Основы эффективного лидерства в организации
Организация — это прежде всего люди, коллектив. Как и в любом коллективе, в организации имеются свои лидеры, личностные и профессиональные качества которых в значительной степени определяют ее эффективность. «Единственный неограниченный ресурс, которым мы располагаем, находится между ушами человека», — говорил Флоор ван Дуйвенбооде, в течение 30 лет занимавшийся в «Ройял Датч Шелл» исследованиями в области лидерства и развития персонала. Это выражение созвучно выводу многих авторитетных ученых, занимающихся проблемой «выдающееся мастерство»: - Те организации, которые преуспели в том, чтобы убедить людей направить этот ресурс на достижение коллективной цели, имеют выдающиеся результаты, удваивая и утраивая их, причем в сложившихся отраслях с жесткой конкуренцией. Этим организациям удается помимо высокой рыночной эффективности и рационального управления ресурсами добиться создания идеологической основы для всей организации и каждого ее сотрудника [1].
Прежде чем познакомиться с предпосылками, которые обеспечивают достижение таких результатов, остановимся на понятиях «лидерство» и «руководство» (управление).
Руководство — это формальная властная позиция в организации, не имеющая ничего общего с личностными качествами человека. Лидер — это тот, кто ведет, идет впереди и указывает путь. Для этого должны быть ведомые, которые следуют за ним и принимают его лидерство. Таким образом, возникает связь между ведомыми и лидером. Последние должны охотно следовать за первым. «От управления,— по словам Стивена Кови— зависит производительность при подъеме по лестнице успеха; лидерство определяет, к той ли вершине приставлена лестница» [2].Говоря словами Питера Друкера: «Управление — это делать дела правильно, а лидерство — делать правильные дела».
Роль лидера особенно возрастает в условиях быстро меняющегося спроса, когда традиционные строгие методы прогнозирования этих изменений перестают быть эффективными. В соответствии с известной формулировкой «управлять — значит предвидеть», низкая достоверность прогнозов означает плохое управление. В этих условиях способность лидера к целостному видению идеального образа организации, его умение убедить коллектив в привлекательности этого образа и повести людей за собой становится необходимым условием успеха организации. В литературе, посвященной исследованиям факторов успеха организаций, эти качества называются стратегическими лидерством. Стратегическое лидерство — это способность, необходимая для понимания идеологической основы и целей организации; структуры потребностей клиентов; управления ресурсами, то есть затратами и капиталом; лидерства и человеческих отношений; управления, наблюдения (мониторинга) за деятельностью. Стратегическое лидерство — это:
• способность охватывать перспективу и распознавать закономерности в ходе событий по фрагментарным, неполным и не абсолютно достоверным данным;
• способность выявлять необходимость перемен, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами;
• способность разработать стратегию, планы и программы осуществления процесса перемен;
• способность обучать искусству перемен и обеспечивать их необходимыми ресурсами;
• способность мобилизовать энергию людей, используя убеждение, приемы лидерства и обучение для осуществления перемен в организации.
В эффективных организациях, которые отличаются высоким уровнем производственной демократии, творческой активностью, профессионализмом персонала и т.п., навыками стратегического лидерства должны обладать все руководители независимо от их положения на иерархической лестнице.
В основе стратегического лидерства, как уже было сказано ранее, лежит способность к видению.Видение —это наглядный, чувственный образ будущего. Способность к видению — результат синергического взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга. Такая способность может быть развита при помощи специальных тренировок. По утверждению Ст. Кови, лидеры практически всех ведущих фирм, добившихся выдающихся успехов, обладают этим качеством.
Как известно, лидер является носителем общефирменных ценностей. Следовательно, его собственная система ценностей, взгляды на развитие организации, отношение к потребителям, к персоналу, к процессам обучения, саморазвития и т.п., точно так же, как и поведение, должны полностью соответствовать идеологии высокоэффективных организаций. Лидер — представитель своей организации. Эта его роль требует, чтобы лидер и организация развивались вместе. То есть, лидер высокоэффективной организации должен развиваться вместе с ней.Это одно из важнейших качеств высокоэффективного лидера, которое, к сожалению, на практике встречается не слишком часто. Лидер должен также иметь хорошо развитые навыки самоанализа, быть проактивным, независимым, то есть действовать в соответствии со своими принципами и ценностями, а не под влиянием других людей и обстоятельств. Одновременно ему необходимы навыки эффективной взаимозависимости и постоянная готовность к взаимовыгодному сотрудничеству.
