее.
Что же касается техники избавления от ограничивающего решения, то описание шагов данной психотехнологии вообще является полной копией техники уничтожения отрицательных эмоций-2 — за тем исключением, что вместо слова «негативные эмоции» в ней используется дефиниция «ограничивающее решение» или просто «решение». В связи с этим описание данной техники мы здесь не приводим. Однако позволим себе сделать два связанных с нею замечания. Первое — это то, что весьма часто на место старого решения бывает необходимо вставить (поставить) новое — уже экологичное. То, каким оно будет, нужно определить в области № 3, далее опуститься в область № 4 и, ассоциировавшись с событием, принять это решение, после чего вернуться в
здесь и теперь, как это описано в п. 6 вышеописанной психотехнологии (т.е. пройти в настоящее, двигаясь над линией времени, и одновременно переоценивая и переосмысливая все вытекающие из первого происшествия в свете нового решения). Второе — это то, что при подстройке к будущему можно предложить клиенту вообразить не одну, а три или больше ситуаций, в которых экологичное решение он ранее не смог бы принять из-за ограничений из «там и тогда», дабы он проверил, может ли он принимать в них решения, не связывая себя прошлым. И еще одно, на что нам хотелось бы обратить ваше внимание, — на то, что понятие «ограничивающее решение» включает очень широкий класс феноменов — в том числе и психосоматические заболевания, которые с помощью вышеописанной психотехнологии могут быть устранены или облегчены. Впрочем, более подробно мы об этом поговорим далее, обсуждая использование Time Line Therapy в работе с будущим.
Отметим, однако, еще одно. При работе с отрицательными эмоциями клиента вы запросто можете «залететь» в психотравматическое происшествие такой силы, что никакая диссоциация в позицию № 3 не сможет здесь помочь. В этом случае специалисты по Time Line Therapy предлагают дополнительно воспользоваться любыми другими психотехнологиями работы с фобиями и психотравмами, уже знакомыми вам по этой книге.
Упражнение 107.
-►Потренируйтесь с различными методами определения линии времени — всеми, о которых вы прочитали. То, что будет постоянно воспроизводиться, скорее всего и будет вашей линией времени.
-►Тщательно определите свою линию времени. Оцените ее структуру и тип с точки зрения экологичности, т.е. соответствия задачам, целям и условиям вашей жизнедеятельности.
Упражнение 108.
-►Поэкспериментируйте с изменениями своей линии времени. Попробуйте найти и закрепить наиболее экологичный для вас ее вариант. Потренируйтесь во «всплытии» над своей линией времени («подъеме над ней, как на вертолете»), после чего, определив, чего именно вам не хватало в вашем прошлом (например, ощущения счастливости, уверенности в себе и т.п.), внесите это на вашу прошлую ЛВ с помощью, напри-мер, техники «метафора Антонова» (см. гл. 2 части 4).
Упражнение 109.
-►Возьмите любую из своих неэкологичных, но постоянно повторяющуюся, эмоцию и уничтожьте ее с помощью обеих техник Time Line Therapy.
Упражнение 110.
-►Найдите еще одно свое ограничивающее решение и примените к нему технику избавления от ограничивающего решения по TLT.
Упражнение 111.
-►Составьте список своих страхов, тревог, неприятных воспоминаний и т.п. и проделайте для каждого такого болезненного опыта или состояния техники терапии линии времени, при необходимости дополняя их другими психотехнологиями работы с фобиями и психотравмами.
Глава 3. Использование линии жизни для оптимизации будущего
К сожалению, давно прошли те времена (да и были ли они вообще?), когда будущее казалось нам светлым и манящим независимо от того, знали мы или нет, что нас в нем ожидает. Сознание практически любого современного человека — а уж тем более, клиентов ПК — нынче наполнено различными более или менее определенными
и конкретизированными страхами перед будущими событиями и обстоятельствами, а также разъедающего его (и их — клиентов ПК) душу и парализующими волю прочими негативными эмоциями типа гнева, обиды, неприятия и/или отвращения. В результате большинство людей как бы отказываются от своего будущего — просто ведя неэкологический образ жизни, не предпринимая никаких попыток к хоть какой-то адаптации к требованиям завтрашнего дня и попросту пуская на самотек ход собственной жизнедеятельности. Однако отказ от грядущего означает отказ от жизни вообще, и поэтому для всех таких людей в плане ПК абсолютно «показанной» является оптимизация их будущего с использованием линии жизни.
