Особенности приема препаратов у пожилых людей
Для проведения эффективного лечения пожилых людей необходимо с особым вниманием относиться к особенностям их мышления, образа жизни. Пациенты, страдающие артритом, плохим зрением, потерей памяти испытывают много трудностей при приеме препаратов. Исследования показали, что около 40–75% пенсионеров не принимают свои медикаменты в нужное время и в назначенных дозах. Существует много способов для облегчения приема медикаментов этими лицами. Пациентам с артритом необходимо использовать препарат в большей банке, легкой для открывания; для лиц с плохим зрением – с хорошо читаемой этикеткой. Существуют методы и для запоминания назначенного приема лекарств. Рекомендуется составлять ежедневный план приема медикаментов (2- 3 раза в день, с пищей или без); время еды или отхода ко сну использовать для напоминания о препарате; рисовать схемы, календари или покупать специальные недельные коробочки для таблеток. При серьезных проблемах с памятью необходимо найти ассистента (родственник). Желательно рассказать пожилым людям, как лучше принимать лекарство (на пустой или полный желудок), указать упрощенную схему его приема (только один или два раза в день).
Удобно вести график лечения при одновременном приёме нескольких препаратов.
Название препарата | препарат № 1 | препарат № 2 | препарат № 3 | |
Утро | До еды | |||
Во время еды | ||||
После еды | ||||
День | До еды | |||
Во время еды | ||||
После еды | ||||
Вечер | До еды | |||
Во время еды | ||||
После еды | ||||
На ночь |
Роль общественных организаций в сохранении социальной активности
В городе ежегодно общественными организациями проводятся мероприятия для пожилых людей.
1. Библиотека №2 города проводит семинар под названием «Организация обслуживания пожилых читателей и инвалидов». Для представителей старшего поколения в библиотеках есть клубы по интересам: информационный клуб здоровья «Озарение», «Горница», «Золотой возраст», «Общение».
2. Краеведческий музей города проводит историко-краеведческую конференцию «Прихоперье и Саратовский край в панораме веков».
3. Центр социального обслуживания населения г.Балашова с 29 апреля 2009 года проводит акцию «Служба добрых дел».
4. В рамках акции студенты-волонтеры и учащиеся ПУ №47 г. Балашова оказывают посильную социально-бытовую помощь пожилым людям.
5. 1 октября 2011 г. в Саратовском филиале ОАО «Ростелеком» стартовал проект «Поколение on-line» по обучению людей старшего возраста компьютерной грамотности. Учебным центром стал МРУС города Балашов – одного из самых крупных районных центров Саратовской области. Символично, что занятия начались в Международный день пожилых людей.
Участниками проекта в Балашове стали 11 человек в возрасте от 62 до 73 лет. Занятия проводят волонтеры - сотрудники компании «Ростелеком».
В Балашовском районе проживает около 45% пенсионеров. Слушатели курсов получат базовые практические навыки работы на компьютере и смогут свободно пользоваться сетью Интернет, искать полезную информацию, изучат Microsoft Office и возможности антивирусных программ, научатся отправлять письма по электронной почте и общаться с родными и друзьями в социальных сетях. А знание принципов работы «Электронного правительства» поможет пользоваться порталом государственных и муниципальных услуг. «Поколение on-line» - социальный проект, разработанный компанией «Ростелеком» с целью дать возможность людям пенсионного возраста получить необходимый уровень знаний и навыков, требующихся в современном обществе, широко использующем информационные технологии. Пилотный курс был осуществлен в Нижнем Новгороде осенью 2010 года. В 2011 году проект реализуется во многих регионах Приволжского федерального округа, в том числе и в Саратовской области.
3. Центр социального обслуживания населения с 29 апреля 2009 года проводит акцию «Служба добрых дел».
4. В рамках акции студенты-волонтеры и учащиеся ПУ №47 оказывают посильную социально-бытовую помощь пожилым людям.
5. 1 октября 2011 г. в филиале ОАО «Ростелеком» стартовал проект «Поколение on-line» по обучению людей старшего возраста компьютерной грамотности. Учебным центром стал МРУС города – одного из самых крупных районных центров области. Символично, что занятия начались в Международный день пожилых людей.
Участниками проекта в стали 11 человек в возрасте от 62 до 73 лет. Занятия проводят волонтеры - сотрудники компании «Ростелеком».