Одно из самых главных требований к лидеру высокоэффективной организаций заключается в том, что ему должна быть свойственна этика характера, а не этика поведения.То есть его поведение должно определяться сутью характера, а не навыками манипулирования людьми. В основе этики характера лежат сформулированные Ст. Кови семь навыков высокоэффективных людей. Рассмотрим их более подробно.
Навык первыйгласит: будьте проактивными.
В основе этого навыка лежит несколько фундаментальных закономерностей, характеризующих поведение людей. Первая из них: между воздействующими на человека раздражителями и его реакцией на эти раздражители лежит свободная независимая воля. То есть, мы сами выбираем свою реакцию на те или иные воздействия.
Вторая закономерность заключается в том, что наше восприятие внешнего мира и отношение к нему определяется нашими парадигмами, то есть системой представлений об окружающем мире и системой наших ценностей. Отсюда следует, как минимум, два важных, вывода:
• поскольку система представлений и ценностей всегда индивидуальна, то большинство людей, наблюдая одни и те же события, воспринимают их по-разному, и это совершенно нормальное явление, а не повод для конфликта;
• люди, обладающие способностью к самоанализу, могут заглянуть внутрь себя и установить, сквозь какие же призмы (парадигмы) они смотрят на окружающий их мир, и при необходимости скорректировать их, поскольку то, как мы видим проблему, зачастую и есть самая главная проблема.В реальной жизни эти призмы чаще всего формируются под воздействием средств массовой информации, друзей, знакомых, родителей и т. д., а не являются проявлением наших собственных глубинных ценностей и целей. В этом случае оказывается, что мы живем по сценарию, написанному другими людьми.
Быть проактивным человеком как раз и означает, что человек осознал свои глубинные ценности и цели и действует в соответствии со своими жизненными принципами, независимо от условий и обстоятельств. Принципы, в соответствии с которыми действуют высокоэффективные люди, выверены веками, являются составной частью чуть ли не каждой из основополагающих религий и большинства философских и этических систем. К ним относятся: принцип справедливости; честность и искренность; человеческое достоинство; служение или идея внесения вклада в общее дело; качество и совершенство; принцип неограниченных потенциальных возможностей; принцип роста — высвобождения потенциальных и развивающихся способностей, требующий терпения, воодушевления и настойчивости. Принципы — это те направляющие поведения, которые обладают устойчивой и постоянной ценностью.
Таким образом, проактивность есть независимость, способность осуществлять свой выбор на основе четко осознаваемых правильных принципов, а не под влиянием обстоятельств. Альтернативой проактивности является реактивность, когда выбор определяется навязанными парадигмами и обстоятельствами. Существует несколько способов определения того, в какой степени вы проактивны или реактивны. Один из них заключается в следующем. Возьмите лист чистой бумаги, карандаш, сосредоточьтесь и попытайтесь записать все те события, явления, факты, проблемы, которые заботят или беспокоят вас. Это могут быть, например, ваши здоровье, внешний вид, профессиональный рост, взаимоотношения в семье, мнение о вас других людей, состояние дел вашей организации, здоровье и благополучие родных и близких, общая экономическая ситуация в стране, политическая обстановка в мире, состояние экологии и т. д. Все эти явления, события и проблемы и составляют круг ваших забот.Затем, просматривая предыдущий список, выпишите из него те события, явления и проблемы, которые находятся под вашим непосредственным влиянием, а далее те, на которые вы реально можете повлиять, объединившись с другими людьми (то есть те, которые находятся под вашим косвенным влиянием). События, находящиеся под вашим прямым и косвенным влиянием, составляют
Рис. 7.1. Круг забот и круг влияния личности
Попытайтесь далее оценить, какие события, факты, проблемы и т.п. отнимают у вас большую часть времени и сил: интеллектуальных, физических и эмоциональных. Если окажется, что основные ваши усилия сосредоточены вне круга влияния — вы реактивный, хотя, возможно, и очень активный человек. Ваши усилия в этом случае вряд ли приблизят вас к цели и приведут лишь к сокращению круга влияния. Усилия проактивного человека сосредоточены в основном в круге его влияния.За счет приобретения навыков индивидуального и коллективного решения проблем (из числа тех, что находятся под косвенным влиянием) круг влияния проактивного человека постепенно расширяется. В самом центре круга влияния высокоэффективный человек помещает собственные парадигмы или принципы, а также свои глубинные цели и ценности.Такой подход может быть назван как «изнутри — наружу», в соответствии с которым, если человек желает что-либо изменить в этом мире, он должен начать это делать с самого себя, с настройки тех самых призм, которые управляют его восприятием и поведением.