Изобразительные средства
Изобразительные средства - это образное воспроизведение предметов, процессов и явлений, связанных со здоровьем.
Показ некоторых изобразительных средств подразумевает со стороны специалиста возможные практические действия с ними, которые могут воспроизводиться впоследствии обучаемыми лицами.
Плакат - рисунок, который может сопровождаться кратким текстом, сизображением предмета, процесса или явления, связанного стематикой здоровья, профилактикой заболеваний. Плакат может быть издан в виде микроплаката с текстом на обороте и служит для агитационно-информационных целей. Призван привлекать внимание, поддерживать интерес населения к трактуемой проблеме, побуждать к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.
Плакат позволяет быстро донести заложенную в нем идею до сознания лица, на которое направлен воспитательный процесс. Степень воздействия плаката во многом зависит от удачного образного решения, способов его экспонирования и т.д.
Фотографический снимок - изображение предмета, процесса или явления, связанных с тематикой здоровья, профилактики заболеваний.
Картотека - это тематический набор рисунков, наклеенных на картонные листы небольшого формата, каждый из которых сопровождается пояснениями, рекомендациями гигиенического характера.
Диапозитив (слайд) - представляет собой фотографический снимок на прозрачном материале, тематика которого отражает вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний.
Наиболее часто диапозитив используется в качестве иллюстрированного материала для бесед и лекций. Крупногабаритные диапозитивы применяются для оформления лечебно-профилактических учреждений, выставок и пр.
Диафильм - представляет собой фильм составленный из диапозитивов, тематика которого отражает вопросы охраны и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Диафильмы используются в целях динамической сюжетной иллюстрации материала бесед и лекций.
Аппликация - представляет собой рисунок или набранный текстом шрифт, отражающие тематику охраны и укрепления здоровья, которые прикрепляются к специальному устройству, предназначенному для их показа.
Картинки для раскрашивания - рисунки с изображениями предметов, процессов и явлений, связанных с вопросами здоровья, которые предназначены для разрисовки разными красками.
Символ - специально созданный условный знак, вызывающий ассоциацию с определенными понятиями охраны и укрепления здоровья, используется при проведении массовых гигиенических мероприятий и кампаний, например, Всемирных дней здоровья, Международного года ребенка и т.д.
Малоформатные изобразительные средства - рисунки сизображениями предметов, процессов и явлений, относящихся кгигиенической тематике, на листах бумаги (или другого материала) небольшого формата. Это наклейки на спичечных коробках, почтовые марки, календари, закладки, салфетки и др.
Искусственный предмет - копия натурального предмета, которая используется при освещении вопросов гигиенической тематики (муляж, модель, макет и другие копии натуральных предметов или органов человеческого тела). Копия может быть увеличенной, уменьшенной или в натуральную величину, может быть упрощенной. Искусственные предметы используются как иллюстративный материал по вопросам охраны здоровья в качестве экспонатов в музеях, на выставках и т.д.
Изобразительно-речевые средства - это способ передачи информации о здоровье, профилактике заболеваний с изображением предметов, процессов и явлений, иллюстрирующих эту информацию (телевидение, кино, театр, видео).
Применение этих средств в гигиеническом воспитании предполагает их использование и на местном уровне. Так, например, местное телевидение позволяет освещать проблемы охраны и укрепления здоровья, специфичные для данного промышленного предприятия, городского или сельского района и т.д.
Действие как средство гигиенического воспитания актуализируется в виде физкультурных упражнений, практических приемов аутотренинга, приемов ухода за больными, оказания первой медицинской помощи, самоконтроля физического и психического состояния, самообследования. Действие получает свое проявление в приемах рациональной обработки, приготовления и хранения пищи, выполнении гигиенических процедур, использовании предметов индивидуальной защиты и т.д.
Предметные средства - это средства гигиенического воспитания, представляющие собой реальные («натуральные») предметы, имеющие отношение к здоровью. В качестве предметных средств гигиенического воспитания могут выступать практически любые предметы, используемые в процессе жизнедеятельности человека и имеющие отношение к его здоровью: посуда для приготовления и хранения пищи; предметы индивидуальной защиты поверхности кожи, глаз, органов дыхания на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; средства ухода за кожей, волосами, зубами, одеждой; средства, используемые для обеспечения чистоты жилых и рабочих помещений; спортивные снаряды; лекарства; предметы для оказания первой медицинской помощи, ухода за больными, за детьми грудного возраста и т.д.
К предметным средствам гигиенического воспитания относятся также кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей позитивного с точки зрения проведения (Айболит и др.)
Технические средстваобучения используются в ГВ как для обучения, так и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.
Круг технических средств обучения, это:
° технические средства информации (звуковые, записывающие, воспроизводящие, переговорные устройства);
° технические средства контроля (программированный тестовый машинный контроль);
° технические средства программированного обучения (обучающие и мультимедийные программы);
° слайды по разным темам;
° наглядные средства соответственно содержанию и теме обучения (таблицы);
° муляжи, тренажеры;
° видеофильмы;
° использование сети Интернет;
° компьютерно-видео-аудио-конференции, лекции и другие телемедицинские и телепросветительские информационные технологии.
Необходимо отметить, что большое количество составляющих понятия «здоровый образ жизни» не позволяет создать «единый учебник», изобрести одну универсальную форму тематической пропаганды ЗОЖ, поэтому она всегда будет видоизменяться, вбирать в себя различные средства и методы. Поэтому предложить однозначных рекомендаций по пропаганде ЗОЖ в целом нельзя. Можно говорить о системе пропаганды ЗОЖ и отработанных методиках пропаганды отдельных составляющих понятия «здоровый образ жизни». Основные направления пропаганды ЗОЖ с учетом мест проведения, форм проведения, специфики субъектов и объектов пропаганды на протяжении многих лет разрабатывались сотрудниками Центрального НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР. Научно-обоснованные частные методики прошли апробацию на практике. Они оказались действенными и легли в основу многих методических рекомендаций, которыми можно пользоваться и в настоящее время, т.к. охватывают весь круг вопросов пропаганды здорового образа жизни и нуждаются только в адаптации к региональным условиям.