Основные направления оптимизации будущего
Работа с будущим в личной истории клиента может быть в качестве заключительной стадии психотерапии рекомендована во всех без исключения случаях. Однако как вполне самостоятельная она является весьма «показанной» при наличии следующих видов нарушений у клиентов:
• наличия недифференцированных и неконкретизи-рованных (в каких-либо ожидаемых событиях) негативных эмоций по поводу будущего (например, страха перед ним или каких-нибудь катастрофических ожиданий);
• отсутствия каких-либо важных с точки зрения будущей жизнедеятельности качеств и/или состояний;
• недостаточной четкости или неопределенности и непроработанности будущих целей;
• недостаточной экологичности образа жизни человека, чреватого негативными последствиями в плане его будущего;
• присутствия отрицательных эмоций по поводу конкретных, ожидаемых в будущем событий.
Рассмотрим психотехнологии, позволяющие решить вышеописанные проблемы, для чего прежде всего обратимся к техникам «классического» Нейролингвистического программирования.
Переопределение катастрофических ожиданий
В случае, если клиент проявляет недифференцированную тревожность или иные отрицательные эмоции по отношению к своему будущему, ее (их) можно, как минимум, существенно снизить (а как максимум — полностью убрать) с помощью техники «счастье в настоящем и будущем» в основе которой лежит упражнение, предложенное Я. Мак-Дермоттом и Дж. О'Коннором (По: Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»).
Вообразите себя счастливым — по-настоящему счастливым. Пусть это будет диссоциированная картинка. Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точно, что это настоящее счастливое состояние. Вы можете просто «светиться счастьем».
Определите визуальные субмодальности и поэкспериментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной и изображающей вас как человека, буквально пышущего счастьем. Например, первой субмодальностью в вашем списке может явиться цвет. Тогда, если ваша картинка цветная, поменяйте ее на черно-белую, или наоборот. Что выглядит более привлекательным? Следующая субмодальность — это наличие или отсутствие рамки. Если ваша картинка в рамке, уберите ее. Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку. Как при этом изменяются ваши ощущения? Пройдите по всему списку субмодальностей и сохраните все изменения, которые усилили приятные ощущения от улучшенной картинки.
Теперь прислушайтесь к любым звукам, которые звучат в этом воспоминании. Возьмите список аудиальных субмодальностей, чтобы поэкспериментировать с ним. Сможете ли вы усилить приятные ощущения, изменяя то, что вы слышите? Сохраните те изменения, которые вам понравятся.
Ассоциируйтесь с картинкой. Вы можете сделать это, либо мысленно войдя в свой образ, либо поместив этот образ внутрь себя. Проверьте свои ощущения.
Является ли это состояние настоящим счастьем? Можете ли вы как-то улучшить его? Если нужно, выйдите снова из образа и продолжайте экспериментировать с субмодальностями, пока не получите вполне удовлетворительный образ.
Когда вы почувствуете удовлетворение и найдете то, что для вас означают слова «быть счастливым» на уровне субъективного опыта, — вы превратите эти слова в реальность.
Составьте список субмодальностей вашего представления о настоящем счастье. Вы сможете использовать его в будущем всякий раз, когда захотите визуализировать счастье.
Теперь разместите эту диссоциированную картинку на своей временной линии и оставьте ее там. Для этого представьте себе, что ваша временная линия растянулась перед вами. Возьмите свою картинку и связанные с ней звуки и установите их на будущей части своей временной линии. После чего сами себе ответьте на следующие вопросы:
Как вы чувствуете себя?
Как вы относитесь к своему счастливому будущему?
Насколько реально и привлекательно оно выглядит?
Как далеко в будущее вы поместили картинку?
Может ли что-то помешать вам достичь этого будущего?
Поэкспериментируйте, поместив картинку в будущее на своей линии времени.
Удалите ее на одну неделю от настоящего.
На один месяц.
На один год.
На три года.
На пять лет.
Как изменились ваши реакции?
Какие отношения вы хотели бы установить с этим счастливым будущим «Я»?
Притягивает ли оно вас?
Какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь этого будущего?
Что бы вы сказали своему будущему «Я»?
Какие вопросы задали?
Теперь пойдите и станьте своим будущим.
Ассоциируйтесь со своим будущим «Я».
А сейчас это будущее «Я» смотрит назад, на свое настоящее «Я».