В районе проживает около 45% пенсионеров. Слушатели курсов получат базовые практические навыки работы на компьютере и смогут свободно пользоваться сетью Интернет, искать полезную информацию, изучат Microsoft Office и возможности антивирусных программ, научатся отправлять письма по электронной почте и общаться с родными и друзьями в социальных сетях. А знание принципов работы «Электронного правительства» поможет пользоваться порталом государственных и муниципальных услуг. «Поколение on-line» - социальный проект, разработанный компанией «Ростелеком» с целью дать возможность людям пенсионного возраста получить необходимый уровень знаний и навыков, требующихся в современном обществе, широко использующем информационные технологии. Пилотный курс был осуществлен в городе осенью 2010 года. В 2011 году проект реализуется во многих регионах федерального округа, в том числе и в области.
Составляющие ухода
31. Безопасность больного
32. Гимнастика
33. Досуг
34. Инфекционный контроль
35. Контроль за приемом лекарственных препаратов
36. Массаж
37. Наблюдение за больным
38. Обучение пациентов
39. Общение
40. Питание
41. Процедуры лечебные
42. Процедуры общего ухода
43. Реабилитация
44. Режимы больного
45. Собственная безопасность
Сестринский процесс - это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.
Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов: обследование больного, диагностирование состояния пациента (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем, выполнение плана сестринских вмешательств, оценка полученных результатов.
Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья и указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.
В пожилом возрасте как никогда важна помощь и поддержка, причем они могут выражаться как в ведении обычной домашней деятельности, так и в профессиональной медицинской помощи.
Важная роль в организации квалифицированной помощи лицам пожилого и старческого возраста отводится сестринским кадрам. Их участие в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и, что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяет обеспечить большую доступность медико-социальной помощи пожилым и старикам
Для правильной организации ухода необходимо знание особенностей поведения пожилых людей, у которых возрастные изменения функций тесно переплетаются с симптомами болезней.
Работа с пожилыми людьми обладает своей спецификой и требует определенного опыта. Сестринский уход (то есть медицинский) подразумевает выполнение медицинским работником назначенных врачом медицинских процедур. Это может быть: постановка лечебных клизм и катетера, обработка стом, кормление через зонд, постановка различных уколов. Социальный работник может сходить за продуктами и в аптеку, оплатить счета, сдать одежду в химчистку, приготовить обед и т.д.
Работа медицинской сестры на дому становится все более сложной и многогранной, включающей в себя различные стороны профилактической, лечебно-диагностической работы и ухода за пациентами. На средний медицинский персонал возлагается задача по обучению населения приемам оказания неотложной помощи и уходу за больными, проведению реабилитационных мероприятий.
Особо сложной является работа медицинского работника, осуществляющей уход за лежачими больными. Здесь ее основная работа состоит не только в том, чтобы проводить постоянную профилактику возникновения пролежней, но и мотивировать больного к борьбе с болезнью, поддерживать в нем положительный настрой. Особое значение, в этом случае, приобретают профессиональные качества медработника, которая осуществляет уход: пожилой человекне должен быть обделен вниманием. Идеальный медработник частенько становится тихим ангелом, умеющим понимать больного без слов, воспринимая его мимику и жесты как единственный источник информации.
Уход за пожилыми людьми всегда требует определенного настроя, спокойствия и терпения. Некоторые пожилые могут неадекватно воспринимать знакомую обстановку, а также иногда перестают ориентироваться в окружающем пространстве, становятся тревожными и беспокойными. При уходе за больными пожилого и старческого возраста очень важно правильно организовать питание.
Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой).
Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:
29. Нормально дышать.
30. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
31. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
32. Двигаться и поддерживать нужное положение.
33. Спать и отдыхать.
34. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
35. Поддерживать температуру тела в пределах нормы.
36. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
37. Обеспечивать свою безопасность.
38. Поддерживать общение с другими людьми.
39. Отправлять религиозные обряды.
40. Заниматься любимой работой.
41. Отдыхать.
42. Удовлетворять любознательность, обучаться и развиваться.
При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:
Ø опрос пациента и его близких;
Ø осмотр пациента;
Ø проведение тестов, позволяющих выявить способность пациента выполнить то или иное действие;
Ø проведение тестов и заполнение специальных форм, в которых отражаются полученные данные.
В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.