Что вы чувствуете?
Какой совет вы могли бы дать своему настоящему «Я», чтобы оно смогло достичь той точки, где вы стоите?
Какие ответы вы бы дали на те вопросы, которые перед вами поставило ваше настоящее «Я»?
Какие вопросы вы сами задали бы ему?
И наконец, отойдите в сторону и встаньте так, чтобы видеть одновременно и будущее «Я», и настоящее «Я». Какова связь между ними? Чему вы можете научиться у них обоих?
Вернитесь снова в свое настоящее и ощутите, как это очень сильное упражнение сделало для вас понятие «быть счастливым» необыкновенно реальным...
Помещение в будущее необходимых ресурсов
В психотерапии достаточно часто возникает ситуация, в которой клиент ощущает себя обделенным в настоящем и будущем ресурсами, которыми он обладал в своем прошлом. В этом случае для работы с ним может быть рекомендована техника организации реального будущего, которая позволяет как бы воссоздать все эти необходимые человеку ресурсы. Делается эта техника так (По: М. Аткинсон. Материалы мастерского курса — ИГИСП.)
1. Найдите особенное место. Это воображаемое место, где вы сможете подумать о своей жизни и вашем будущем — например, это парк, пляж: или мыс. Данное место поможет разглядеть всю вашу жизнь от начала до конца. Побудьте там в своем воображении. Посидите в этом особенном месте и попробуйте почувствовать, какие ожидания и мечты вы строили и строите по поводу собственного будущего — ожидания и мечты, которые вам хотелось бы воплотить в жизнь.
Возможно, вам хотелось и хочется чувствовать естественную радость, любовь, доверие других, умудренность жизненным опытом или жизнерадостность.
2. Двигайтесь по линии жизни. Определите, где в прошлом вы когда-либо ощущали то, что теперь хотите воплотить в будущем и пройдите по линии жизни до этого места. Если надо, используйте метафору плексигласа, по которому вы будете идти над своей линией жизни, рассматривая сходные с желаемым особые моменты — те, на которых ваше бессознательное хотело бы остановиться. Найдите того себя, какого бы возраста он ни оказался, который обладает этим ценным опытом и ресурсами.
3. Вступите в прошлый ценный опыт.Вступите в тот момент, чтобы получить полный доступ к тем качествам и ресурсам, которые вы имели в том настоящем. В этот момент встретьтесь с собой — более молодым и обладающим всеми этими качествами и ресурсами.
4. Получите дар. Выделите, что ценное и особенное было в том прошлом опыте. А после дотроньтесь до «себя прошлого», имеющего это качество, так чтобы вы смогли получить его без слов и оно начало действовать внутри вас так же, как раньше. Вы можете на краткий момент снова стать ребенком, пережить это состояние и получить этот дар. Если хотите, возьмите с собой воспоминание о тех качествах и тех моментах жизни и затем вернитесь назад, пройдя над линией времени в настоящее.
В воображении возвратитесь назад в ваше особое место, где оцените и проясните все ценности и преимущества, связанные с этими качествами и ресурсами. Поблагодарите свое более молодое «Я» за полученный вами дар. И когда вы будете смотреть в будущее, ответьте себе на следующий вопрос: существует ли что-либо, что вы хотели бы переоценить в этих качествах и ресурсах — в том, в котором они представлены и с учетом того, кем вы являетесь сейчас и кем хотите стать в будущем?
Если у вас есть какие-либо возражения или сомнения, продолжайте подбирать наиболее подходящие ка-
чества и ресурсы до тех пор, пока они действительно не будут выглядеть и ощущаться соответствующими, реальными и естественными.
5. Сделайте это будущее реальным. Поместите данные качества и ресурсы в будущее. Пройдите над линией жизни и, начиная с настоящего момента, разместите то, что вы выбрали любым способом, который захотите использовать. Распределите эти качества в вашем будущем так, как вам нравится.
6. Сделайте ваше будущее реальным. Просмотрите еще раз будущее, которое вы делаете реальным. Вернитесь назад в будущее, пройдите над и вдоль линии жизни и еще раз определите, подходят ли вам качества и ресурсы, которые вы внесли. А затем еще раз с удобной для вас скоростью пройдите вдоль линии жизни от настоящего к будущему и оцените, каким оно станет с этими новыми качествами и ресурсами. В заключение вернитесь назад в прошлое, где вы получили от себя этот дар, и поблагодарите за него свое молодое Я тем способом, который вы выберете.
Внесение изменений в прошлое
Существует, однако, еще один вариант «ресурсиро-вания» будущего за счет прошлого — психотехнология, в которой главным является внесение желаемого изменения в прошлое. Данную технику внесения изменения в прошлое мы описываем опять-таки по материалам мастерского курса М. Аткинсон (ИГИСП).
1. Произведите необходимое изменение. Для того чтобы создать то, чего на самом деле не было, вы можете использовать «генератор нового поведения», любые субмодальности, техники якорения или даже просто построить неотразимое будущее по вышеописанному.
2. Выявите линию жизни. Быстро выявите собственную линию жизни. Не забудьте проверить ее расположение и ассоциацию — диссоциацию.
3. Поместите изменение в прошлое. Используя субмодальности, характерные для прошлого, возьмите
изменение, которое вы только что сделали, и поместите его в прошлое так, чтобы вы воспринимали это изменение как случившееся некоторое время назад. Это делает изменение более мощным и убедительным, потому что оно становится опытом референции прошлого. Не забудьте перенести в прошлое хотя бы один пример нового поведения, а лучше — целых три.
4. Тест-проверка. Чувствуете ли вы это как субъективно-реальное? Если нет, проверьте субмодальности, чтобы, подвергнув их изменениям, сделать этот опыт таким же, как другие опыты прошлого. Или поместите еще несколько примеров изменения в свое прошлое.
5. Подстройка к будущей линии жизни. Поместите изменения так же и в будущее. Подумайте о чем-нибудь, что вы точно будете делать или что обязательно произойдет в будущем. Создайте репрезентацию всего, что произойдет из-за изменения, которое вы проделали, и закодируйте его в субмодальностях того, о чем вы знаете, что оно случится. И поместите изменение на вашей будущей линии жизни в правильном контексте.
6. Тест-проверка. Проверьте, является ли эта будущая репрезентация конгруэнтной с линией жизни. Желаемый результат — это получить субъективно-реальный опыт изменения как чего-то, что обязательно произойдет.
Отметьте, что для вас составляет большую разницу: перенос изменения в прошлое или перенос изменения в будущее. Если вы делаете. и то и другое, вы сможете «включить» в изменение самых разнообразных людей.
Создание неотразимого будущего
В случае, если вам приходится работать с клиентом, который в течение длительного времени не может получить или достичь чего-то важного и экологичного, реальную помощь ему вы можете оказать, используя технику создания неотразимого будущего (По: М. Аткинсон. Материалы Мастерского курса — ИГИСП; следует заметить,
что эта психотехнология совсем уже близка к тем, которые рекомендует Time Line Therapy):
1. Определите результат, которого вы давно уже хотите, но пока не имеете. Быстро «всплывите» над линией жизни, чтобы, проверить, какому месту будущего принадлежит этот результат.
2. Выявите субмодальности картины желаемого результата, после чего создайте сильную его (результата) формулировку по критериям хорошо сформулированного результата с помощью следующих вопросов. При этом всякий раз, задавая себе вопрос, проверяйте субмодальности картинки, имеющейся в данный момент в вашем воображении.
• Сформулирован ли ваш результат в позитивных категориях (чего конкретно вы хотите)?
• Как стало возможным то, что вы не имеете его сейчас?
• Как вы узнаете, когда вы получите результат (будьте специфичны в сенсорном описании!)?
• Что он даст вам или позволит вам делать?
• Выдвинут ли и достижим ли этот результат вами самим? Есть ли что-нибудь такое, за развитие чего отвечаете только вы?
• Является ли он сенсорно специфичным? И размещен ли в должном контексте — где, когда, как и с кем вы этого хотите?
• Определено ли в этом результате настоящее состояние — то, где вы находитесь сейчас?
• Описаны ли ресурсы — то, что вам нужно, чтобы получить ваш результат? Что у вас уже есть? Ну а по поводу того, чего нет, спросите себя:
а) как это было бы, если бы я это имел?
б) знаю ли я кого-нибудь, у кого это есть?
с) делал ли я это когда-нибудь раньше?
• Сохранена ли экология? Проверьте-ка последствия:
а) что случится, если я его получу?
б) что я обрету?
с) что я потеряю?
3. Когда ваш результат хорошо сформулирован, оп
ределите, какие субмодальности делают его наиболее